Ф17 Пушкин Образ Фауста от темных ср. веков до

Пушкин  Фаустиана

Образ Фауста от темных ср. веков до авангарда, реалолизма и соцпутинизма

Когда на Руси происходило томление Великого стояния на Угре, в Европии родился будущий тормошитель мозгов и доктор наук и маг  Иоганн Георг Фауст.
Везёт же людям ...

1.
Исторический доктор Фаустус - чернокнижник, бакалавр теологии, бродячий доктор, великий содомит и некромант, алхимик, маг и астролог, бонвиван и фанфарон

рис. Витенберг. Мемориальная_доска_на_доме_Фауста

2.
Народный герой Фауст - маг, злодей и чернокнижник, но еще и Дон Жуан, барон Мюнхгаузен и сверхчеловек одновременно, герой фантастической жизни

рис. Title page of a 1588 edition of the Faustbuch

«Народная книга» лежит в основе пространного сочинения Г. Р. Видмана о Фаусте — Wahrhaftige Historie (Гамбург, 1598).

Доктор Фауст стал предметом народной легенды в течение десятилетий после его смерти, переданных в chapbooks начиная с 1580-х годов, и был особенно адаптирован Кристофер Марлоу в своей пьесе Трагическая история жизни и смерти доктора Фауста (1604).

Традиция Faustbuch  сохранилась на протяжении всего раннего современного периода,и легенда была вновь адаптирована в замкнутой драме Иоганна Вольфганга фон Гете «Фауст» (1808)

рис. Title page of one of the H;llenzwang grimoires attributed to D. Faustus Magus Maximus Kundlingensis (18th century)

Восхищает фантазия народа Германии в РСИНН = они воздают не Емелю на печи с щучьим велением или Ивана-дурака иди не зная куда..
 
3.
Провокационный герой книги Шписа «История о докторе Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» - это маг, знакомый с самим Сатаной, образ которого связан с проблемой перформативности и знака

4.
ДЕМОНИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛ, ИЛИ ДУХ БЕСКОНЕЧНОСТИ - герой поэмы Гёте «Фауст», ставший литературным архетипом . Автор сделал  его еще и финансистом, выстроившим пирамиду бумажных денег и заменивший экономической магией алхимию… Отказ от слова в пользу дела - смысл не только “Фауста”, но и всей новоевропейской фаустовской цивилизации

5.
Гётевский Фауст это Дон_Жуан — ритор соблазнения, он в этом демоничнее Мефистофеля

6.
Уайльдовский Фауст — Дориан Грей — символ общества спектакля и образов

7.
Доктор Фаустус Томаса Манна — музыкант Леверкюн — создатель додекафинии Шёнберга в музыкальной «Ламентации доктора Фаустуса. Говорят это последний Фауст

8.
Воланд в Мастере и Маргарите Булгакова

9.
Вочеловеченный от тоски и одиночества Люцифер в Дневниках Сатаны Леонида Андреева 

10. 
Авангардистский Фауст  Брэкидж в стиле эстетики «когда ребенок был ребенком»

11.
Кто ты, Фауст эпохи Нью-эйдж (New age): Или персона постмодерна Пола Фейерабенда?

12.
Мист Капра Фритьофа из его Дао Физики?

13.
Коммунистический Фауст -  из  «Фауст и Город» большевика А. В. Луначарского … Фауст «нового города» (еще без гула и стона мертвых душ ГУЛага)

День за днем идут года —
Горе всё новых жутей.
Но никто и никогда
Не забудет имя: Утин.
Этот всегда живой, этот всегда с тобой =
В горе, в запое и гадости.
Утин в твоей жене,
В каждом, фля, стакане,
Вовка в тебе и во мне!
В давний час, в суровой мгле,
На заре Единой* власти,
Он сказал, что на земле
Мы построим людям ГАЗтье.
Мы за Утиным идем,
Славя Родину долгами,
И на всем пути большом
В каждом вздохе Вова с нами.

Утя всегда живой,
Утя всегда с тобой
В горе, в забое и пакости.
Утин в твоей десне, в попе, в ужасном сне,
Вовка  в тебе, ой и во мне!

)*( власти партии единоотбросов

***

Можно найти море в океане исследований образов и миссий Фауста в разных культурных традициях. Даже есть такие,в которых Фауст и Мефисто меняются местами и возникает фаустофелизм (например, у Рабиновича «Культура как творчество»...ну а у кого еще…): Нет Фауста, и нет Мефистофеля. А есть Фаустофель.  Есть и Андрогинный Санчехот = пара Хлебников (духословие) и Крученых (вещесловие) — особенная пара: если Хлебников — Дон Кихот, то Крученых Санчо Панса.
Есть и удивительные такие в которых Мефисто — двойник Фауста… или АСТРАЛЬНЫЙ СКИТАЛЕЦ
Почти невозможно найти аналогичные по цели и смыслу исследования истории Мефистофеля

Отдельные виды омо-фаустов

Арабский

Русский Фауст

Этот тип в мировой культурной фаутиане стартанул с крыльца Демона Пушкина и превратился в хандрящего ко всему равнодушного и от скуки и лени разочарованного во всём и вся Жене Онегине.
За ним по необъяти русской лени пошли Чацкие, Печорины, Оболомовы  и … их легион …
Этот вид рассмотрим в отдельной записке

Русско-французский

Это Фауст проблемы «тургенево-виардо» отношений с поиском ответа на один вопрос - возможность достижения одним конкретным человеком личного счастья  в комплексе  вопросов: личного счастья" человека или, точнее, его права на личное счастье в столкновении с его нравственным и общественным долгом; вопросом об отношении человеческой индивидуальности к окружающему ее миру, к природе, о месте человека в природе; наконец - опять-таки не только в общественном, но и в лично-этическом плане - вопросом об отношении дворянского интеллигента к народу и о его долге перед народом.

Персонально «мой»

В каждом из нас живет и шевелится свой фаустеныш …

Лучший Фауст =
думающий ученый, критический рассуждающий рассудок, пытливый измученный  терзаниями ум, честный перед собой и Богом с изъеденной мефистофелями — его двойниками — душой и вечно мятежным духом богоборца и бунтаря:


Рецензии