Ф13 Всё о Бесе из энциклопедий

Задавшись попутным для фаустианы вопросом на допросе : А как соотносятся пушкинский Бес с Мефисто?  я невольно решил собрать сведения о Бесе :

В научной лит-ре

1.
О. В. Белов : БЕС (прислав, •besb) — злой дух, демон. В народной демонологии представления о Б. развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближались с поверьями о черте, дьяволе. Бес- языческий бог, идол. Согласно древнерусской литературе, состояние Руси «в поганстве» — состояние под властью Б.

«Повесть временных лет» сообщает: Перуна свергли с горы «на поруганье бесу, иже прельщаще сим образом человекы». С Б. отождествляется Волос (Велес). Из демонологических персонажей бесами названы домовой — бес-хроможитель, навь и др.
Бес — нечистый, злой дух.Перечень имен Б., известный по житиям (Вельзевул, Велиар, Телокх и др.), может быть дополнен за счет заклинательных молитв. В них наряду с собирательным образом «силы бесовской» упоминаются Б., имеющие имя собственное и наделенные краткой характеристикой: «Ехоран, князь бесовский», «темный блудный бес Сольца», «водяной бес Ярах- та», «похотный бес Енаха». Б. молитв и заговоров не имеет определенного облика.

Лит.памятники отмечают способность Б. к оборотиичеству. Б. — черного (синего) цвета, мохнат, крылат, хвостат, на руках и ногах когти, распространяет вокруг себя дым и смрад (обычный эпитет — «злосмрадный»). Б. может явиться «зверским образом», «аки змий черн», в виде черного пса, медведя, волка, «лютого зверя». Б. может представать в облике воина, разбойника, монаха, инородца (агарянин, эфиоп, «черный мурин», лях, литовец), скомороха, даже ангела и Иисуса Христа. Есть иконограф.типы Б.: зооморфный — дракон, змий, козел, свинья; антропоморфный — воин, нагой женоподобный отрок, человек в вывернутой мохнатой одежде, обвешанной тыквами; антропозо- оморфный — песьеглавец, мурин.

С начала XVIII в. изображения Б. превращаются в живописную характеристику греха, порока  Б. пьянства — обрюзглый Силен, Б. обжорства — со свиным рылом). В древнерусских памятниках и светских повестях Б. вызывают болезни («недуги лечат чарами и науаы, немощнаго беса, глаголемаго трясцю, мняться прогоняюще некими ложными письмены...», АИЮС 2/2:49); кликушество, любовные недуги (блудный бес), пьянство (пьяный бес).
Эти функции Б. сходны с функциями черта, лихорадки. В позднейших христианских легендах Б. наносит нравственный вред (отвлечение от молитв, лесть, козни, внушение ложных помыслов)

В устных пересказах заклинательных легенд Б. заменяет черт. Книжные и народные легенды о Б. и о черте имеют сходные мотивы: сотворение мира, свержение падших ангелов с неба и др. Взаимозаменяемы Б. и черт в молитвах и заговорах. В фольклоре бес 'нечистый дух' употребляется под влиянием книжной традиции («Б. вселился», «Б. попутал»).

Бес в народной демонологии - особый персонаж, отличным от черта, дьявола и Б. книжной традиции. У воет, славян черт и Б. — синонимы (ср. лысый Б. — лысый черт; хромой Б. — хромой черт; общие эвфемизмы: злой, нечистый, беспятый).

Общие у Б. и черта внешние черты. Б. ~ родовое название всех демонологических персонажей (ср. рус. бес полуденный, бес во дворе, бес волосатик, 'леший'; укр. польов! 6icu 'полевики', бйиця 'женский лесной дух, сходный с мавками, нявками'; рус. диалектное бесиха 'колдунья, ведьма’).

Отголоски представлений о Б. — злом духе, вызывающем психический недуг (беснование), встречаются в производных названиях: рус. веская 'падучая’; бешеница 'мутник, гориголова’, бесово молоко 'молочай', ср. бесиво 'одуряющее зелье, вино.
[см. Славянские древности: Этнолингвистический словарь/ под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. 1995  Т. 1: с. 164—166]

2. 
Фасмер макс:  Бес  - род. п. бе;са, укр. бiс, ст.-слав. б;съ ;;;;;;, ;;;;;;, ;;;;;;;;;, болг. бесъ;т, сербохорв. би;jес «ярость», словен. be;;s «злой дух», чеш. be;s, польск. bies, раньше bias в местн. н. Biasowice. || Исконнородственно лит. baisa; «страх», baisu;s «отвратительный, мерзкий, ужасный», лат. foedus «мерзкий», греч. ;;;;;;; «обезьяна». По мнению Траутмана восходит к лит. baid;ti «пугать» и русск. боя;ться. По этимологии Ильинского — к бо;сый, а также  ба;ский  «усердный», укр. баски;й, чеш.-мор. bosorovat' «колдовать».
[смю Этимологический словарь русского языка = Russisches etymologisches W;rterbuch: в 4 т./авт.-сост. М. Фасмер; пер. с нем.  Н. Трубачёва]

3.
 И.Л. : Бес. — Б. у языческих славян обозначал высшее враждебное для людей существо: слово бог, по всей вероятности, употреблялось в значении доброго божества, Белбога, а бес — в значении Чернобога. После принятия христианства первое стало обозначать Бога христианского, второе же — дьявола. У христианских летописцев этим же словом обозначаются вообще языческие божества. Славяне-язычники верили, что земля в продолжение всей зимы остается под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода. Они, вероятно, тогда не имели еще значения представителей нравственного зла, получили же это значение только под влиянием христианства и в особенности богомильского учения. 
[т. V (1891): Буны — Вальтер, с. 261—262 ЭСБиЭ - Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона]

4.
Бес  - Старославянское – бъсъ. Общеславянское – besъ. Индоевропейское – bhoidh-sos (вызывающий страх, ужасный).
Слово «бес» пришло из древнерусского (в памятниках литературы оно встречается с XI в.). Древнерусская форма «бъсъ» заимствована из старославянского (церковного),  восходит к общеславянскому besъ из bedsъ и далее – к индоевропейскому корню bhoi- (то же, что и в общеславянском bojatise – «бояться»). В конечном итоге «бес» возводится к индоевропейскому субстантивированному прилагательному bhoidh-sos – «вызывающий страх, ужасный, страшный».
см. этимологические словари словарь Семёнова

5.
Бес = Общеслав. Того же корня, что беда , лит. bais;s «страшный, ужасный», лат. foedus «гадкий, отвратительный». Производное с тем же суф. -s-, что и русый от основы *boid- (ср. лат. слово; ds > с, oi > е). См. русый. Бес буквально — «наводящий страх, беду». В значении «дьявол» — из ст.-сл. яз./p>   
см. этимологические словари  Шанского

6.
Бес
1. В религии и народных поверьях: злой дух. Умен (хитер) как б. (очень умен, хитер; разг.). Б.-искуситель (о том, кто искушает, соблазняет; шутл.). 6. попутал кого-н. (самому непонятно, как мог так поступить; разг. шутл.)
2. перен. О живом, ловком, задорном человеке (разг.). Б.-девка. * Мелким бесом рассыпаться (разг.) — угодливо льстить, юлить, лебезить. Какого беса? (прост.) — то же, что какого дьявола? ||  Бесовское наваждение. толковые словари словарь Ожегова

7.
Даль перечисляет несколько десятков синонимов слова бес (правда, более относимых в народной традиции не к бесу, а к черту): змий, кромешный, враг, недруг, неистовый, лукавый, луканька, ненаш, недобрый, нечистая сила, неладный, соблазнитель, блазнитель, морока, мара, игрец, шут, некошной, ненавистник рода человеческого
[Даль, 1880].

***
Одержимость бесом

Согласно христианскому учению, бесы могут «вселяться» в человека, это называется «одержимость бесами» или «беснование» (калька др.-греч. ;;;;;;;;;;;;,  ;;;;;;;;;;;;  — вселение демонов). Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии, в частности слова изгоняемого беса стали крылатой фразой «Имя мне — легион». Вселившиеся бесы влекут человека к вредному излишеству в поведении и различным психическими болезням. Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины. Среди них бесов чревоугодия разделяют на гортанобесие (греч. лемаргия) и чревобесие (греч. гастримаргия). Также говорят о бесах алкоголизма и наркомании.

В психиатрии ранее существовал диагноз «какодемономания» с идеями вселения бесов или демонов. Вселением беса считалось также смертельное инфекционное заболевание «бешенство». В современной медицинской классификации МКБ-11 существует диагноз «трансовое расстройство одержимости».  Какодемономания (от др.-греч. ;;;;;;;;;; — одержимый злой силой (состоит из ;;;;; «злой» + ;;;;;; «дух», «демон») + ;;;;; — страсть, безумие; англ. cacodemonomania) — устаревшее понятие психиатрии, сининимы - «демономания» и «демонопатия», обозначавшими разновидность мономании, при которой больной одержим идеями вселения в него одного или нескольких демонов, либо самого Сатаны.
 
***
Трактовки богословия

Богослов А. И. Осипов считает, что бесы могут действовать в человеке и на человека, только если тот ведёт себя «не по-божески», ссылаясь на слова Антония Великого: «Если человек старается жить по заповедям Божиим и покаяниям, то он соединяется с Духом Божьим. Если же он начинает жить противно заповедям Божиим, то он соединяется» — как подобное соединяется с подобным — «с духами злобы». По его мнению, у бесов нет полной власти над человеком, иначе не было бы святых, преподобных и мучеников

***

«Мона;х и бес» —   фильм  режиссёра Николая Досталя

см. Амфитеатров Александр. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков и Амфитеатров Александр. Классическая демонология

***

Википедия:
Бес (праслав. *b;sъ) — зловредный дух, демон в мифологии и народном христианстве славян
[Бес / О.В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т./ под общ. ред. Н.И. Толстого; Институт славяноведения РАН. —М.: Межд.отношения, 1995.—Т.1] 
В народной  демонологии  славян представления о бесе развивались под влиянием книжной (церковной) традиции, сближаясь и смешиваясь с поверьями о чёрте, дьяволе[там же]. Одно из самых древних названий беса, синоним чертёнка, — анчу;тка [Иванов В. В., Топоров В. Н. Анчутка. Славянская мифология. Энциклопедический словарь.— М.: Эллис Лак, 1995].
Согласно ЭСБЭ «славяне-язычники верили, что земля в течение всей зимы остаётся под властью бесов, и таким образом в славянской дуалистической мифологии бесы были олицетворением темноты и холода» [Бес//ЭСБЕ].
Впервые слово бес было упомянуто в XI веке в «Слово о законе и благодати» и фигурирует в составленной в начале XII века «Повести временных лет» и в др. русских летописях как обзывание всех языческих божеств и духов, в частности Велеса, то есть было синонимом слова демон [см. Белова]. Слово бес взаимозаменяемо с чёрт и дьявол[там же].


Рецензии