Лишь бы не по-старому

Анекдот:
Идут Петро и Микола из церкви, Микола говорит:
- Слухай, Петре, як я цих євреїв ненавиджу.
- За що, Микола?
- Вони ж Христа розіп'яли.
- Так те ж давно було.
- Ну і що, що давно, я тільки зараз про це почув.

Иногда новые сведения о давно минувших событиях потрясают нас не меньше, чем сиюминутные апокалиптические жизненные обстоятельства. Я русский человек, православного вероисповедования. Меня крестили бабушка и крёстная – двоюродная тётя. Они трижды окунули меня в речку и сотворили молитвы. Не знаю, дошли ли их молитвы до бога, но знаю, что все мои предки, пришедшие на Урал два с половиной века назад и основавшие наше село, не ходили в официальную церковь. Крестили новорожденных и отпевали упокоившихся грамотные «старики», крепко знавшие догматы православной веры, умевшие читать под титлами древнепечатные и рукописные книги, принесённые с собой в качестве особо ценного багажа и передаваемые из поколения в поколение. Со слов бабушки я знал, что Никон – «собака», что бога надо называть «Исус», а не «Иисус», креститься двумя перстами, а не щепотью. Впрочем, последнее я делал крайне редко, разве что во время грозы под «Господи помилуй», как научила бабушка. В школе, в газетах, по радио и телевидению про Бога говорили только то, что Его нет.

Парадокс, но основные положения мировых религий я узнал из университетского курса научного атеизма. Позднее, во время командировок в Москву я разыскал и посетил Покровский собор на Рогожском кладбище. Приобрёл там нательный крест со словами молитвы «Да воскреснет Бог и разыдутся врази Его и да бежат от лица Его ненавидящие Его». У бабушки был свинцовый крестик, отлитый в самодельной форме, эти слова воспринимались на нём как едва различимый морщинистый узор. Когда в Перми устанавливали крест на месте будущего старообрядческого храма, я участвовал в его выносе, получил благословение митрополита Алимпия (в миру Александра Капитоновича Гусева, уроженца Сормово), приехавшего по этому случаю из Москвы.

Почему же в России существуют две православные церкви? Почему одна из них называется старообрядческой? Почему произошёл их раскол в XVII-м веке? Расскажу, как я это понимаю. Наш раскол был не первым в истории христианской церкви. Христианство, зародившееся в Иудее, отдалённой провинции Римской империи, постепенно распространилось по всей её территории. Центр оказался в столице империи – Риме. Главу церкви назвали «Папа Римский», он стал считаться наместником бога на земле. Римский император, принявший христианство (не буду уточнять имена и даты), принял верховенство Папы над собой. Папа Римский стал указом и для других европейских государств, где богослужения проходили исключительно на латыни. Поскольку религия распространилась повсеместно, её последователей стали называть католиками («католический» по толкованию самой церкви означает «всеобщий»).

Римская империя рухнула. На восточных берегах Средиземного моря возникла Византийская империя, где главным языком был греческий, столица Византии – Константинополь – провозгласила себя Вторым Римом. Византийский император, ощутив свою силу, задумался: если меня коронует византийский патриарх, зачем мне для общения с богом посредник? Это неправильно, решил император и вышел из-под власти Папы Римского. Патриарх же, в свою очередь, усмотрел неправильность в прославлении бога на непонятном, чужом для паствы языке и решил, что молитвы каждый должен творить на родном языке. Это будет правильное славие, или, кратко – православие. Так произошёл первый большой раскол: православная церковь отделилась от католической. Этот раскол не сопровождался кровопролитиями, в отличие от многих последующих. Обошлись взаимными анафемами. В православии сохранились учение и описание земной жизни Христа (евангелия), история его казни и чудесного пасхального воскрешения получила более светлый, радостный оттенок, сохранились книги Ветхого завета, описание деяний апостолов, только всё было переведено с арамейского и латыни на греческий язык, да изменились одежды священников, оформление храмов и некоторые обряды.

В Х веке языческий киевский князь Владимир принял крещение от Византийского патриарха. Рукописные книги стали переводить на старославянский язык, благо, Кирилл Философ и его брат Мефодий уже создали славянскую азбуку. Православие быстро распространялось по отдельным княжествам, существовавшим на русских землях. Иногда с помощью огня и меча – не без того. Тем не менее, возводились храмы, украшались иконостасы. После разгрома Киева монгольскими ордами центр русского православия переместился на север – в Суздаль, Владимир, потом в Москву. Как ни бился Папа с помощью своих рыцарей-крестоносцев завоевать Русь, она, матушка, не пустила к себе католичество.

Истаяло монгольское иго. Иван IV Грозный воевал с Крымским ханом, сдерживал ливонцев, расширил границы уже единого Московского царства на восток, за Уральский камень. Преодолели Смутное время. Пришла пора окрепшему государству российскому заявиться в Европе, да и звание новой столицы православия после падения Византии под ударами османов – Третий Рим – Москве надо было подтвердить. Тут-то и вышла закавыка. Всполошились греческие умники-книгочеи:
- А как и по каким книгам вы богу служите? – спрашивают они московитов.
- Как это по каким, – отвечают наши грамотеи, – более шести веков уж прошло, как переняли ваши обряды, перевели ваши книги, по ним службы и проводим. Переписываем, конечно, подправляем, без этого не можно.
- То-то и оно, – грозят пальцем западные книгочеи, – вот, смотрите, у вас написано «Исус» вместо «Иисус», крест осьмиконечный откуда-то появился, крестный ход опять же по движению солнца совершаете и вот, и вот, и вот…

Молодой, энергичный патриарх Никон убедил своего наперсника, царя Алексея Михайловича в том, что русской церкви надо исправляться. Создали комиссию, в ходе дружной работы которой в течение нескольких лет в русских (точнее – старославянских) тогда уже печатных книгах было устранено много описок, исправлены ошибки и неточности. Пришла пора сверяться с греческими оригиналами. И тут нашла коса на камень. Царь с патриархом, по понятным, можно сказать, политическим соображениям сказали, что надо делать и писАть, как у греков, то есть реформировать русское православие, а протопоп (митрополит) АввАкум, активно работавший в комиссии, и множество других митрополитов и простых попов выступили против реформ, утверждая, что надо оставить уже исправленные русские тексты, а обряды и таинства совершать, как их столетиями наши предки совершали.

Раскол. Противников реформ почему-то назвали «староверами» или «старообрядцами», хотя они-то как раз выступали за сохранение новых, с точки зрения греческих церковников, русских обрядов. Но всё относительно. Реформаторы считали, что это они обновляют русское православие, а их противники – отступники, мракобесы, хулители церкви и мятежники, еретики, одним словом, – раскольники. И началось. Догматические диспуты, принародные споры, которые противники реформ, выступавшие теперь как хранители русского древлеправославия, нередко выигрывали у реформаторов. Но вспомним, на чьей стороне были власть предержащие. Неистового Аввакума неоднократно высылали из Москвы, он правдами и неправдами возвращался, что потом сам подробно описал в «Житии протопопа Аввакума». Вот что пишет Аввакум о своём душевном состоянии после одного из таких возвращений с сотоварищами и прочтения послания («памети») патриарха Никона: «Мы же задумалися, сошедшеся между собою; видим, яко зима хощет быти; сердце озябло и ноги задрожали».

Чтобы лучше понять состояние Аввакума, приведу то новое, что я недавно узнал (кстати, из телепередачи) о «Никоне-собаке» и что поразило меня не меньше, чем хохла Миколу весть о казни Исуса. Итак, патриарх Никон, главный реформатор, судья и оценщик соответствия русских текстов греческим не знал греческого языка! Когда чувствующие свою ответственность за возложенное на них дело переводчики спрашивали патриарха: «Батюшка, а вот здесь можно двояко перевести, как будет правильно?» – он, ничтоже сумняшеся, отвечал: «переводите как хотите, ЛИШЬ БЫ НЕ ПО-СТАРОМУ». Железобетонный аргумент и лейтмотив для проведения реформ во все времена. Протопоп Аввакум, в отличие от меня, всё знал о Никоне, они ведь когда-то были друзьями и соратниками. Было отчего «сердцу озябнуть» в предчувствии последствия таких реформ.

Аввакума казнили в соответствии с первой статьёй из 12 статей закона Московского государства, изданного царевной Софьей 7 (17) апреля 1685 года:
«Которые расколщики святой церкви противятся, и хулу возлагают, … и меж христианы непристойными своими словами чинят соблазн и мятеж, и стоят в том своём воровстве упорно: и тех воров пытать … и которые с пыток учнут в том стоять упорно ж, а покорения святой церкви не принесут, и таких, за такую ересь, по трикратному у казни допросу, буде не покорятся, жечь в срубе и пепел развеять.»
Протопоп Аввакум в своих убеждениях «стоял упорно» и был заживо сожжён в срубе вместе со своим другом и сподвижником Епифанием и другими товарищами 14 (24) апреля 1682 года. Заметим, что до выхода Софьиных статей оставалось ещё 3 года, но угодливая челядь, как всегда, упредила чаянья высокого начальства.

Гонения на «расколщиков» были отменены указом последнего российского императора от 17 (30) апреля 1905 года. Старообрядцы официально перестали называться раскольниками, им была объявлена свобода в деле отправления богослужений, строительства храмов, основания монастырей, беспрепятственной проповеди своей веры. Таким образом, сторонников старой веры официально, то есть на законных основаниях, с подачи государства гнобили ровно 220 лет. А через 12 лет произошёл новый раскол в нашем государстве, и самого Николая II «отменили» вместе с семьёй, отменили кроваво, «бессмысленно и беспощадно». Новые реформаторы опять обещали «новый мир построить», а, значит, снова действовали под лозунгом: ЛИШЬ БЫ НЕ ПО-СТАРОМУ.

АЮ

03 апреля 2022 года


Рецензии
Вы вроде бы старообрядец, а версию раскола подаёте никонианскую.

Действительно, никонианский раскол - не первый раскол в христианстве.

Однако, в христианизации Руси ведущую роль сыграла церковь Святого Патрика, а не византийское православие. Она же сыграла ведущую роль в военном преуспеянии Московского Государства.

Московский Патриархат на момент никонианского раскола представлял пёстрый конгломерат из более чем десятка христианских конфессий, объединённых, зачастую, чисто административно.

Естественно, попытка подогнать богослужебные книги всех конфессий под греческий канон к добру привести не могла. Ведь расхождения в книгах были вызваны не ошибками при переписывании, а отражали достаточно глубокие идеологические разногласия между различными версиями христианства. И исправления в книгах были восприняты большинством верующих именно как наступление на их идеи.

Беднарский Константин Викторович   03.04.2022 23:04     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Константин Викторович. Я просто изложил свои мысли, их ни в коем случае не следует считать научным (историческим или теологическим)исследованием. Ваши слова "попытка подогнать богослужебные книги всех конфессий под греческий канон к добру привести не могла" нисколько моим мыслям не противоречат.
А к какой конфессии, по вашему мнению, принадлежал Аввакум Петрович?

Напишите на своей странице какое-нибудь эссе про святого Патрика, а то по телевизору ничего про него не говорят, кроме того, что в Чикаго в честь его праздника реку в зелёный цвет красят.

С уважением,

Александр Ощепков   04.04.2022 07:50   Заявить о нарушении
Молодые годы Аввакума связаны с Макарьевским Желтоводским монастырём, первоначальная принадлежность которого очевидна из его архитектуры.

В дальнейшем, Аввакум стал приверженцем взглядов Святого Дионисия Парижского.

Беднарский Константин Викторович   05.04.2022 00:15   Заявить о нарушении
Ищите, да обрящете! Нашёл телепередачу, в которой говорят процитированные мною слова "Лишь бы не по-старому". Вот ссылка на неё: http://vmeste-rf.tv/programs/documentary-and-historical-series-russia/tsikl-rus-moskoviya-vera/

Александр Ощепков   16.04.2022 09:02   Заявить о нарушении
Через 8 дней, 24 апреля исполнится 340 лет со дня сожжения протопопа Аввакума. Вечная память!

Александр Ощепков   16.04.2022 09:04   Заявить о нарушении