Слово о душе

        Заметки о стихах поэта и прозаика Сергея Игоревича Горшкова, опубликованных в книге «Позови меня в свой сон»

                Часть 1 «Чудак»


        Меня сильно удивило название этой части книги: «Чудак». Сплошь и рядом, если человек отстаивает свою точку зрения, отличную от общепринятой, да ещё обладает неординарностью мышления, то его в глаза и за глаза зовут чудаком.
        Во все времена чудаками были люди, достигшие определённого уровня личностного развития с появлением у них потребности демонстрировать свою особенность. В данном случае эта особенность – писание стихов, а высокое личностное развитие характеризуется своеобразностью творческой палитры стихов автора. Широка тематика, представленных в книге стихов, каждое стихотворение несёт высокую смысловую нагрузку. Стихи невозможно привести к какому-то общему знаменателю, какой-то единой цели. Они как будто срез нашего бытия. Поэт смотрит на вещи под своим, ему только ведомом, углом зрения. Вот эту загадку и надо разгадать читателю. Скучно не будет, уверяю вас.
        Попробуем обозначить, о чём говорит автор в своих стихах. Во-первых – о друзьях и близких, о поиске любви, о смысле жизни. Об этом в стихотворении: «Крылья любви»:
«Ведь замёрзнет без объятий душа,
Не останется в кармане гроша.
Лишь любви земной знакомы пути.
Это крылья за спиною… Лети…»
        «Дышите любовью» - это очень актуально в современном мире. «И никак нам без любви не прожить» - я думаю, под этими словами каждый читатель подпишется. Это касается и любви к женщине, и к маленькой дочери в стихотворении «Колыбельная»:
«Пусть же вьюга за окошком
Злится и метёт:
Сон возьмёт тебя в ладошки,
В сказку унесёт,
Заколдует все ненастья,
Беды, непокой,
Подарив мне это счастье –
Быть всегда с тобой».
        От счастья индивидуума до счастья всеобщего большие пути. Из-за этого остаётся только надежда на счастье. В ней, в точке надежды, совмещаются: и судьба, и мечта, и любовь. «Ведь любовью Христос сохранил нас и спас». Но жизнь прожить, не поле перейти, и у близких людей начинается непонимание, отчуждение, когда уже неважно движение друг к другу, а скорее - наоборот. Когда в отношениях остаются иные понятия, как-то - «круговорот» и «просто угол зрения», тогда между людьми, даже бывшими когда-то близкими, поселяется зло, привожу отрывок из стихотворения:
«И ночь одиноким конём
Летит, закусив удила…
Куда мы с тобою бредём
По разные стороны зла?..»
         Зло едва ли не главная причина несчастья как отдельных людей, но и целых народов. И не факт, что за всё расплачивается простой человек своей жизнью, нерождёнными детьми, раньше срока ушедшими из жизни родителями, и отсутствие в перспективе света в конце туннеля. Зло чего боится? По мнению чудака, только Бога. Без веры, без покаяния не прожить людям в этом злом, неуютном мире. А покаяние это процесс, который предшествует исповеди и который сопровождает её. Обдумывание, осознание и искреннее раскаяние в допущенных прегрешениях легче всего происходит в пути, в дороге к Храму.
        Приведу несколько строк из стихотворения «Отпусти на покаяние».
«Так очистившись от злобушки,
Дверь заветную найду,
А за ней, краса-зазнобушка,
Вновь себя я обрету.»
        Вот для этого и необходимо покаяние, в нём обретение себя, снова безгрешного. А после исповеди так легко и просто снова окунуться в любовь, в самые чистые и возвышенные чувства. В стихотворении «Слово для души» автор подводит своего литературного героя-чудака с его сложной, маетной, не всегда подвластной логике жизнью к покаянью, как единственному средству почистить и сохранить родник души.
«Да, мой друг, отчаялись,
Многие отчаялись!
И вот-вот сломаются,
           Сколько не тужи.
И они все маялись,
Перед Богом каялись,
И просили у него
           Слово для души?..»
         Бог любит чистых душой, непорочных сердцем, в таком виде можно верить в счастливый случай и в удачу. И случай, как фундамент мирозданья, и любовь, как итог веры в судьбу, для хорошего человека так и должно быть. Из этого вытекает:
«И верь: я назову
Единственной тебя,
А выбор в нужный час
Тебе подскажет сердце.»
        Но на Земле, в современном жёстком мире, наверно, мало иметь церкви, колокольни, богослужения, а надо ещё что-то, что совмещает душу человеческую с Богом, что делает нашу веру добрее. В противном случае уже и «ангелы дрова готовят про запас». Или это уже не ангелы, а черти поселились на земле и готовят свою жатву. Нахожу этому подтверждение в стихотворении «Мы стали довольно циничны». В нём и «служение свету», и черти в друзьях, и меч отливали, и Бога к кресту прибивали. Т. е. где-то в серединке зло удачно уселось. Об этом же и стихотворение «На город, юбками шурша». Только в этом случае роль зла играет зима и повадки те же. Приведу красноречивый катрен:
«С позёмкой белою душа
Вдрызг разлетелась –
Меж нами, юбками шурша,
Зима уселась.»
        Понимаю отчасти поэта-чудака. Провинция, деревушки, городки, работы нет, досуга нормального нет. Душный обывательский быт убивает талантливого человека. Простора для творчества мало, хочется в Москву, в Санкт-Петербург, на страницы столичных журналов, где и премии и медали дают. А как же провинция останется без чудаков, кто провинцию то будет прославлять? Об этом стихи «Утро провинциального обывателя» и «Белые мышки». И тут же неожиданный экскурс в историю: это и современный ответ на поэму А. Блока «Двенадцать», это и одухотворение белых царских офицеров, защищавших, но не сумевших защитить старую святую Русь. Примыкают к этой теме и следующие два стиха: «Есть такая работа» и «Письмо солдата». В первом лейтмотив: «Трудно спорить с судьбой войной» и «Хоронили на поле том всех убитых, да с двух сторон». И опять посередине – зло. И во втором стихотворении – в любой самой страшной ситуации есть надежда вернуться домой, главное – чтобы ждали, и в первую очередь – мама. Это вечная тема: К. Симонов – «Жди меня». Женская доля – ждать, и кто-то обязательно придёт с войны, главное, чтобы было как в стихотворении:
«Оставайся, родная, и жди. И молись, чтобы я
Не пропал на страшном пути,»
       Война – это зло, на войне люди убивают друг друга, и считают себя врагами. Война делает человека невосприимчивым к любви и состраданию. «Если в яме лежит любовь» вместе с убитыми товарищами, то один совет остаётся солдату: «не оглядывайся назад, наши жизни и смерть неделимы». А что между?.. Для кого-то – больничный коридор, для кого-то – кабак. Счастливцев среди них практически нет. Но как следует из нижеприведённого стихотворения:
«Кто-то из нас верит в чудо судьбы.
Кто-то живёт ожиданьем любви.
Кто-то готов нас за это убить.

Кто-то из нас верит в прочность страны.
Кто-то живёт ожиданьем войны.
Кто-то готов все грехи оплатить.»
       Как правило, после войны цинизм человеческих отношений просто зашкаливает. И получается, что главная задача новых поколений «заменять собой павших собратьев в строю». Так то, конечно, так, но печально всё это. Не диплом, не дети и внуки, а необходимость встать в строй вместо выбывших бойцов, основная задача человека. Проходит время, жизнь, и человек уже не нужен в том строю, в котором он замещал когда-то выбывших. В мирное время человека в строю меняют на другого человека, более молодого и дееспособного, а убывшему надо «тихо встречать смерть» на земле призраков, где ещё существуют маленькие радости и маленькие надежды. И тогда:
«В доме, у огня в печи можно отогреться.
Можно в пламени огня чувства возродить.
Каждый волен поступать, как подскажет сердце.
Каждый волен выбирать время и с кем жить.»
      А ведь и правда всё пока возможно:
«Может быть, огонь любви даст сердцам согреться?
Может быть, друг друга вновь можно сочинять?
Волен каждый поступать, как подскажет сердце.
Волен каждый выбирать время умирать.»
      Но дальше уже окраина: деревни, города, жизни; и человек становится на грани целесообразности своего бытия. Здесь, на окраине, нет ни Бога, ни чёрта, а потому:
«Здесь тьма, здесь тишина,
вопросам места нет:
кровавая война
дала на всё ответ.
Здесь боги не живут:
скончались на крестах,
и ветры не поют
в рассохшихся костях.»
       Проявление Бога, понимание роли Бога в мире, где всё находится в пограничном состоянии: добро, зло, свет, тьма, ложь, правда – сложная задача. И гонения на Бога, мол. сами с усами, и та лёгкость, с какой человечество ввергается в пучину войн, и неторные пути к Богу. И всё равно неймётся, как в приведённом отрывке:
«И в разлуке мы вроде,
Но гвозди есть, увы,
И тёрн венца стал в моде,
И мастерим кресты.»
       Но… чудак-поэт даже в мыслях не допускает, чтобы всё было плохо. Исподволь, помалу подвигает он в своих стихах человека к добру. Характерное стихотворение на эту тему «Прохожий». Бог под видом прохожего ходит по деревням и делает людям маленькие подарки, потому что знает кому что нужно, и с намёком на будущие обстоятельства:
«И у каждой из калиток
Из заветного узла
Оставлял катушки ниток,
Ну а где и два кольца.»
       Получается, что нет в душе покоя ни у Иисуса, ни у поэта-чудака.
       Другое не менее значительное стихотворение «Скитальцы». Скитальцы по версии автора, это те люди, кто не попал ни в Рай, ни в ад. «Скитальцы не народ, а сущности вселенных», для которых: «бродить из жизни в жизнь – вот истинная суть». Одиночество скитальцев в какой-то мере связано с пророчеством из древних библейских листов, и оно остаётся в силе и в современном мире. Но простым землянам ближе другие понятия и образы, обставляющие и окружающие их бытие. От налаженной жизни почти невозможно отойти человеку, и хорошо, когда эта налаженная жизнь передаётся из поколения в поколение. Хорошо об этом сказано в стихотворении «Провинция». «Дымки над трубами и колокольный звон, века в огранке позолоты храмов». И главное, в жизни всякого человека, живи он, хоть в провинции, хоть в столице, - вера, в которой человек спасается и выживает в «годину скорбных испытаний». А что ещё остаётся для души, об этом многие стихи Сергея Горшкова: детство, любовь, дружба навек и понимание новых добрых перемен.
Связка: чудачество – одиночество – странник среди других миров лишний раз подтверждает посыл, что жизнь – вечная и бесконечная субстанция. И в заключение:
«И кто бы, что ни говорил
В своих сомнениях о Боге.
Простим друг друга на пороге
И – в добрый путь по мере сил.»
       Поэзия Сергея Горшкова слишком многогранна, и я увидел, возможно, только один аспект его творчества, но то, о чём я написал – действительно тронуло до глубины души.  Я считаю, что читатель найдёт в стихах поэта ответы на многие вопросы современного человеческого бытия или, в конце концов, он начнёт задумываться о жизни.
       Дальнейших творческих удач, уважаемый Сергей Игоревич!


Рецензии
Такого поэта не знаю.
А статья написана
по доброму, хорошо.

Василий Овчинников   09.04.2022 17:48     Заявить о нарушении
Часть 1. Вторая последует?

Василий Овчинников   09.04.2022 17:50   Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Владимир Васильевич! Сергей Горшков - поэт довольно известный, член Союза писателей России. Когда будет презентация книги, я позвоню, надеюсь, встретимся.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   13.04.2022 19:50   Заявить о нарушении
На стихи.ру он под именем Сергей Игоревич Горшков. Ознакомиться с его стихами можно там.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   13.04.2022 19:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.