Ф24 Русский Фауст модели литературной иконографии
За ним подождав ушедшего чуть вперед Чацкого, по необъяти скуки русской лени пошли Печорины, Оболомовы и … их легион …
0. Чацкий — герой среди московских фамусовых в Горе и нет ума (Горе от ума, Горе уму)
1. Онегин — почти немой герой русской хандры от скуки и лени, разочарования и равнодушия = по Ключевскому «...не столько тип, сколько гримаса, не столько характер, сколько поза, и притом чрезвычайно неловкая и фальшивая, созданная целым рядом предшествовавших поз, все таких же неловких и фальшивых. Модель полной нравственной растерянности, выражавшейся в одном правиле: ничего сделать нельзя и не нужно делать. Это носители вируса хандры - настроения, лишавшего способности и охоты делать что-либо
2. Печорин — герой Нашего времени - ««портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Печорин = Фауст - исключительный человек, который страдает и приносит страдания другим. Лермонтовский Печорин, как сообщает авторское предисловие, — собирательный образ, «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».
Это фауст - один из самых живых и привлекательных героев в русской литературе: его нарциссизм и любовь к манипулированию не затмевают ни глубокого ума, ни храбрости, ни сексуальности, ни честного самоанализа. В эпоху, уже почти расставшуюся с романтизмом, Лермонтов пишет «историю души» романтического героя и подбирает для его действий подходящих статистов и впечатляющие декорации (Лев Оборин в комментариях к изданию = https://polka.academy/articles/523)
3. Обломов - тот осколок, что у Ключевского «… кашляя и кряхтя, лез умирать на печку последний наиболее беспомощный питомец и представитель этих же чувств и отношений».
4. Раскольников
5. Базаров Аркадий
6. Башмачкин
7. Женский кухонный
8. советский
9. пиёнерско-фаинораневский
10. зональный лосино-островной битцевопарковый
11. ленинский
13. Постимперский
12. Бендерский
14. общероссийский
15. интернациональный кузьминки-черёмушкинский
16. санкционный
17. вечный утиноимперский
18. театральный
Все их портреты представлены на титульном листе заметки ...
ЧАО
Свидетельство о публикации №222040301120