Помним? Гордимся?

     Занимаясь поисково- документальными исследованиями в отношении советских солдат, погибших в боях в Великую Отечественную войну, имена которых в силу разных обстоятельств «забыли» увековечить на памятных плитах братских могил, или  солдатские могилы в силу прошествия времени просто «потерялись», или на воинское захоронение (непонятно почему) своевременно не оформили паспорт (учётную карточку), как это предусмотрено законом, вследствие чего солдаты стали «безымянными», будто и вовсе не жили на земле, приходится помимо архивных документов изучать и множество других документов, в той или иной степени относящихся к вопросу сохранения памяти и увековечивания имён погибших солдат на мемориальных плитах.
     Так уж вышло, что в рамках поисковой работы пришлось озаботиться воинскими захоронениями советских солдат на территории Армении, Грузии и Азербайджана. И если в Армении на воинские захоронения оформлены паспорта с поименными списками похороненных солдат, то в Грузии и в Азербайджане  этого сделано не было. Несмотря на наличие вот такого документа- «Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», который был подписан среди других и представителями Азербайджана и Армении.
       
   Посмотрим на содержание Соглашения. ( краткое извлечение)
«Государства - участники Содружества Независимых Государств, далее именуемые Сторонами, руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права в гуманитарной области, Женевскими конвенциями от 12 августа 1949 года и Дополнительными протоколами к ним от 8 июня 1977 года, международными договорами и решениями, принятыми в рамках Содружества Независимых Государств (далее - СНГ), учитывая, что народы государств - участников СНГ внесли решающий вклад в достижение победы над фашизмом, выражая стремление сохранить и увековечить память о мужестве и героизме народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, согласились о нижеследующем:

Статья 1. Для целей настоящего Соглашения нижеследующие термины означают: 
погибшие военнослужащие - граждане бывшего СССР, входившие в состав Вооруженных Сил СССР, партизанских отрядов и других подпольных антифашистских формирований, труженики тыла, погибшие и похороненные в ходе боевых действий в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в плену, а также умершие в результате их последствий в госпиталях, в том числе в послевоенное время, на территориях Сторон;
 воинские захоронения - места погребения погибших военнослужащих, включая индивидуальные и братские могилы, кладбища или участки кладбищ, на территориях Сторон; 
воинские памятники - мемориальные и другие сооружения, памятники, мемориалы, памятные места, территории и объекты, связанные с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, расположенные на территориях Сторон;
неучтенные воинские захоронения - места погребения (гибели) военнослужащих и гражданских жертв войны, не зарегистрированные в соответствии с национальным законодательством Сторон; 
обустройство воинских захоронений - обозначение границ мест погребения и установка памятных знаков, надгробий, памятников или иных мемориальных сооружений либо их восстановление и ремонт, а также другие необходимые мероприятия;
 содержание воинских захоронений и воинских памятников и уход за ними - обеспечение сохранности воинских захоронений и воинских памятников, поддержание их в надлежащем порядке;
 поисковая работа - форма увековечения памяти путем выявления неучтенных воинских захоронений и непогребенных останков погибших или пропавших без вести при защите Отечества для последующего их захоронения, а также установление имен погибших и пропавших без вести для увековечения их памяти.
Статья 2 
Стороны предпринимают согласованные меры для дальнейшего развития гуманитарного сотрудничества в сфере увековечения памяти о мужестве и героизме народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и в этих целях:
осуществляют мероприятия по сохранению памяти о погибших военнослужащих, содержанию и обустройству воинских захоронений и воинских памятников;
продолжают поисковую работу, обеспечивают захоронение погибших военнослужащих с воинскими почестями;
организуют освещение фактов о бессмертном подвиге народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;
совершенствуют правовые механизмы сотрудничества в реализации настоящего Соглашения.
Статья 3 
 Стороны при решении вопросов, связанных с выявлением, учетом, обустройством и содержанием воинских захоронений и воинских памятников, а также эксгумацией останков погибших военнослужащих и их перезахоронением, руководствуются настоящим Соглашением и национальным законодательством Стороны, на территории которой они находятся.
Стороны при осуществлении мероприятий по увековечению памяти о мужестве и героизме народов государств - участников СНГ в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов учитывают национальные, религиозные и иные традиции народов государств - участников СНГ, включая надписи на могилах и воинских памятниках.
Статья 4 
 Стороны обеспечивают защиту и сохранение воинских захоронений и воинских памятников, расположенных на их территориях.
Обустройство вновь выявленных воинских захоронений производится в местах нахождения останков или, если это невозможно, в иных местах, достойных памяти погибших военнослужащих.
Статья 5 
 Стороны способствуют выявлению, учету, обустройству, содержанию воинских захоронений и воинских памятников, находящихся на их территориях, и уходу за ними, а также решению вопросов, связанных с эксгумацией, переносом останков погибших военнослужащих и их перезахоронением.
Стороны информируют друг друга о наличии, местонахождении, состоянии воинских захоронений и воинских памятников и обмениваются именными списками, другими персональными данными о погибших военнослужащих и месте их захоронения, а также другой информацией, связанной с реализацией настоящего Соглашения.
Статья 6 
 Стороны обеспечивают проведение поисковой работы, захоронение погибших военнослужащих с воинскими почестями, предпринимают необходимые меры для учета воинских захоронений на своих территориях.
Стороны могут осуществлять совместные мероприятия по ведению поисковой работы, перезахоронению останков погибших военнослужащих, обустройству и содержанию воинских захоронений.
Финансирование совместных мероприятий, проводимых в рамках настоящего Соглашения, осуществляется в соответствии с дополнительными договоренностями Сторон.
Статья 7 
 Стороны обеспечивают в соответствии со своим национальным законодательством предоставление в безвозмездное и бессрочное пользование участков земли под существующие и вновь обустраиваемые воинские захоронения и воинские памятники.
Стороны при взаимной заинтересованности информируют друг друга об обустройстве воинских захоронений на новых участках земли, проведении перезахоронений останков погибших военнослужащих, переносе воинских памятников.
Статья 8 
 Эксгумация останков погибших военнослужащих в целях их передачи заинтересованной Стороне осуществляется исключительно по ходатайству заинтересованной Стороны и с согласия Стороны, на территории которой находятся останки, с учетом ее национального законодательства.
Взаимные уведомления передаются Сторонами по дипломатическим каналам.
Статья 9 
 Стороны берут на себя расходы по содержанию и уходу за воинскими захоронениями и воинскими памятниками, находящимися на их территориях.
Каждая Сторона на основании взаимных договоренностей может также осуществлять за свой счет работы по благоустройству и содержанию воинских захоронений и воинских памятников, находящихся на территориях других Сторон. Вопросы финансирования такой деятельности определяются отдельными договоренностями Сторон.
Расходы на эксгумацию, перевозку и перезахоронение останков погибших военнослужащих и гражданских жертв войны, а также обустройство воинских захоронений, в том числе вновь выявленных, берет на себя Сторона, по просьбе или решению которой эти работы производятся.
 Статья 11 
 Стороны предпринимают меры для недопущения и пресечения случаев вандализма и надругательства в отношении воинских захоронений и воинских памятников.
Расходы на ликвидацию ущерба, нанесенного воинским захоронениям и воинским памятникам, в отношении которых совершены противоправные действия, несет Сторона, на территории которой это произошло, в соответствии со своим национальным законодательством.
Статья 19 
 Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок. Каждая из Сторон вправе выйти из настоящего Соглашения, направив депозитарию письменное уведомление о таком своем намерении не позднее чем за 6 месяцев до выхода и урегулировав финансовые и иные обязательства, возникшие за время действия Соглашения. 
Совершено в городе Душанбе 3 сентября 2011 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.
За Азербайджанскую Республику

За Республику Армения

За Республику Беларусь

За Республику Казахстан

За Кыргызскую Республику

За Республику Молдова

За Российскую Федерацию

За Республику Таджикистан

За Туркменистан

За Республику Узбекистан

За Украину 
     
    К большому сожалению, Грузия поддалась политической конъюнктуре и демонстративно отказалась подписывать данное Соглашение, таким образом наплевав на память о погибших в Великую Отечественную  войну солдатах, уроженцев Грузии. Конечно прах солдат- грузин не остаётся без надлежащего содержания. Братские могилы, в которых они похоронены, благоустроены и к ним с цветами приходят жители. Люди помнят о них и о совершённых ими подвигах!
      В 2012 году Президент России подписал соответствующий Указ, как и президент Республики Беларусь утвердил Соглашение об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств – участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественно войне 1941 – 1945 годов, подписанное в Душанбе 3 сентября 2011 года.
     С момента подписания соглашения прошло буквально десять лет и СМИ сообщили нам новость! В феврале 2022 года Украина приняла решение о выходе из соглашения "Об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов". Соответствующие законопроект и постановление правительства одобрили члены кабинета министров, заседание которого транслировалось в ютубе»- сообщил ТАСС.
      Ещё зимой 2014 года новые украинские власти страны объявили о начале процесса выхода своей страны из СНГ и начали проводить так называемую политику «декоммунизации». А в 2015 году Верховная рада Украины приняла закон "Об увековечении победы над нацизмом во Второй мировой войне 1939-1945 годов" и на законодательном уровне стала отмечать 8 мая, как День памяти и примирения. При этом, светлый день нашей Победы 9 мая все же отмечался - как День Победы над нацизмом во Второй мировой войне. Тогда же в Киеве отказались от термина "Великая Отечественная война", а по сути, руководители страны простой наплевали  на память сотен тысяч советских воинов- уроженцев Украины, отдавших свои жизни в боях с гитлеровцами и их союзниками. Вот так, поддавшись сиюминутной политической конъюнктуре, украинские власти при поддержке местных неонацистов «перевернули историю с ног на голову», поправ и растоптав светлую память о миллионах советских солдат и мирных жителей, погибших в боях с коричневой чумой!   Легендарная «Георгиевская ленточка», как и шествие «Бессмертного полка» оказались под властными запретами. Неонацисты при попустительстве властей и правоохранительных органов откровенно и изощренно издевались над украинцами, вставшими в шеренги «Бессмертного полка».
     Конечно, на уровне народной дипломатии решались насущные вопросы поисковой работы, обмена информацией, обеспечения перезахоронений  останков погибших  бойцов путём их передачи российским партнерам. 
        Как пример, хочу рассказать о следующем. Благодаря документам военного времени, находящимся на хранении Центрального Архива Министерства Обороны России было установлено, что в полку, в котором сражался мой дядя летом- осенью 1941 года, было много жителей Сумской и Черниговской областей. И вот- русские, удмурты, татары, украинцы, белорусы, казахи плечо к плечу сражались с гитлеровцами наши отцы, деды и прадеды, делились последней щепотью махорки и ломали последний сухарь. Вместе, с оружием в руках, они приняли и свой последний бой, свою смерть, сдерживая наступление гитлеровцев на Москву. Мы помним об этом! Мы - гордимся их подвигами! Пусть могилы их неизвестны, совершенный ими подвиг - бессмертен!
       Конечно, скоро  на Украине предстоит огромная работа как в рамках уточнения сведений о погибших солдатах, похороненных в братских могилах, так и в приведении в порядок учётов и паспортов воинских захоронений. Но пока об этом преждевременно говорить.
       Однако, сегодня разговор не об этом. Пока отложим  в сторону политическую позицию Грузии и ситуацию с солдатскими братскими захоронениями на Украине, и посмотри на ситуацию  с увековечиванием в целом. Посмотрим, как же обстоят дела с воинскими захоронениями и их паспортизацией, например, в Азербайджананской республике, являющейся одним из подписантов Соглашения. Но прежде, в качестве необходимых пояснений, обратим внимание на Севастополь.
     В Севастополе есть прекрасный  мемориальный комплекс воинам 77-й азербайджанской стрелковой дивизии, принимавшим участие в освобождении Крыма и штурме Сапун-горы в годы Великой Отечественной войны. Не имеет смысла рассказывать о боевом пути 77-ой  стрелковой дивизии, о героизме и отваге ее бойцов написано не мало книг, воспоминаний, статей и замёток. 7 мая 1944 года 77-я дивизия под командованием полковника Алексея Павловича Родионова штурмом овладела- Сапун-горой! Боец дивизии - Абдулазиз Курбанов во время штурма под огнем врага достиг вершины и водрузил Красное Знамя над Сапун-горой! 77-я дивизия одной из первых вступила в Севастополь. Так, уже 7 -8 мая 1944 года 105-й и 276-й полки этой дивизии, сломив упорное сопротивление врага, овладели Малаховым Курганом, а 9 мая 1944 года 324-й полк выбил гитлеровцев  с железнодорожного вокзала и занял рубежи в центре города, где бойцы сражались до подхода главных сил.
    Справка: Мемориальный комплекс расположен у подошвы Сапун- горы, рядом с шоссе Севастополь- Ялта и был сооружён на месте боев дивизии в 1974 году по инициативе правительства Азербайджанской ССР и Гейдара Алиева. Комплекс возводился за счёт средств республики. Авторы монумента - архитекторы Б. Сеид-Заде, Р. М. Шарифов, инженер Ю. Д. Дубнов, скульптор О.Г. Эльдаров. Скульптуры, мраморные плиты и даже песок были доставлены в Севастополь из Баку. Сам Гейдар Алиев, его жена Зарифа, дочь и 14-летний сын Ильхам также присутствовали на открытии. Мемориальный комплекс есть кенотаф и не имеет захоронений  погибших воинов. В связи с распадом СССР, в 2009 году подвергся частичным разрушениям вандалами из-за наличия цветных металлов. Отреставрирован в мае 2011 года.
    Так вот, для азербайджанцев память о погибших в боях за Севастополь отцах и дедах имела важное значение! Они заслуженно и справедливо гордились подвигами, отвагой и мужеством своих воинов- героев! И вместе с тем, ни представители Азербайджанской республики, ни представители Российской Федерации, несмотря на наличие «Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» не приложили должных усилий в целях выявления, учета и оформления паспортов воинских захоронений советских солдат, погребённых на территории Азербайджана. Поиски информации об этих захоронений в обобщённом банке данных «Мемориал» Министерства Обороны России оказались безуспешными. 
    Здесь уместно будет напомнить, что в соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации от 23 апреля 2003 г. №пр-698 по вопросам организации военно-мемориальной работы в Российской Федерации и  Указом от 22 января 2006 года № 37 «Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества», Министерством обороны Российской Федерации создан Обобщенный компьютерный банк данных, содержащий информацию о защитниках Отечества, погибших и пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, а также в послевоенный период (ОБД Мемориал). Главная цель проекта - дать возможность миллионам граждан установить судьбу или найти информацию о своих погибших или пропавших без вести родных и близких, определить место их захоронения.
   На сайте обд- Мемориал можно найти информацию о звании погибшего, части, в которой он служил, дате и причине смерти (убит, умер от ран, пропал без вести) и месте захоронения. Более того, на сайте выложены отсканированные копии всех обработанных документов-первоисточников, содержащих информацию о персоналиях. Эти документы позволяют с большой точностью идентифицировать павших, поскольку в них часто содержится дополнительная информация, в частности имена и адреса родственников, которым отсылались похоронки.;     Десятки тысяч родственников и потомков солдат до сих пор пытаются найти хоть какую- нибудь информацию о судьбе «своего» солдата, найти место его погребения, чтобы выразить свою скорбь и вместе с этим, огромное уважение за совершенный подвиг. Не случайно на братских могилах и мемориальных комплексах можно часто увидеть незамысловатые памятные таблички с фамилиями, а порою и с фотографиями погибших солдат! Людям важно знать, что есть на карте точка, где золотыми буквами сверкает под солнцем  родная фамилия!    
 Так вот, продолжая исследования в отношении воинских захоронений на территории Азербайджана, была предпринята попытка  обнаружить сведения о этих захоронениях советских солдат в обобщённом банке данных «Мемориал» Министерства Обороны России. Однако эта попытка оказалась безуспешной, несмотря на наличие целого пакета соответствующих документов. В этой связи пришлось проводить поименную выборку воинов, похороненных в Баку. 
      Чтобы прояснить ситуацию с учетами и паспортизаций воинских захоронений советских солдат  в Баку, целесообразно ознакомиться с руководящими документами: во-первых, есть федеральный закон от 14.01.1993 года номер 4292-1 «Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества». В  нашем случае интерес для исследований представляет статья 5 - Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений. 
« Воинские захоронения подлежат государственному учету. 
На территориях субъектов Российской Федерации их учет ведется органами местного самоуправления, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, в международном районе морского дна - штабами военных округов, флотов, на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, - дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации. 
На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт. Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов - на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями». Поэтому проявление у исследователей интереса  к наличию оформленных паспортов (учетных карточек) воинских захоронений и к государственному учету захоронений, обусловлено данным законом.
  Во- вторых,  «Соглашении об увековечивании памяти о мужестве и героизме народов государств- участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» было довольно подробно рассказано в начале. Соглашение от 13 сентября 2011 года (кроме Грузии, которая  отказалась) было подписано представителями всех государств, включая Азербайджан.
   И здесь будет уместно поинтересоваться, почему несмотря на наличие «Соглашения об увековечении памяти о мужестве и героизме народов государств - участников Содружества Независимых Государств в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» ни представители Азербайджанской республики, ни представители Российской Федерации не приложили должных усилий в целях выявления, учета и оформления паспортов воинских захоронений советских солдат, погребённых на территории Азербайджана. Кроме того, если помнится,  в статье 5 федерального закона « Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества» - «Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями». Вопрос только в том, какая структура осуществляет контроль исполнения этих положений федерального закона и международных Соглашений? Каковы полномочия и компетенции этой структуры?
В- третьих, Президент России утвердил 31.01.2019 года перечень поручений по совершенствованию мер, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества.  (Номер пр- 174.) Так поручениями Президента определено: 
—. осуществления кадастрового учёта и паспортизации таких захоронений;
—- утверждения перечня документов, необходимых для установления на территориях, сопряжённых с такими захоронениями, зон охраны объектов культурного наследия;
—- формирования поимённых списков погибших при защите Отечества, останки которых погребены на таких захоронениях, и нанесения их имён на соответствующие мемориальные сооружения.
И в- четверых, 14 октября 2021 г. за номером 605 Министр Обороны России издал приказ "Об установлении Порядка паспортизации и централизованного учета воинских захоронений"
   В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-I "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 7, ст. 245; Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 18, ст. 3063), пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 22 января 2006 г. N 37 "Вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 4, ст. 357) в целях определения порядка постановки воинских захоронений на государственный учет и их централизованного учета приказываю:
1. Установить Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений (приложение к настоящему приказу).
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2022 г.
 
Министр обороны Российской Федерации
генерал армии
С. .Шойгу
 Зарегистрировано в Минюсте РФ 22 ноября 2021 г.
Регистрационный N 65924
 
Приложение;к приказу Министра обороны;Российской Федерации;от 14 октября 2021 г. N 605
Порядок паспортизации и централизованного учета воинских захоронений
1 Настоящий Порядок регламентирует учет захоронений погибших при защите Отечества, находящихся на территории Российской Федерации, во 
2 Российской Федерации, российских воинских захоронений на территориях других государств, включая их внутренние воды и территориальные моря, а также в международном районе морского дна, в том числе мест гибели российских боевых кораблей, морских, воздушных судов с экипажами, путем составления паспортов с характеристиками воинских захоронений.
2. Паспортизация воинских захоронений включает в себя следующие мероприятия:
сбор сведений, необходимых для составления паспорта на каждое воинское захоронение, списка захороненных;
составление паспорта, списка захороненных, актуализацию содержащихся в них сведений;
направление паспорта и (или) списка захороненных в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
3. Паспортизация воинских захоронений проводится путем составления паспорта воинского захоронения (далее - паспорт). Паспорт составляется в трех экземплярах на бумажном носителе на стандартных листах формата А4 (рекомендуемые образцы приведены в приложениях N 1 и 2 к настоящему Порядку). На каждое воинское захоронение, за исключением расположенного в водной акватории, устанавливается мемориальный знак (рекомендуемый образец приведен в приложении N 3 к настоящему Порядку).
В случае изменения технических характеристик воинских захоронений, содержащихся в паспорте (приведение в негодность, перемещение, восстановление, захоронение), составляется новый паспорт.
4. Если число захороненных, погибших при защите Отечества (далее - захороненные), превышает 10 человек, к паспорту прилагается на бумажном и электронном носителях список захороненных, погибших при защите Отечества (рекомендуемый образец приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку). При захоронении неизвестных лиц, погибших при защите Отечества, список захороненных к паспорту не прилагается.
5. В случае захоронения вновь найденных останков погибших при защите Отечества в паспорт и список захороненных вносятся изменения на основании акта захоронения погибших при защите Отечества на территории Российской Федерации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 5 к настоящему Порядку).
6. Один экземпляр паспорта и (или) списка захороненных находится на ответственном хранении в органе местного самоуправления, штабе военного округа, Северного флота, дипломатическом представительстве (консульском учреждении) Российской Федерации, второй экземпляр направляется в Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества (далее - Управление) для постановки воинского захоронения на централизованный учет, третий экземпляр передается в военный комиссариат субъекта Российской Федерации для участия в работе по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества.
7. Командующие войсками военных округов, Северным флотом оказывают помощь органам местного самоуправления в паспортизации воинских захоронений с привлечением военных комиссариатов, представители которых подтверждают своей подписью достоверность сведений паспорта.
8. Руководители представительств Министерства обороны Российской Федерации (по организации и ведению военно-мемориальной работы за рубежом) оказывают содействие уполномоченным лицам дипломатических представительств (консульских учреждений) в проведении паспортизации российских воинских захоронений, находящихся на территории государства пребывания, формируют (сверяют) списки захороненных, подписывают паспорта в качестве представителей Министерства обороны Российской Федерации.
9. Централизованный учет воинских захоронений осуществляется Управлением, которое ведет реестр воинских захоронений на территориях Российской Федерации и других государств, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации, а также в международном районе морского дна (рекомендуемый образец приведен в приложении N 6 к настоящему Порядку) на бумажном и электронном носителях с размещением оцифрованных паспортов, списков захороненных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Изменения в реестр воинских захоронений вносятся на основании новых паспортов и (или) списков захороненных.
10. Постановка воинского захоронения на централизованный учет осуществляется Управлением в течение 30 календарных дней со дня поступления паспорта.
11. Управление обеспечивает хранение экземпляра паспорта и (или) списка захороненных в целях статистического учета количества воинских захоронений и погребенных в них лиц.
12. Органы местного самоуправления, штабы военных округов, Северного флота, дипломатические представительства (консульские учреждения) Российской Федерации, поставившие воинские захоронения на учет, сверяют свои учетные данные со сведениями реестра воинских захоронений, размещенными в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и при наличии расхождений принимают во взаимодействии с Управлением меры к их устранению.
      Итак, даже наличие такого пакета документов по вопросам увековечивания памяти о погибших, по оформлению паспортов воинских захоронений и их постановке на государственный учёт, можно отметить, что в Азербайджане (а в целом, повсеместно, включая и Российскую Федерацию), работа в данном направлении имеет ещё множество пробелов и недостатков.


Рецензии