Акция Нам жить и помнить!

В практике работы городского совета ветеранов, который возглавляет Пенькова Зинаида Васильевна, всегда было проведение выездных президиумов с приглашением председателей комиссий городского и районных советов ветеранов, членов совета и литературного объединения «Ветеран». Однако в Год исторической памяти   их проведению уделяется  особое внимание. В апреле - мае президиум городского совета ветеранов проводит акцию «Нам жить и помнить!». Ее началом стало посещение 30 марта школы № 22 и железнодорожного вокзала, который является своеобразными воротами города.   

Строительство вокзала в Могилеве началось в 1900 году, когда император Николай II утвердил постройку железнодорожного пути от Витебска до станции Жлобин Либаво-Роменской железной дороги. Вокзал был построен в 1902 году на тот момент в трех верстах от центра города. Через 8 лет к нему была проложена линия конки. А с 1911 года до вокзала можно было добраться на двух таксомоторах, владельцем которых был Самуил Сагал, родственник знаменитого художника Марка Шагала.

В годы Первой мировой войны на железнодорожной станции Могилева проходил службу в должности военного санитара русский поэт Сергей Есенин, а в период нахождения в Могилеве последней Ставки Верховного Главнокомандующего  Российской армией, здесь в вагоне царского поезда жил император Николай II.

После разрушений в годы Великой Отечественной войны могилевская железнодорожная станция подверглась капитальному ремонту. Последние изменения были внесены в 2000–2004 годах. Сегодня она имеет современный вид, не утратив при этом шарма прошлого, а путников на перроне вокзала встречает и провожает бронзовый станционный смотритель с колокольчиком и фонарем.

История Государственного учреждения образования «Средняя школа № 22 г. Могилева» ведет свой отсчет с послевоенного 1951 года, но вначале  это была - «Неполная средняя школа № 39 станции Могилев Белорусской железной дороги». С 1953 года школа стала именоваться «Железнодорожная средняя школа № 39 станции Могилев Белорусской железной дороги». Современное название школа приобрела с 4 декабря 2020 года после получения Сертификата от Министерства образования Республики Беларусь.

Ветераны – частые и желанные гости в  школе, но особенно сердечно школьники встречают участников войны. В школе более 35 лет функционирует музей боевой славы, у истоков которого стояла учитель математики Киреева Елена Васильевна. Поводом к  созданию исторического музея послужила встреча в 1970 году Елены Васильевны с начальником штаба спецотряда «Славный» Оборотовым Михаилом Ивановичем, который рассказал о героических подвигах, мужестве и отваге товарищей по отряду в годы Великой Отечественной войны. В том же году из числа учеников школы был создан отряд  «Поиск», который начал свою поисковую работу по восстановлению фактов из истории и деятельности спецотряда особого назначения органов госбезопасности СССР. Им посвящена большая часть экспонатов школьного музея.

В музее оформлен отдельный стенд и много материалов, посвященных деятельности спецотряда «Боевой», которые передал в дар музею Подшиваленко Николай Иванович ветеран войны, спорта, подполковник, бывший подрывник-автоматчик спецотряда «Боевой» НКГБ БССР.  Эти два спецотряда — «Славный» и «Боевой» — действовали в тылу врага на территории Белоруссии и России, но пути их не пересекались, т. к. деятельность отрядов была секретной.

Музей открыли 22 июня 1984 года к 40-летию освобождения города Могилева. В открытии приняли участие 35  ветеранов спецотряда «Славный» из Минска, Гомеля, Еревана, Пятигорска, Жиздры, Белгорода, Самарканда и Могилева.
На сегодняшний день музей  состоит из 7 художественно оформленных экспозиций, 11 витрин и насчитывает  1946  экспонатов. В числе, экспозиций: «Вставай, страна огромная!», «На земле Белорусской», «Боевой путь партизанского отряда «Славный!»,  «Сквозь свинцовую вьюгу», «В едином строю», «Освобождение Могилева», «Помним, храним, дорожим!». В музее размещена электрифицированная карта боевого пути партизанского отряда «Славный», фрагмент партизанской землянки, макет-имитация Вечного огня (электрическая).

Затем председатель первичной  ветеранской организации Могилевского отделения Белорусской железной дороги Гребенкин В.Д. познакомил гостей с работой транспортного класса в школе,  которым он руководит много лет и представил интересную презентацию об их встречах и путешествиях.

Ветераны познакомились также во Дворце культуры с музеем истории отделения Белорусской железной дороги, который был основан в 1974 году и сегодня насчитывает почти 2 тыс. экспонатов. Пространство музея разделено на три исторических периода. Больше всего здесь уделено советскому периоду. Средства связи, сигнализации, аппараты и устройства, которые работали десятки лет и до сих пор находятся в исправном состоянии.  Самый «взрослый» экспонат музея на сегодняшний день – это станционный колокол, который был отлит в 1902 году. В музее  можно увидеть уникальные экспонаты, например, прототип смартфона, которому почти 70 лет.

Неоценимый вклад внесли железнодорожники в дело разгрома немецко-фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. В тяжелейших условиях при непрерывных бомбежках и артобстрелах, в условиях почти полного разрушения путей, подвижного состава и сооружений труженики магистрали должны были осуществлять бесперебойное движение поездов, доставку их к фронту и вывоз всего необходимого в тыл. В условиях строжайшей маскировки без достаточного отдыха железнодорожники обеспечивали безопасность движения поездов и необходимый объем работы.

Глазами экскурсоводов музеев смотрели ветераны на каждую фотографию и экспонат  музеев, пропуская через сердце каждую информацию о прошлой жизни и судьбе наших земляков. Очень много подробностей об истории родной Могилевщины ветераны узнали из уст В.С. Киреева, члена президиума городского совета ветеранов, который дополнял рассказы экскурсоводов.

Такие музеи, возрождающие и сохраняющие историческую память о верных сынах и дочерях Отечества, очень важны для того, чтобы люди, и прежде всего подрастающее поколение, любили свою землю, ценили прошлое и сохраняли настоящее своей страны.
               


Рецензии