Пробуждая воспоминания 50

   Мы слушали выступления знаменитых скрипачей - Давида Ойстраха, Леонида Когана, Исаака Стерна, незабываемое впечатление произвела 25-я симфония Моцарта в исполнении Л.Когана и Рудольфа Баршая.
Не могу забыть, как исполнялась 4-я симфония Чайковского в концертном зале Дзинтари. Играл оркестр под управдением Натана Рахлина. Много раз мы слушали эту симфонию под управлением разных дирижёров, но на Рижском взморье она прозвучала по-особому.

   Гидон Кремер... Сейчас он входит в пятёрку лучших скрипачей мира. А я помню маленького мальчика, начинающего занятия скрипкой в Рижском музыкальном училище. И мать, и отец его были музыкантами Латвийского государственного симфонического оркестра а дед, сыгравший большую роль в музыкальной судьбе маленького Гидона, - профессор Латвийской консерватории Карл Брюкнер, у которого мой брат Юлий одно время брал уроки игры на скрипке.
   Сейчас, когда слушаю и вижу на экране телевизора пятидесятилетнего знаменитого скрипача Гидона Кремера, я с улыбкой вспоминаю мальчика со скрипичным футляром.

   Весной 1986-го года в газете "Известия" я прочитал заметку о том, что знаменитый пианист Владимир Горовиц, уехавший из России в молодые годы (после революции) и проживающий в США, намеревается посетить родину и, несмотря на свои 82 года, дать два концерта - в Москве и в Ленинграде. В заметке указывалось также, что Горовиц выступает только по воскресеньям в четыре часа пополудни и играет только на своём рояле, который привозит с собой. Концерт из Москвы транслировался в прямом эфире по телевидению. Мы ждали его с нетерпением.

Наконец, час концерта наступил. На сцену Большого зала Московской консерватории вышел очень пожилой человек. Вместо того, чтобы сразу сесть за рояль, он, по-детски улыбаясь, подошёл к рампе и взглядом стал искать в зале знакомых. Увидев их, он сделал приветственные жесты, затем, продолжая улыбаться, подошёл к инструменту и долго усаживался. Лицо его стало серьёзным.

   Вначале он исполнил сонату Скарлатти, технически нетрудную, но уже через несколько тактов стало ясно, что каждая музыкальная фраза несёт в себе определённый смысл. Горовиц играл почти не сгибая пальцев - они были прямыми. Обычно мы привыкли наблюдать игру пианистов с более или менее согнутыми пальцами.

   Последовали ноктюрн Шопена, "Элегия" Рахманинова, "Годы странствий" Листа, затем произведения, требующие всё большей техники. Однако, пианист словно не ведал технических трудностей. Было ясно, что его игра - творчество. Бравурный полонез Шопена был сыгран с блеском. А знаменитый этюд Скрябина, по-видимому, не удовлетворил исполнителя, и после аплодисментов Горовиц, приподнявшись, развёл руками.

   Он играл ещё и ещё, и как играл! На бис были сыграны "Грёзы" Шумана, "Итальянская полька" Рахманинова, а в заключение - "Искорки" Машковского - блестящая, требующая филигранной техники пьеса. Мы с женой поняли, что слушали концерт гениального пианиста!
   В дальнейшем я приобрёл много записей Горовица и, прослушивая их, убедился, что пианист никогда не исполнял одно и то же произведение одинаково. Каждый раз происходил творческий процесс, переосмысление. Это было прекрасно!

   Когда ему исполнилось 85 лет, он сказал журналисту, посетившему его:
- Не пишите ничего такого, напишите просто, что я жив". Спустя год Владимир Горовиц скончался.

   А кассеты с записями великого маэстро мы часто слушаем и всегда восхищаемся его искусством. Пианист называл себя последним романтиком ХХ века. Наверное, это так.

Продолжение: http://proza.ru/2022/04/05/1015


Рецензии