Первая и последняя работа Борромини

(Из цикла «Азбука Рима»)
    По выходе из Санта Мария Маджоре, мы с Лаурой обогнули монументальный храм и задержались у  скромного египетского обелиска. Когда-то папа Сикст V украсил им площадь перед вратами своей резиденции на Эсквилине.      
     На поверхности пятнадцатиметрового монумента, выполненного из розового гранита, нет ни единого иероглифа.  Только трещины,  как морщины,  бороздят  грани его,  да черные скобы,  скрепляют  блоки,  на которые он был разбит безжалостным временем. Этот обелиск - близнец  стоящего на холме Квиринал, а  привезены  они в  Рим императором Клавдием.    На базе обелиска с четырех сторон высечены  тексты, которые  рассказывают историю перевозки и установки обелиска,  а также  провозглашают  триумф христианской веры над язычеством.
-  Лаурочка, Рим, как всегда, подсказывает нам дальнейший путь, и мы отправимся…
- К  Сан Карлино, - одновременно проговорили мы.
    Перейдя шумную магистраль виа Национале и преодолев небольшой подъем улочки Кватро Фонтане, мы  замерли на пересечении её  с  улицей ХХ сентября. Отсюда, с крохотной площадки, открывается  уникальный вид  сразу на три обелиска. На тот, что мы оставили у базилики  Санта Мария Маджоре, на его двойника, украшающего  фонтан на  Квиринале, и  на обелиск, высящийся в возглавии Испанской лестницы.  С четвертой стороны площади  виднеются  врата Порта Пия,  где когда-то, дабы завершить картину,  мечтал установить четвертый обелиск папа Пий IV.
    Обнять эту перспективу взглядом можно только встав в центре площади в тот момент,  когда она на мгновение остается свободной от перекрестного потока машин.  Впрочем,  римские водители достаточно  любезны, и  в  ответ  на умоляющий жест притормаживают,  давая  возможность полюбоваться  Вечным городом, которым они вполне оправданно гордятся.
   Небольшая площадь на перекрестке дорог  носит название Четырех фонтанов. Они едва слышно журчат в нишах четырех обрамляющих  площадь дворцов.  У небольших полукруглых бассейнов   возлежат фигуры двух бородатых мужчин, олицетворяющих  Тибр и его приток Арно, и две женские фигуры, представляющие богинь Диану и Юнону.
     Но истинное украшение площади  - небольшая церковка,  ласково  называемая  в  народе "Сан Карлино". Она, как пишут в путеводителях,  занимает   поверхность, равную площади поперечного сечения  одного из четырех центральных  столпов  собора  Святого  Петра.
-  Это ведь  первая самостоятельная работа Франческо Борромини?!.
- Первая работа моего самого любимого из римских архитекторов. Я очень много прочитала про него. Сейчас расскажу, что запомнилось. Его настоящее имя - Франческо Кастелли. Родился он неподалеку от Лугано, в италоязычном кантоне Швейцарии.  Эта область в ту пору была проникнута реформаторскими идеями Св. Карло Борромео. Некоторые считают, что от его имени произошел псевдоним архитектора – Борромини.
    Надо сказать, что Франческо Борромини  всю жизнь строго следовал аскетичным уставам этой христианской общины. Он не одобрял накопительства и стремления к роскоши. Да и откуда особая роскошь?! Все мужчины в семье испокон веков  работали каменщиками и строителями. Вот и он стал строителем.
-  Значит, он входил в гильдию вольных каменщиков, а она была неким  праобразом массонской ложи.
- Отсюда и древние масонские символы в его постройках. Борромини всегда строил небогатые, светлые и ярко освещенные церкви. И украшал их традиционными изображениями.  Квадрат - символ  четырех сторон света, созданного Господом, и четыре буквы его имени – Яхве. Круг - символ нескончаемой бесконечности и вечности. Пальма - символ протяженности  и хода времени, роза с лепестками, символизирующими многолетие земной жизни. Ангелы и херувимы - носители света. Но главным элементом всегда оставалось солнце - символ Бога живого, дарующего жизнь и свет. Нередко Всевышний изображается в виде Ока Всевидящего, заключенного в сияющий треугольник - символ Троицы.
    По приезде  в Рим,  Франческо  с 1619 года  стал работать на строительстве собора Святого Петра в качестве подручного  Карло Мадерна, своего дальнего родственника. Сначала он работал простым каменщиком.
- Тогда он и высек мраморный блок, на котором молодой Микеланджело установил свою  Пьету.
- Потом Борромини вместе Мадерна работал над строительством расположенного неподалеку отсюда дворца Барберини.  Но это другая история.
   Когда же  Мадерна умер в 1629 году, Борромини продолжил работать уже под руководством  Джан  Лоренцо Бернини.
- Видимо тогда и началось вошедшее в легенды соперничество двух мастеров.
- Оно было неизбежно, потому что уж очень  они разнились  по характеру.  Северянин и южанин.  Гордый и замкнутый, не идущий на компромиссы, Борромини избегал аристократические салоны и пышные многолюдные празднества, предпочитая проводить досуг за книгами, рисунками и проектами. Это рождало непонимание, зависть, скрытую и откровенную неприязнь. Да и работал он вдумчиво и медленно. Нередко его заказчики, теряя терпение, препоручали работу другим
    В отличие от него веселый и темпераментный Бернини работал споро, в сотрудничестве с многочисленными помощниками. Так что неприязненные отношения вполне объяснимы. Но когда среди всех выставленных на конкурс  проектов церкви на  крохотной площади Четырех фонтанов Бернини увидел  своеобразный и затейливый эскиз Борромини, он, забыв об антипатии и разногласиях, благородно высказался  в  пользу  соперника.
- А сколько тогда  Борромини было лет?
- Они с Бернини практически ровесники. Борромини к этому времени было почти  тридцать. Мало того, что он должен был вписать церковь в ограниченное пространство, он и работать согласился бесплатно, потому что предоставляемые средства были крайне скудны. Ведь церковь принадлежала тринитариям.
- Помнится, что этот орден, посвящен   Пресвятой Троице, и основной миссией его был выкуп христиан из мусульманского плена. За четыре столетия скромные монахи выкупили более 30 тысяч невольников. Причем, выкупали они как белых, так и черных узников. На фасаде другой римской церкви тринитариев на холме Челио, рядом с аркой Долабелла,  сохранилась мозаика XIII века, где по обе стороны от Христа изображены белый и чёрный невольники.
- Борромини с жаром взялся за дело. На  площадке, размером всего  12 метров в ширину и 20 метров в длину,  он возвел сложное и изысканное сооружение  необычной овальной формы. Овал этот повторяется и в устремленном ввысь куполе, украшенном изнутри  изображением парящего голубя – Святого Духа в треугольнике Троицы.
    В интерьере церкви нет ровных плоскостей, они  пластично искривлены, как  контуры живого тела.   В Сан Карлино даже затейливые исповедальни сделаны по рисунку Борромини, стремившегося как можно точнее и изящнее использовать предоставленное ему  ограниченное  пространство. Борромини не только руководил  работой каменщиков, плотников и скульпторов, но нередко и сам брался за изготовление ракушек,  розеток, медальонов и головок милых ангелов.
- На картине у главного алтаря, естественно, изображен Святой Карло Борромео и основатели Ордена тринитариев, поклоняющиеся святой Троице.
- О Карле Борромео рассказывает Алессандро Мандзони в своем знаменитом романе «Обрученные».
- Но кроме церкви Борромини должен быть вместить, скорее втиснуть в это ограниченное пространство ещё и небольшой   монастырь с внутренним двориком. Этот восьмиугольный дворик ограничен двухэтажными галереями с  арками на первом этаже и балюстрадой на втором. В центре дворика стоит восьмиугольный же каменный колодец.
  А вот небольшую треугольную колокольню  можно разглядеть только  с противоположной стороны улицы. И тут все те же оригинальные изгибы  линий,  спирали со смелыми  и неожиданными  деталями.
- Она напоминает парящую в небе легкую беседку,  окруженную спаренными колоннами и увенчанную  шпилем с крестом. А что за история с фасадом церкви?
-    Церковь вызвала истинный восторг горожан даже несмотря на незавершенный   фасад.  Над ним Борромини трудился ещё 30 лет. Узкий и высокий фасад церкви за счет чередования выпуклых и вогнутых поверхностей создает так называемый эффект «застывшей волны. Борромини успел достроить только нижний уровень, а верхний оставался незавершенным к 1667 году. Потому и получилось, что эта работа оказалась первым и последним проектом гениального мастера.
   Кстати, из монастыря по винтовой лестнице можно спуститься в склеп. В этом безрадостном помещении с низким сводом  сделаны восемь ниш. Одну из них Бороммини предусматривал для своего погребения, но эта церковь отказалась принять его прах.
- Ну, да. Он же покончил жизнь самоубийством, проткнув себя шпагой.
- Я читала, что, завершив работы в церкви Сан-Джованни-дей-Фьорентини на виа Джулия, Борромини впал в жестокое отчаяние. Он не выходил из дома, сжёг все рукописи и рисунки, а затем упал грудью на шпагу.
- Рыцарская смерть.
- Но умер он не сразу и долго мучился, истекая кровью. За это время друзья успели призвать священника, который исповедал и причастил умирающего, отпустив ему грехи.
   Узнав, что каноники Сан Карлино отказались похоронить его в заранее заготовленном склепе, Борромини  попросить упокоить его прах в церкви  Сан-Джованни-дей-Фьорентини рядом с могилой своего учителя Карло Мадерна. Но долгое время  его имени там не  было, лишь позднее оно появилось на мраморном круге в центре  храма.
-  Не так давно на стоящей слева колонне по просьбе посольства Швейцарии в Риме была помещена и памятная доска с портретом этого печального гения римского барокко.
-  Необыкновенный и неистовый Борромини  всю жизнь был так одержим идеей новаторства, в своих творениях и столь дерзновенно шагнул  на   несколько веков вперед, что его можно  было бы  причислить к родоначальникам  стиля "art nouveaux".
Впрочем, в Италии этот стиль называют «либерти», в Германии - «Югендстиль», », в Шотландии - «Макинтош», в США - «Тиффани». А у нас, в России, этот архитектурный стиль получил название «Модерна».


Рецензии