Ф7 Пушкин Ключи к Фаусту от Гете 1
Ключи к Фаусту просты … Надо всего лишь знать со всеми тонкостями смыслов и тайнописей:
1) космогонию — теогонию — антропогонию
2) мифы античности
3) раннее христианство — христологию гностиков и не догматическое богословие
4) концепт Ренессанса
5) концепт просветителей
Остановимся на взглядах автора вершины немецкой фаустианы — г-на Гете:
1. Гений Фауста
Человек продуктивный и человек гениальный для Гёте почти синонимы: гениальность - лишь превосходная степень всякой продуктивности.
«Что такое гений, как не продуктивная сила, совершающая деяния, достойные бога и природы и именно поэтому оставляющие глубокий след и наделенные долговечностью»
2. Бессмертие Фауста
С продуктивностью связана проблема бессмертия. Бессмертие не дано, а задано человеку: чем продуктивнее человек, тем он бессмертнее. Бессмертие — это способность прошлого плодотворно действовать в настоящем.
«Я не сомневаюсь в продолжении нашего существования(после смерти)… Но не все мы бессмертны в равной мере, и тот, кто хочет проявлять себя и в грядущем как великая энтелехия (неделимая сущность), должен быть ею уже теперь».
3. Предел разума гомосапиенс
У Гёте противоречиво сочетались:
(а) неверие в способность человечества к совершенствованию, опасение, что наступят времена, «когда человечество перестанет радовать творца и бог должен будет все снова разрушить, чтобы обновить творение» (тема «Вечного Жида») и
(б) безграничная вера в торжество человеческого разума и в то, что во «всеобщем счастье потонут невзгоды отдельного лица» (тема «Фауста»)
«Вздернутая на дыбы экспериментом никогда не выдаст своей тайны».
Это свое убеждение Гёте поддерживал доводами, заимствованными у великих немецких идеалистов, опираясь на их противопоставление рассудка — разуму: рассудок - способность аналитического расчленения живого целого; разум - способность человека постигать целостность явлений, сопряженность единичного с множественностью проявлений бесконечной и безначальной природы.
4. Философия гетевского Фауста
В основе «Фауста» - философия обретенного пути к высокой цели
5. Агностицизм фаустианы Гёте
В принципиальном отличии от «кенигсбергского мудреца» Канта с его непознаваемостью «вещи в себе», Гете прибегал к формуле агностицизма с иной целью: он стремился оградить познание природы от покушений как со стороны мистицизма церковников, так и со стороны скороспелого («априорного») рационализма.
«В природе имеется доступное и недоступное, — это следует различать, понять и уважать, хотя очень трудно усмотреть, где начинается другое. Тот, кто этого не знает, иногда мучается всю жизнь, стремясь постичь непостижимое, и при этом ничуть не приближается к истине. Тот же, кто это знает, — остается в пределах постигаемого; исследуя эту сферу во всех направлениях… он может кое-что отвоевать и у непостижимого, хотя ему придется в конце концов признать, что здесь многое может быть понято лишь до известной границы и что природа всегда таит в себе нечто проблематическое, не поддающееся разгадке силами человеческого разума».
6. Разум Бога и Hомо.
«Разум человека и разум божества — это различные вещи», «нехорошо … прикасаться к божественным тайнам». Нельзя приписывать истинную силу познания только божественному разуму, не прослыв агностиком.
«Я говорю, конечно, не о такой силе воображения, которая действует наугад и создает всякого рода несуществующие вещи; я разумею силу воображения, не покидающую реальной почвы действительности и с масштабом Действительности и ранее познанного подходящую к вещам чаемым и предполагаемым».
7. Религиозность Гете
На вопрос Эккермана соответствует ли его натуре преклонение перед Христом, он (подобно Фаусту) ответил бы:
«Конечно! Я склоняюсь перед ним как перед божественным откровением, высшим принципом нравственности». Но если меня спросят, соответствует ли моей натуре преклонение перед солнцам, я также скажу; конечно! Ибо это тоже откровение высшего начала, в притом самое мощное из всего, что дано воспринимать нам, детям земли. Я чту в нем свет и зиждущую силу божества, благодаря которой мы живем и действуем, и вместе с нами все растения и животные».
Гёте заключает:
«Если же меня спросят, склонен ли я преклонить колена перед костью большого пальца апостола Петра или Павла, то я скажу:
пощадите меня и избавьте от этих нелепостей…
Он нередко возвращался к идее «второго распятия Христа», понимая под Христом «начало добра».
8. Эстетика Гете
«Вдохновение», «боговдохновенность» — одно из центральных понятий Гётевской эстетики. Нужно, — говорил он Эккерману, настаивая на врожденности дарования (без чего знание и даже воображение «недостаточны»), — чтобы природа нас правильно создала, чтобы хорошие замыслы представали перед нами, как истые дети божий, и кричали нам: «Вот мы!» По убеждению Гёте, художник всегда носит в самом себе «антиципацию» (смысловое предвосхищение) мира, — даже в пору, когда он еще не обладает житейским опытом.
Пeрвая теза Гётевской антиномии искусства - «верность» художника самому себе и своему дарованию + «антиципация мира» художником.
Гёте наиболее отчетливо сформулировал свою антиномию искусства в предисловии к «Поэзии и правде»: для того чтобы написать автобиографию, от писателя требуется «нечто почти невозможное, а именно, чтобы индивидуум знал себя и свой век: себя, поскольку он при всех обстоятельствах остается одним и тем же, а век — как нечто вольно или невольно увлекающее за собой всякого, как нечто определяющее и образующее тебя. Всякий родившийся десятью годами раньше или позже был бы, можно сказать, совершенно другим человеком по своему развитию и влиянию на окружающих».
Впечатлительный организм художника — «демоническое начало» его души. Это «демоническое начало», то есть прирожденный, никакими усилиями воли или труда не приобретаемый дар, и открывает художнику мир в его многообразных проявлениях — не таким, каким бы он хотел его видеть, а в истинном, объективном его значении:
«В искусстве и поэзии личность — это все»
9. Финал жизни
Душевный кризис, перенесенный Гёте в глубокой старости, был так болезнен именно потому, что на вопрос:
«Так что ж осталось, если все пропало?»
— он уже не мог ответить:
«Любовь и Мысль».
С последним поцелуем Ульрики фон Левецов и самым последним Марии Шимановской отпала теперь и любовь. Он уточнил: «любовь в обличии женской юности и красоты», как выражался Гёте.
10. Мастер и Маргарита
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо» - это М. Булгаков цитирует Гете:
«Частица силы я, желавшей вечно зла, творившей лишь благое».
Зло в мире — не так уж и бесполезно, оно вито плодовито и мотивирует быть таким же ленивое Добро
11. Поэтический Вымысел
(Пушкин. ЭЛЕГИЯ Безумных лет угасшее веселье):
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Гете - опытный боец-гностик = он боится безжалостного костра инквизиции и Судного Дня для себя = в самом начале «Фауста» он настоятельно предупреждает - перед нами не подлинная жизнь, а поэтический вымысел.
Этот вымысел наш нац. гений Александр Пушкин назвал
«величайшим созданием поэтического духа»
12. Гностицизм
С т.зр гносеологии Гёте был агностиком. С т. зр. догматов католической + протестантской церквей Иоганн был убежденным гностиком.
Его религиозное мировоззрение было сформировано на 3-хтомном труде Unparteiische Kirchen- und Ketzerhistorie теолога Gottfried Arnolds.
Фраза из «Фауста» Гёте
«Творенье не годится никуда»
вовсе не случайно оказалась почти дословным парафразом Василида, авторитетнейшего гностика II в. Главная идея «Фауста»: союз с чёртом до добра не доведет?
“С неба через мир в преисподнюю”.
А может наоборот?
Фауст — богоотступник, пожелавший исполнения всех своих желаний за договор с чертом?
Получилось ли у Мефистофеля совратить Фауста с истинного пути?
***
Правда ли, что, если не знаешь немецкого языка, за чтение «Фауста» лучше и не браться?
Ты, фра, роптал насчет Пролога - а нам вообще, увы, дано не много ...
Тогда что читаем мы … чернь из праха пушкинской толпы!?
Что-нибудь понял, фра... Нет? И я ...
Нам с тобой, фра, дорога одна - в Институт Гете = https://www.goethe.de/ins/ru/ru/
ps возможно его уже "приостановили" а Institut Francais в Москве давно ... уже...
Свидетельство о публикации №222040200348