Кладбище в Комарово. Часть третья

Чтобы помнили

В своё время по центральному телевидению с большим успехом прошёл цикл программ об артистах театра и кино советской эпохи, ушедших из жизни и незаслуженно забытых. Вёл те программы замечательный актёр Леонид Филатов, а выходили они под общим названием - «Чтобы помнили». Говоря о кладбище в Комарово, где покоятся известные деятели науки и культуры Ленинграда - Санкт-Петербурга, было бы не лишним напомнить и их имена, ибо время неумолимо стирает не только надписи на могильных камнях, но порой и саму память о тех, чьи творческие усилия создавали когда-то славу городу на Неве.

В предлагаемых коротких заметках не ставилось целью рассказать обо всех ныне покоящихся в Комаровском некрополе, то вряд ли бы получилось, однако некоторым именам хотелось бы уделить внимание. Люди, о которых пойдёт речь, - это актёры, музыканты, писатели…

Мария Леонидовна Пахоменко (1937 – 2013)

Блистательная советская эстрадная певица с чудным голосом, первая представительница нашей страны, получившая Гран-при международного конкурса «Золотой Орфей» в Болгарии (1971). Тогда это было почти равноценно кинематографическому Оскару. Невероятно красивая, обаятельная и скромная женщина, всеобщая любимица Ленинграда. Душевные песни в её исполнении – «Долго будет Карелия сниться», «Качает, качает задира ветер фонари над головой», «Стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят», «Опять плывут куда-то корабли» и многие другие, написанные её мужем композитором Александром Колкером (род. 1933), никого не оставляли равнодушным.

«Долго будет Карелия сниться
Будут сниться с этих пор
Остроконечных елей ресницы
Над голубыми глазами озер...»

Творческая жизнь Марии Пахоменко была подобна яркой звезде, так всё удачно у неё складывалось. До поры до времени, пока однажды в её глазах не поселилась некая грусть. Отчего? Может из-за времени, что молниеносно менялось в стране, когда на смену «старым» исполнителям приходили новые, напористые и энергичные, а может причина была в чём-то личном, скрытом от посторонних глаз. Пресса тех лет много писала о непростых отношениях в её семье, а тут ещё новая напасть объявилась – болезнь, у Марии Пахоменко обнаружили синдром Альцгеймера.

Однажды она вышла из дома и не вернулась. На другой день её случайно обнаружили в одном из торговых центров Санкт-Петербурга с закрытой черепно-мозговой травмой. Через три недели Мария Пахоменко скончалась. На её могильном камне помимо имени и фамилии изображён только стебель чертополоха, довольно распространённое растение с невыразительными цветками и множеством колючек. Странным казался бы выбор, если не знать, что по народному поверью чертополох отгоняет нечистую силу. Видимо, неспроста грусть однажды проникла в её прекрасные глаза. И потому, вероятно, могильный камень выглядит будто расколотым, по нему проходит некая трещина. Две жизни – одна яркая и счастливая, друга – жёсткая и мучительная.

Николай Боярский (1922 – 1988) и Лидия Штыкан (1922 – 1982)

Николай Александрович Боярский – ветеран Отечественной войны, орденоносец, актёр Ленинградского Театра имени В. Ф. Комиссаржевской, ему хорошо удавались острохарактерные роли. В кино запомнился во множестве ролей, подчас эпизодических, но ярких, благодаря исполнительскому мастерству. Снялся в двух экранизациях об Остапе Бендере. В одной (12 стульев), сыграл роль Кисы Воробьянинова, в другой (Золотой телёнок) – Адама Козлевича. Николай Александрович был сыном протоирея Русской православной церкви Александра Ивановича Боярского, «красного батюшки», так его называли после Февральской революции 1917 года. Родной брат Николая Александровича – Сергей Боярский (1916 – 1976), также актёр театра и кино, - это отец всем известного актёра и певца Михаила Боярского. Династия продолжается.

Лидия Петровна Штыкан – жена Николая А. Боярского, тётя Михаила С. Боярского, ведущая актриса Ленинградского Академического Театра Драмы им. А. С. Пушкина (бывший Александринский). Во время войны служила медсестрой на фронте. Умерла в Перми во время гастролей театра.

Вера Панова (1905 – 1973)

Вера Фёдоровна Панова – русская, советская писательница. Из множества её литературных произведений многим запомнилась и полюбилась трогательна повесть «Серёжа» (1955) - «Несколько историй из жизни очень маленького мальчика», так значится в авторском подзаголовке. На последней странице сцена прощания маленького мальчика со своими близкими - мамой, младшим братиком и Коростелёвым, отчимом Серёжи, уезжающих в Холмогоры. Его они с собой не берут, оставляют на тёте. Серёжа не по-детски страдает, стоя у машины…

«Здорово неудобно, но нам на это наплевать: мы едем. Едем все вместе, на нашей машине, наш Тимохин нас везет, а снаружи, над нами, едет Коростелев, он нас любит, он за нас отвечает…»

Серёжа едет в Холмогоры! – так заканчивается история маленького мальчика.

В 1960-ом году режиссёр Георгий Данелия экранизировал повесть.

Илья Авербах (1934 – 1986)

Илья Александрович Авербах – советский кинорежиссёр и сценарист. Перед поступлением на высшие сценарные курсы при Госкино СССР некоторое время работал врачом, имея диплом медицинского института. Его самый известный фильм «Монолог» (1972), «фильм о смысле жизни», как отзывались о нём критики, был представлен на Каннском кинофестивале (1973). Главные роли исполнили Михаил Глузский, Маргарита Терехова, Марина Неёлова и Станислав Любшин. Считается, что это был лучший фильм в актёрской карьере Михаила Глузского.

Инна Зубковская (1923—2001)

Инна Борисовна Зубковская – балерина, солистка Мариинского театра (1941—1970), танцевала ведущие партии в балетах: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Баядерка», «Пламя Парижа» и многих других. С 1965 года Зубковская преподавала в ленинградском хореографическом училище им. А. Я. Вагановой. Её воспитанницами были ныне уже известные танцовщицы: Алтынай Асылмуратова, Элеонора Тарасова, Оксана Кузьменко, Лариса Лежнина и Вероника Парт. Одно время Инна Зубковская вела классы в Италии и Венесуэле.

Продолжение следует: http://proza.ru/2022/04/04/1933


Рецензии