Ф14 Пушкин Двойник - Черный Человек - Мефисто - Фа

Пушкин
     Двойник
           Черный Человек
                Мефисто
                Фауст
Известен автопортрет Пушкина на котором исследователь в тени от него обнаружил ... двойника ...

Мадорский,поработав над «А.С. Пушкин. Автопортрет. 1817-1818(?) гг»,  получил дополнительной штриховкой фона рисунка любопытный результат:

молодой поэт оказался на фоне иного персонажа – чуть сгорбленного и постарше.

Есть иные варианты автопортрета в круге из инет-сети:

Это автопортрет с двойником. Схизисный след психотипа.

С годами тема двойника стала доминировать. Отстранив от себя с годами Поэзию - Музу поэтического по Платону безумия (мании = mania), необходимую Поэту для творчества, АСП стал впадать в безумие молитвенное и в 1836 уже ничего, кроме следов  молитвенной мании в черновиках своего творчества не оставил. 

Эти следы составили т.н.  КЦ - завершение всего РОЦ поэта и завершение всего его поэтич. хозяйства.

Эта перемена возможно связана с попыткой ответить на вопросы «Что есть Сущее» и  «Смысл Бытия»: Мне скучно, Бес. Ответом стал его Уход.
 
На автопортрете АСП 1817г обнаруживаем – двойника, а двойник – Черный человек!
 Темная штриховка - известный способ рисовальщиков показать демонический характер  изображаемого, действие или присутствие злого духа, темных хтонических сил 

рис . ...

Черный человек (ЧЧ) - традиц. мифолог. образ в мировой литературе. ЧЧ - один из обликов, который принимает черт-оборотень, — персонаж русской народной демонологии
(см. Указатель сюжетов русских быличек и бывальщин о мифологических персонажах». сост. С. Айвазян.  в кн.: Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975, а также Максимов С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила, СПб., 1873—1903›, Смоленск, 1995)

В Толковом словаре В. Даля «черный» — нечистый, дьявол, черт — «олицетворение зла, враг рода человеческого, нечистый, некошный, черная сила, сатана, дьявол, лукавый» . В славянской мифологии «слово черный, противоположность которого „белый“ так резко запечатлелась в предании о Чернобоге и Белбоге, употребляется как эпитет злых духов. ‹...› С черными божествами было соединяемо все старое, безобразное, лукавое и злое; они враждебны жизни и ее нравственным основам» (Афанасьев). 

Но, NB: двойник на рис. АСП – не тень!

Он - в зеркальном отображении — или в зеркальном повороте — Книга Жизни из Откровения святого Иоанна Богослова. ср.: «И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими» (Откр. 20, 12—20, 13).

На рис АСП изображает себя не перед Богом, а перед «черным человеком». Здесь миф о книге передан в апокрифическом варианте: за судьбой человека следит не только Бог, но и Дьявол
(см. Мекш Э. Б. в сб. «Вечные темы и образы в советской литературе»)

По народным поверьям, «ангел записывает все добрые дела человека, а дьявол учитывает злые, а когда тот человек умрет — ангел будет спорить с дьяволом о грешной душе его. Кто из двух победит — известно Единому Богу» (Максимов С. В. Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила).  Стих Мея: Посмотрись, разбойник, в зеркало, Эк те рожу исковеркало…

О зеркале:

Философская трактовка зеркала перекликается с пониманием зеркальности в поэзии символистов, см. в кн. К. Бальмонта «Морское свечение»: «...чарующее яйцевидное зеркало овальным ликом своим уводит мечту к жизни, в которой царствует Демон, отвлекающий душу от самой себя, проводя перед ней миллионы масок. У души ‹...› три врага: Diablo, mundo y carne, Дьявол, мирское и плоть. Скажем по-нашему: жизнь.‹...› Широта этой оправы говорит о степной воле крылатой души неугомонного бродяги...».
 
Бессмыслица Бытия стала первотемой творческих исканий  наследников АСП по цеху и мыслям: Лермонтова, Толстого Л., Чехова, Горького. Все их искания окрашены отчаянием безумцев: если вот-вот смерть, то бытие бессмысленно. Лермонтов вышел «один на дорогу» и погиб.

Левий Толстой: «…бессмыслица жизни есть единственное несомненное знание, доступное человеку». Это открывшееся знание увело гностика Левия в Уход, завершившийся смертью на ж.-д. станции Астапово.

Антон Чехов в 33 года брату: «Чем глубже погружаюсь в старость, тем яснее вижу шипы роз, коими усеян жизненный путь, и тем грубее представляется мне материя, из которой сшиты подштанники нашей жизни. Детство отравлено у нас ужасами, нервы скверные до гнусности, денег нет и не будет, смелости и умения жить тоже нет, здоровье скверное, настроение хорошее для нас почти уже недоступно – короче говоря, будьте благомысленны, как говорил педераст Мишка Черемис (прислуга в лавке отца)». 
Благомыслие со временем врача Чехова покинуло и он умер от чахотки.

Пешков горький до ужаса изнывал от мучительного вопроса: «Что будет, если десятки и сотни тысяч людей воспылают страстью догадаться не о том, как удобнее жить, а о том, зачем жить?!». Но Горький, закончивший не один ун-т «МОИ», в бутылочное горло отбора. выживания и благополучия проскочил, написав «На дне».   

 Пушкин – Демон – 1823:

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,—
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Пушкин, "Моцарт и Сальери" – в этой МТ – главный персонаж-символ и его идея – Черный Человек, пересевший из черепа АСП, который любил пальпировать Киреевский, на кровать Есенина С.А. оказало :
Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду,
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей сидит

Отметим высказывание АСП – МОЙ  ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК. Мой – он уже вошел в бытие, он привычен, он свой. Он уже не боится свидетелей - он сам-третей. Это уже паранойя. Это уже не шизоид, а полный схизис.

Про него - двойника с ликом Черного человека – не стерпел – Серега Есенин за месяц до смерти пропел:

ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК <*>

«Записная книжка» К. Н. Батюшкова, где есть такие строки: «Недавно я имел случай познакомиться с странным человеком, каких много! ‹...› В нем два человека: один добр, прост, весел, услужлив, богобоязлив ‹...›; другой человек ‹...› — злой, коварный, завистливый, жадный ‹...›, мстительный, лукавый, сластолюбивый до излишества ‹...› Этот человек, то есть черный — прямой урод. Оба человека живут в одном теле... ‹...›

Мировая традиция темы двойников и двойничества, по мнению исследователя Отто Ранка, изучившего обширный материал по этой теме, позволяет трактовать „убийство двойника“, которое так часто встречается ‹в литературе› и через которое герой хочет оградить себя от преследований своего собственного „я“ ‹...› как самоубийство» (в его кн. «Der Doppelg;nger», 1914, гл. 7, пер. с франц. Никё М. Поэма С. Есенина «Черный человек» в свете аггелизма).

Трость как орудие борьбы с нечистой силой своеобразно характеризует героя. По народным поверьям и быличкам, колдуна и прочую нечисть действительно нельзя убить обычной пулей или другим предметом, но можно медной пуговицей, оторванной от кафтана или определенного рода палкой, головешкой. В могилу нечестивого покойника, колдуна вбивают осиновый кол
(см. былички и бывальщины села Константинова, в кн. Панфилов О битье нечистой силы кольями и С. В. Максимова «Куль хлеба. Нечистая, неведомая и крестная сила»

Если АСП, как Гений фабрики «Я один – НВН», умел описать симптоматику поэтического, пророческое и молитвенного безумия (он как гений обладал всеми тремя в одной кружке)  сжато, лаконично и психиатрически столь мастерски, что проф.психиатры приводят его диагностику в пример студенткам в шкафу, то у САЕ известно восемь рукописных источников поэмы http://feb-web.ru/feb/esenin/texts/es3/es3-188-.htm.

Гением ранга НВН – владельцем главной вершины двуглавого Парнаса - быть не всем гениям дано. Хотя и АСП не идеален: у него - безумное количество графических материалов с чертями и бесами. Но прямой диалог с Двойником им не описан – боялся гений, что он не ев-гений и справку об освобождении ему не дадут – так в палату отведут, голову отымут, потроха сожр(г)ут.

Жуть?

Жуть, фра, кроется в ответе на вопрос: кем был в Сценах из Фауста сам автор - Фаустом или Мефисто?

Сдается – примерил он робу Мефисто … и не смог с ней расстаться.

Черного человека Есенин написал в ноябре 1925. В декабре его не стало – осталась загадка шнурка от чемодана, им же и предсказанная или оставленная как намек: Я – проблема ВЧК. ТЧК. АСП написал Сцены из Фауста (первоначально в журнале «Московский вестник», 1828, часть 9, № 9 как «Новая сцена между Фаустом и Мефистофелем» = мой акцент – НОВАЯ!) в 1828. Год обдумывал Приговор. И двинулся в путь. Чрез Перекресток. Ему хватило духовных сил и душевного здоровья прожить с Черным человеком почти 10 лет.

Пушкин, Пушкин, ты очень … и очень болен.
Сам не знаешь откуда пришла эта боль:


Рецензии