2021-10 КБН. Про абсолютные и относительные истины

2021-10-23 К.Б.Н. Про абсолютные и относительные истины

Удивительно, но до сих пор в науке нет чётких представлений о том, что такое абсолютная и относительная истины. В этом не трудно убедиться по словарям, да и по общему положению в науке.
В словарях определения конечно есть, но весьма и весьма разные. Например, понятие «абсолютная истина» имеет разные значения, некоторые из которых (что удивительно) учитываются не во всех словарях. Но если обобщить, то получиться примерно так:
 абсолютная истина, это полные и неопровержимые знания.
 Именно знания, а под этим понятием можно подразумевать много разного – и одно предложение, и страницу текста и целую книгу, и т.п. Но не редко под этим понятием понимают нечто глобальное – чуть ли не все знания человечества, а нередко и некие мистические суждения.
Положение с определением относительной истины ещё хуже, поскольку наиболее часто встречающееся толкование этого понятия совсем беспредметное, под ним понимают - констатацию не абсолютности истины. Но если поискать потщательнее, то можно найти в некоторых словарях такое, более менее чёткое определение:
относительная истина, это неполное, не точное знание, соответствующее определённому уровню развития общества, который обуславливает способы получения этих знаний, это знания, зависящие от определённых условий, места и времени его получения.
Но во всех существующих до сих пор определениях весьма не внятно учитывается (или совсем не учитывается) то, что с точки зрения логики истиной являются – не книги, не статьи, и не страницы текста, а – суждения (высказывания). Все знания состоят из суждений (высказываний). И значит, если быть логичным, надо подразумевать под абсолютной и относительной истиной – суждения (высказывания), а не знания вообще. И тогда, абсолютность и относительность истинности, это характеристики объёма суждений.
Таким образом, если тему – абсолютной истины перевести из полу мистической глобальности (как понимают её сейчас слишком многие), в область логики (а «объём суждения», это понятие из логики), то вся эта тема становится простой, рациональной и логичной.
Итак, что получается?
Относительная истин - это истина, в объёме которой обобщены, как истинные, так и не истинные суждения, вследствие неточной формулировки (чрезмерного обобщения).
 
Абсолютная истина - это истина, в объёме которой обобщены только истинные суждения, вследствие предельно точной формулировки.
 
Пояснение. Таким образом, относительной истиной является истина, в содержании которой, из-за неточной формулировки, из-за чрезмерного обобщения, не учтены какие либо условия, вследствие чего эта истина обобщает в себе и не истинные суждения. Значит, в объём таких суждений входят как истинные, так и не истинные суждения. А относительность истин состоит в том, что они истинны относительно одних условий (не сформулированных в них), и не истинны относительно других условий (так же не сформулированных в них). Например, суждение «Вода кипит при ста градусах», это относительная истина, она истинна по отношению к шкале Цельсия (и некоторых других условиях), и не истинна по отношению к шкале Фаренгейта (и некоторых других условиях). Но если уточнить подобные истины до предела, то они могут стать абсолютными истинами.
Любую относительную истину можно уточнить до абсолютной истины, при наличии необходимых для этого знаний.
 
Внимание. Могут возникнуть вопросы: « А зачем нужны именно такие определения этих понятий?», «Чем лучше эти определения?».
Ответ на это такой.
 Во-первых, суждения, в объёме которых находятся только истинные суждения – существуют объективно (это предельно уточнённые суждения). Суждения, в объёме которых есть как истинные, так и не истинные суждения, существуют объективно (это не точные суждения). Таким образом, и абсолютные и относительные истины, при таких определениях, существуют объективно.
Во-вторых, до сих пор, характеристика суждений – однозначность, почти не учитывалась, точнее, это оставлено на сообразительность людей - одни это учитывают интуитивно, другие про это ничего не знают и никак не учитывают. А это приводило к распространённой ошибке, к существенному заблуждению – к абсолютизации объективно относительного. История философии, это история абсолютизаций. Одни философствующие абсолютизировали - одно, другие - другое, и т.д.
В-третьих, эти определения предельно уточняют, конкретизируют эти понятия и делают их предметными.
 
Культура, не знающая объективные критерии абсолютности истин – обречена на мировоззренческие заблуждения.
 
Итак, на вопрос «Что такое абсолютная истина?» ответ получен вполне рациональный, предметный и конкретный. (При таком определении абсолютной истины, она же является и – однозначной и безусловной истиной.) Теперь надо разобраться с вопросом: « Возможны ли в действительности абсолютные истины?».
И на этот вопрос ответить не сложно. Если исходить из того, что:
 - истина, это соответствующее действительности, то нетрудно сделать вывод о том, что – есть бесконечное количество того, что соответствует (и тем более не соответствует) действительности. Точнее, есть бесконечное количество положительных и отрицательных суждений о действительности, которые могут быть абсолютными истинами.
Есть то они есть, в принципе, потенциально. Но ведь их надо сформулировать! И не абы как, а с абсолютной точностью, однозначно!
В этом и состоит основная сложность.
Но и здесь не всё так безнадёжно.
Хотя и есть очень много вопросов, на которые пока невозможно сформулировать однозначные ответы, из-за недостатка знаний. Но есть ведь и то, что уже известно точно! И не так уж этого и мало. К самым простым абсолютным истинам относятся суждения о том, что уже произошло и (или) не может измениться. А уточнение подобных суждений, это так сказать чисто «техническая» задача, поскольку, в основном, это обычная операция из логики – ограничение содержания. На первый взгляд может показаться, что подобных ограничений для каждого суждения нужно очень много, или даже бесконечно много. Но в действительности таких ограничений, во многих случаях, достаточно делать - по времени, по пространству и качеству. (А точнее, нужно ограничивать по тем условиям, по которым логично возможны разные толкования.)
Например.
«В XX веке от рождества Христова, вокруг планеты Земля была атмосфера».
«Среди всех людей, когда-либо существовавших на планете Земля, не все - правши».
«В десятичной системе счисления дважды два равно четырём».
Это абсолютные истины. И подобных истин уже можно наформулировать бесконечное множество. Правда, для философии, подавляющая часть таких абсолютных истин – бесполезна. Но всё же есть среди них и истины, непосредственно относящиеся к некоторым разделам философии.
 
В научный язык необходимо ввести понятия «абсолютная истина» и «относительная истина» (определяемых через полноту объёма) для возможности предельно уточнять истинные суждения.
Философское учение, основанное на однозначных, абсолютных и безусловных истинах, это окончательное учение.
.
Для всех.
 
Ещё раз повторю:
Можете опровергнуть мои аргументы?
Опровергайте.
Кто не может опровергать – не суйтесь.
Пустые возражения, это типичный признак рассуждений аборигена из Страны Дураков.
На моих темах мне такого «добра» не надо.
Тексты возражанцев – удаляю.
Умные контраргументы – оценю.

К.Б.Н., 19 Март, 2019 - 12:34, ссылка
_____________________________________________________

(Отрывок из обсуждения)

Виталий Иванов, 22 Октябрь, 2021 - 17:14, ссылка
--------------------------
Шапка темы и далее.
К.Б.Н., 19 Март, 2019 - 12:34,
«Удивительно, но до сих пор в науке нет чётких представлений о том, что такое абсолютная и относительная истины. В этом не трудно убедиться по словарям, да и по общему положению в науке.
В словарях определения конечно есть, но весьма и весьма разные.»
 
Вы, видимо, не читали источники, а они есть. Не только лишь словари.
Повторю еще раз ссылку на книгу, которую дал в своей теме.
Об организации сознания. Исследование истины / Виталий Иванов. – СПб.: Серебряная Нить, 2016. –274 с.
http://russolit.ru/books/download/item/3347/
В книге даны определения «понятию», «сознанию», «знанию», «истине», «абсолютной и относительной истинам».
И многие другие.
Рассмотрены вопросы, отвечающие заглавию книги – об организации сознания и исследовании истины.
Проявите интерес, могу что-нибудь процитировать.
Но не все же 274 страницы? )
 
К.Б.Н., 23 Октябрь, 2021 - 13:20, ссылка
--------------------------
Для Виталия Иваново и не только.
 
Вы пишете:
«Вы, видимо, не читали источники, а они есть…»
 
Отвечаю.
Я сужу про людей не по их заявлениям, а по результатам их деятельности.
 
С понятиями - абсолютная и относительная истина, вы явно промахнулись и не можете разобраться в этом простом вопросе. И явно пытаетесь съехать с этой темы. Это вам минус.
А основной ответ я дам вам в вашей теме.
.
Виталий Иванов, 24 Октябрь, 2021 - 00:51, ссылка
--------------------------
Отвечу в вашей обыкновенной манере.
Вы не то, чтобы промахнулись, а вообще никуда не попали.


Рецензии
Обычно относительным мы считаем что-то не очень реальное, в то время как абсолютным мы называем нечто истинное. Если я не ошибаюсь, некоторые христиане полагают, что, возможно, эта жизнь нереальна, зато существует реальный Бог-творец и рай. Что буддист может на это ответить? Предположим, вы решили навести порядок у себя дома. Во время уборки вы выбрасываете много ненужных вещей, но все равно что-нибудь оставляете, так и не решившись выбросить, и обычно это что-то совсем нелепое, вроде детского стульчика, на котором вы сидели, когда вам было восемь лет или старой зубной щетки, которая принадлежала вашей бабушке. Слова о том, что эта жизнь - иллюзия, что в ней нет ничего важного, звучат как истина, но продолжать утверждать при этом, что где-то там существует бог и рай, это уже что-то вроде детского стульчика и бабушкиной щетки. Почему бы не выбросить и их тоже?
Самое главное для каждого из нас – это счастье? В этом уголке мира, где мы сейчас находимся, под счастьем понимают познание истины. В свою очередь, чтобы понять эту истину, мы делим ее на относительную и абсолютную. Таким образом, мы имеем нечто вроде ориентира относительно того, что является правдой, а что нет. Затем на основе этого возникают религиозные системы и школы, которые начинают вести дискуссии между собой. К примеру, одна из школ утверждает, что вот, мол, относительная истина, а вот абсолютная. Представители другой школы тут же вмешиваются и поправляют: нет, нет, это тоже является относительной истиной, а не абсолютной. Все, что может воспринять ум, все, что может быть спроецировано в нем, все, что может быть понято умом, является относительной истиной. Абсолютная же истина не может быть воспринята, поскольку не является объектом ума. Кто-то из вас может задать вопрос: а как нам вообще обнаружить абсолютную истину, если мы не можем ее вопринять? Например, даже если в разговоре для удобства коммуникации мы используем такие понятия как истина и ложь, тем не менее, на практике, их невозможно разделить и рассматривать по отдельности. Предположим, во всем мире исчезли пиратские диски. Как по-вашему, существовали бы тогда так называемые непиратские оригинальные DVD? Нет, конечно. Эти явления возникают взаимозависимо. Только существование подделки предполагает наличие чего-то настоящего, или истинного. Тогда каким же образом амы можем понять эту истину, которую невозможно понять? Абсолютная истина не может стать объектом ума. Но познать абсолютную истину мы можем при помощи относительной. В каком-то роде, полное понимание относительной истины представляет собой постижение абсолютной истины. Так мы можем понять, что обе истины невозможно рассматривать раздельно.

Ал Ор   02.04.2022 13:40     Заявить о нарушении
Тут можно многое что сказать.
Например. «Истина» это человеческое понятие. Так же, как «абсолют».
«Понятие» – объект идеального мира субъекта, сознания, отражающая в той или иной мере некие выделенные характеристики мира материального, объективного.
Просто говоря, объекты идеального мира, понятия – в той или иной степени соответствуют неким структурам (условно, объектам) мира материального.
Относительная истина – относительна своего носителя, субъекта. Один локальный субъект может владеть только какой-нибудь частью «истины», соответственно «относительной истиной».
Логично полагать, что «абсолютной истиной» может располагать лишь абсолютный субъект. У которого объекты, структуры, связи идеального мира полностью соответствуют миру материальному, объективному, не зависимому от сознаний локальных субъектов, его устройству в динамике прошлого-настоящего-будущего вечной и бесконечной вселенной.
Таким абсолютным субъектом можно считать бога вечной, бесконечной вселенной, вмещающего в себе всё идеальное, материальное и активное.
Что касается нашей Вселенной, ограниченной высшими в ней взаимосвязями (разумными человеческими и не только), под Абсолютным субъектом или осознающим Себя Богом можно считать, опять-таки, все материальное, идеальное и активное, являющее собой развивающееся Единое Целое.
Так бог осознает Себя в Боге или абсолютный субъект в Абсолютном Субъекте.
Надо еще сказать, что у бога и Бога нет единого гипер «Я», мировая активность являет себя во множестве разновеликих активностей и в частности многих «я».
Подробнее можно найти в трактате «Категории и сознание»
http://www.proza.ru/2015/10/23/881
Спасибо за комментарий.

Виталий Иванов   03.04.2022 17:12   Заявить о нарушении