О чем помнят клены старого Усолья

                О чем помнят клены старого Усолья
                очерк
    Каждый человек в своем городе или деревне знает почти всю историю создания места, где родился. Так и я, хорошо знаю свой город, где родилась. Как жили купцы, простые люди, татары, сосланные и переселившиеся из Казани, его окрестностей в далеком 19 веке. Кажется, что все это было недавно. 1877-1891 годы. Уже прошел и 20 век. Годы правления Николая 2 до 1917 года, позже Керенский, большевики, Ленин и множество партий и политических течений. Мы все события страны знаем из литературы о истории. Наш город также оказался среди событий революционного движения, свержения царя, годы НЭПа и коллективизации, репрессий и гордости за рабочих и их достижений. Строительство заводов решающих главные задачи города и области.
   И сегодня я решила пройтись по старой части своего родного города, чтобы еще раз посмотреть, как жили и мои родственники и другие усольчане в далекие 1916-1945 годы и далее. Я сама много знаю информации о городе, где живу, но есть мои родственники, которые помогают мне в этом. Их воспоминания важны для нас, для наших детей и внуков.
   Только что я пришла с не большой экскурсии по старому Усолью, где хотела посмотреть места о расположении семи школ. На представленном фото вы увидите здание школы 2. Пересечение улиц Горького и Ленина. Иногда бывает так жалко, когда школьники города не изучают историю малой Родины. Посмотрели архитектуру домов. Не многие люди знают о том, что некоторые дома в нашем городе мастера Италии - Бартоломео Франческо Растрелли, русское барокко. Есть элементы архитектуры татарских мастеров. Очень много поговорили о старых кленах, которые растут по улице Ленина в старой части города. А ведь какая молодец историк Елена канал "Неформальные истории" в Питере, что показывает историю страны не только писателей, художников, композиторов, но и архитектуру зданий. А Питер богат событиями о их жизни. Кто из детей хочет стать будущим археологом, историком, архитектором, писателем наши видео всегда помогут им. Не о пьянстве и наркотиках думать им. Целый час я и Альфия Абдрафикова гуляли по старому Усолью и нам было приятно вспоминать все те события, которые происходили в нашей жизни и не только с нами, но с нашими родственниками. У меня их много в нашем древе Хисматулиных. Живем в городе Усолье-Сибирском чуть более 130 лет с 1891 года. Посмотрели, где находилась школа 2, школа 1. В свое время в них учились и Альфия и моя мама - Сагадат Хисматулина - Плотникова и другие татары. Альфия Абдрафикова Ветеран труда цеха 121 П/О Химпрома. Ее отец защищал Кенигсбрег, Севастополь. Альфия Абдрафикова училась в школах 1, позже 2, закончила школу - 7. Здесь же на улице Ленина находится и татарская школа, в которой работал учителем Кашаф Хисматулин в 1934 году. Позже учителями в ней были - русские. В 1960 годах она стала Домом Учителя.
   Можно много рассказывать о старом городе. Это и дом Жгулевых - Музей Природы; это и дом купца Шабалина; место, где находилась изба-читальня татарского театра с 1916 года по 1945. На этом месте сейчас только остался дом купца Чернова - бывшего белогвардейца. В нем находится почтовое отделение 11. Недалеко от этого места было здание, двухэтажное деревянное. На пересечении улиц Октябрьская и Карла Маркса на первом или втором этаже находилась Лавка скобяных изделий Минихана Абдрахманова, моего деда и отца моей мамы. В годы Великой Отечественной войны он работал футуровщиком на Заводе 97 и был записан в Книгу Почета Химпрома(бывший директор Марина Музея Трудовой Славы Химпрома хорошо знает все события о работающих). Он имеет медаль «За доблестный труд в ВОВ с 1941 по 1945 годы». Многое сейчас умалчивается среди краеведов страны. У меня и моих родственников остались документы о работе на П/О Химпроме. Жаль, что иногда историю пишут люди, не имеющие к событиям никакого отношения, изменяют имена, буквы в них, исторические события. Важнее то, что мы сами пишем об этом!
   Вот так и прошел сегодня день воспоминаний у меня с Альфией Абдрафиковой.
02.04.2022 года

4016 знаков


Рецензии