Белорусский отпуск - 14

ГЛАВА  ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

В И Т Е Б С К,  23  СЕНТЯБРЯ

Утром холодно, отморозил в  автобусе палец на ноге.
9:31 – въезд в Витебск.
Сразу бросились в глаза кукурузные поля. На территории города! Детище Хрущёва не вышло ростом, и я решил, что это такой сорт. Но потом мне скажут, что год был неурожайным, поэтому и низкорослость. Также мне поведают, что вся эта крахмальная культура выращивается исключительно на силос скоту, а прерогатива в пище для Беларуси – всё-таки картошка. (Правда, картофельных полей я так и не увидел за эту поездку, зато кукурузных – хоть отбавляй.) А початки я всё-таки разгляжу.
Показались красивые современные новостройки, выглянуло солнышко, и что-то внутри меня зазвенело: сразу возникла влюблённость в этот солнечный город.
И здесь тоже вижу атрибут времён моей юности: «Подвиг советского народа бессмертен!». Что же, белорусы до сих пор считают себя частью великого советского народа? А россияне, русские, даже ностальгично, давно открестились от СССР?
9:49 – приезд на автовокзал.
Узнал расписание автобуса на завтра, но билет брать не стал. Заскочил (еле нашёл: никаких указателей снаружи, кроме большой вывески на крыше, что была видна ещё из автобуса) в близлежащую гостиницу. Если бы не парень, указавший, куда надо подниматься, мог бы ещё долго блукать. Но там – 40 белорусских рублей (примерно 1265 наших). Посоветовали дойти до гостиницы «Витебск» («там дешевле раза в два»).
Зашёл и на железнодорожный вокзал. Там тоже существовали комнаты отдыха (что насторожило). Но ещё издали на ресепшн увидел табличку «Мест нет», повернул назад (потом, переходя по мосту через железнодорожные пути, узнал, что сутки там стоят, в многоместном номере, 29 рублей: перехожу уже на местную валюту). Вспомнились советские фильмы, где во всех гостиницах мест не было, но стоило дать администратору десяточку (червонец), как свободная комната сразу появлялась. Также обстояло дело и с ресторанами вечером. Как правило, незанятые столики «отсутствовали». Но протянешь официанту трёшку, и тебя тут же пригласят пройти и начнут обслуживать.
Вышел на привокзальную площадь, спросил про улицы (Октябрьская и Суворова), что были у меня записаны с хостелами.
С улицы Космонавтов я вышел на улицу Кирова. В Минске тоже от вокзала идёт улица Кирова. Вообще Витебск, как считают даже местные жители, является как бы тем же Минском, только миниатюрным. И я с ними не спорил, а соглашался.
Кафе работают с 11 часов, кофейни – с 13 (а как же кофе с утра?). Натурально – СССР.
Начал по пути обменивать деньги. В одном банке курс не понравился (31,25), слишком низкий. В другом же за 10000 получил 317 (31,70) белорусских рублей; следующий мой обмен будет менее выгодным, но надо сказать, что менять деньги в Белоруссии можно не только в валютных кассах банков: при некоторых банках существуют валютные терминалы, дающие неплохой курс, попадаются и небольшие обменники (что намекает на некоторое преимущество, кое в чём, этой страны над нашей).
Но перед «финансовой» процедурой в этом же здании купил симку «Привет, турист» (10 рублей: немного белорусской валюты оставалось у меня с 2017 года).
Потребовали паспорт. Я дал заграничный.
– Это нового образца?
– Да нет, уже давно у меня. (Доходит! Показываю ему и российский паспорт, вид которого ему знаком.)
Он просит посмотреть на «глазок» и фотографирует меня. А в России при покупке симки такой процедуры нет. Ушли вперёд. Возможно, что не Швеция или Китай ближе всех находятся к интеллектуализму, а Беларусь! (Что это за формация такая – объясню позже.) Я замечаю, что Беларусь ушла вперёд России, потому что «господство камер видеонаблюдения (фотокамер)» – это правильно. Но заверяю продавца, что Россия догонит в этом плане своего западного соседа. Парень развивает эту тему с некоторой долей иронии (возможно, он не верит, что Россия сможет догнать его страну): «Ну да, догонит и попрёт, попрёт». Мы улыбаемся. Сделка совершена.
В Минске ул.Кирова переходит в мост; в Витебске то же самое. Перешёл Западную Двину. Зашёл в гостиницу «Витебск». 49 рублей (в гостинице у вокзала надо мной прикололись), без кормёжки – 37 (если не напутал). Но всё равно дорого.
По пути я прошёл поворот на улицу Октябрьскую, потому что шёл по другой стороне (а точнее, посередине улицы) Кирова, пошёл искать Суворова. Но благодаря всем этим «лишним движениям» я лучше ознакомился с городом, как когда-то в Риге (где, вместо того, чтобы сказать, что улица, нужная мне, находится напротив, послали на другой конец: в итоге я оказался благодарен за подаренную мне экскурсию по столице Латвии).
В отличие от россиян, которые путаются в названии рек (Орёл), говорят неправильное название (Воронеж), вообще утверждают, что пруд – это Днепр (Смоленск), в Витебске несколько человек уверенно сказали мне, что передо мной Вицьба (Витьба).
На берегу реки написаны разные названия этого города в разные времена. После её перехода по мосту, зашёл в церковный магазинчик. Там мне указали дальнейшее направление. Сфотографировался у памятника «буйно-волосатого» мужчины. Поснимал также голубей, которые клевали мою сумку.
Нашёл и хостел «Х.О.» (именно на Суворова). 13 рублей. (Были номера по 11, 13, 15 и 18, но в любой номер подселяли. За 11 рублей могло быть много ночующих, а за 13 – лишь один странный сосед, не храпевший, но пролежавший на своей койке весь день.) Чуть подождал, так как ещё не сменили бельё (начало «заезда» – в полдень). В номере такие же косые потолки как некогда попались мне в Брно (Чехия), и на восьмиместный номер куча розеток, как в стене, так и на переноске. Противоположность смоленскому хостелу.
Выйдя на улицу, спросил магнитики у мужчины, но почти по 100 рублей (в Смоленске – по 50). Брать не стал. Но сфотографировался у памятника самому высокому человеку (в натуральную величину). Фёдор Андреевич Махнов – 285 см.
Решил перейти ещё и ручей Дунай (два уже Дуная переходил до этого: под Воронежем и в Братиславе, Словакии). Женщина сказала, что не найду, «он где-то в кустах протекает». Но я упорный: разыскал. В разливе выглядит как небольшая речка. Моста через него не было, была насыпь (под ней ручей протекал по трубе). Перешёл ручей по насыпи.
Увидел «Славянский базар»! Лафа! Зашёл в кафе «Бульбяная». Но дороговато показалось.
Направился по адресу, который выписал мне Юра (похоронное бюро), чтобы заказать там ленточку. Нашёл, но там уже года три как бюро этого нет, только какая-то типография.
По карте я нашёл кладбища. Вернулся на Кирова и через железнодорожный вокзал. Перешёл его, спрашивал, попал на женщину, которая сказала, что недалеко есть ритуальное бюро и указала мне путь. До кладбища идти не пришлось, а ленточку я заказал.
– Здравствуйте.
– Здравствуйте.
– Мне бы ленточку подписать, можно такую услугу получить?
– Да.
– О, можно?
– Можно.
Женщина начала говорить про стоимость венков, но я разочаровал её тем, что венок буду брать в Ошмянах. И продиктовал текст: «Кисляку Алексею Дмитриевичу от сына Анатолия и внуков Вадима и Олега».
– Странная надпись.
– Почему странная?
– От сына пишете и фамилия-имя-отчество, а почему не отцу?
– Дело в том, что это – братская могила.
– А-а-а-а-а-а-а… Тогда понятно.
– А есть у вас красные ленточки?
– Нет, только чёрные.
Я объяснил ей, что еду к деду на могилу, сам из России. А на плите указаны лишь инициалы «А Д», поэтому и полные ФИО. Завтра – в Минск, потом в Ошмяны, там и куплю венок, чтобы ехать с ним недолго. Так как ещё на спине рюкзак, а в руке сумка (не до венка совсем). А в Ошмянах будет немного времени, не до подписывания, поэтому решил приобрести ленточку в Витебске.
Венки стандартные там были от 40 рублей. В Воронеже в 2-2,5 раза дешевле (но тут более украшены цветами).
В это время позвонил Юра, сообщил лишнюю для меня информацию, что едет. Я его послал (но мягко).
Товарищ по работе (судебно-медицинская экспертиза) восторгался тем, что в Беларуси, где живёт его сестра, дешёвые венки и гробы. Но оказывается, он неправильно оценил ситуацию: Беларусь в этом плане по ценам приближается к Европе.
Мы разговорились с женщиной.
– Мы никого здесь не боимся, ходим, гуляем, спокойно. Да, полицейское государство, но, тем не менее, спокойно.
(На вокзалы у них проход свободный, полицейских не видно, фотографировать можно везде: что же тогда говорить про Россию, где всюду металлодетекторы, полно полицейских, а на вокзалах запрещают снимать даже водители и контролёры? Однажды дяденька-пассажир, увидев, что я снимаю видео из окна электрички, на полном серьёзе спросил меня: «Сколько сейчас за такую съёмку платит ЦРУ?».)
Ещё эта женщина пожаловалась, что она ветеран труда на пенсии, а получает маленькое пособие, и ей приходится подрабатывать в этом бюро «за три копейки».
Я похвалил их город за красоту. Она снова пожаловалась на то, что даже сходить на «Славянский базар» она не может: слишком дорого для неё.
Я оставил женщине свои газеты и значок. И мы мило расстались.
Решил не возвращаться назад, а пойти дальше, посмотреть новые виды города, перейти Двину по другому мосту и вернуться в хостел.
Космонавтов – Кирова – Ленина – Суворова – Ленина – Кирова – Советской Армии – Покровская – Советской Армии – Кирова – Локомотивная – 3-я Войкова – Леонова – Зеньковой – Будённого – Генерала Белобородова – Ленина – Суворова.
На Леонова какой-то парень: «О, привет, привет, второй раз тебя вижу». Тянет руку для приветствия. Я аккуратно отстранил эту руку и пошёл дальше: не дал себя обнять и вытащить деньги. В кошельке в трусах: российский паспорт и флешки. Загранпаспорт и деньги (все) во внутреннем кармане жилетки (но эта информация для тех, кто подзабыл).
Симку купил, деньги обменял, номер в хостеле снял, три реки перешёл (причём, по несколько раз каждую), сувениры купил, ленточку приобрёл, «Славянский базар» повидал, пообедал в кафе (чуть позже), сделал много фото и роликов.
Интересный случай. Подъезжает велосипедистка. Я спрашиваю:
– Не подскажете, где улица Будённого?
– Это здесь, – и поехала дальше.
Как оказалось, я и впрямь стоял на этой улице.
Нет «Шаурмы» (вообще), чебуреков (тут они похожи на наши пирожки) и пр. фигни в том количестве, что в России. Кавказцев и узбеков с таджиками в эту страну не пустили. Молодец Лукашенко!
Шёл по Ленина, а казалось, что иду в Гомеле. Так похожи местами друг на друга белорусские города. Конечно, нашёл я и места грязноватые, с бумажками и окурками. Даже такой красивый город, как Витебск, тоже несовершенен. Споткнулся я в этом городе и о поднятую землёй тротуарную плитку, что постоянно делаю в своём родном Воронеже.
Попался и туалет, но оказался платным. В туалет схожу в кафе.
Барахлил объектив фотоаппарата.
Кафе, недалеко от Славянского базара: суп-харчо, мясо (курица? свинина? говядина?) с картошкой в горшочке, свиной гуляш с гречневой кашей. Жутко проголодался. 9-40. 300 рублей где-то на наши деньги.
Мама позвонила. Казалось, говорили долго, а вышло всего 52 секунды.
У остановки в киоске купил конфету белорусскую и мороженое местное (всего было 2 вида и 2 подвида, так как в России – выбор на порядок выше). За такие деньги у нас можно купить более вкусное мороженое (но будет ли оно более качественным?). Попались и лотки с холодным лакомством, но они уже не работали (а ещё не было и 17 часов). Сэкономил 800 рублей на хостеле, чтобы потом 400 рублей проесть.
Опять звонила мама – 28 сек. Звякнул Вале, получил от неё звонок. Разговаривали вроде бы мало, ни о чём, но получилось 68 секунд.
Перед сном проветрил помещение, так как сосед весь день пролежал в нём на койке (снова повторяюсь). Поговорил с этим соседом, рассказывал ему о хостелах, в которых мне приходилось жить в Европе. За границей, включая и Беларусь», хостелы и гостиницы мне попадались всегда приличного уровня.
Вставать рано. Лёг спать тоже рано: в девятом вечера.


Рецензии