Белорусский отпуск - 19

ГЛАВА  ДЕВЯТНАДЦАТАЯ

МОЯ  РЕЧЬ  НА  КАМЕРУ

«Вот здесь, в братской могиле на станции Гудогай Островецкого района Гродненской области Беларуси, похоронен мой дед Кисляк Алексей Дмитриевич, умерший в концлагере 26 февраля 1942 года. Я только в этом году через интернет нашёл его могилу и вот приехал, чтобы почтить память о нём, навестить своего деда, передать ему привет от его сына, дочери, оставшихся в живых (старший его сын, к сожалению, не дожил до сегодняшнего дня); у него внуки, правнуки и даже праправнуки есть. И если бы не война, у него могло бы быть больше детей, намного больше детей и сейчас – намного больше внуков и намного больше правнуков, но, к сожалению, война принесла огромное горе нашей стране, нашему народу.
И я рад, что нашёл могилу деда, и горжусь тем, что он погиб, защищая нашу Родину. Пусть даже в плену, но надо учитывать, что его призвали 22 июня 1941 года, в первый день войны он ушёл воевать, а призванные в первые два года вой- ны практически не вернулись домой, кроме, разве, тех, кто вернулись с войны калеками, контуженными и так далее.
Я хочу, чтобы вооружённые конфликты в этом мире закончились, чтобы люди жили счастливо, могли рожать детей, поднимать их на ноги, чтобы никогда больше над планетой не громыхали разрывы мин, снарядов, бомб, чтобы люди перестали убивать друг друга».
После этого все отошли к машине. Кроме меня. Я остался один на небольшом пространстве возле памятника. Вновь подошёл к плите с фамилией деда и вновь опустился на колено. Теперь я гладил рукой эту доску, трогал, ставшие в одночасье дорогими мне, золотые буквы. Говорил ему, чтобы он спал спокойно, чтобы знал, что у него ещё живы дети (один только не дожил до этого дня), есть внуки, правнуки, и, скорее всего, уже даже праправнуки. Ещё что-то.
(Если бы кто-то меня снимал в этот момент, снимки могли бы стать запоминающимися. Но фотографов и видеооператоров рядом не было.) Лица моего теперь никто не видел… и по щеке прокатилась слеза.
P.S. Чуть позже в «Островецкой правде» будет опубликован мой рассказ «Нет войне!». О женщине, которая потеряла в разные войны всех своих близких, но не потеряла веру в мирное небо над головой. Это была уже шестая публикация этого рассказа, но не последняя. /На данный момент 9 публикаций в газетах и книгах - В.Б., 10.04.22, 10:26./


Рецензии