Кони на Крыше мира! вторая часть

    Лошадей отбирали в ГВЗ самых лучших,в двух отрядах округа-Пржевальском, и Ошском. Эти отряды базировались в Киргизии и на своих охраняемых участках имели кавалерийские отделения на погранзаставах. По численности они были разные,в зависимости от потребностей конкретного участка. Отбор лошадей вела специальная комиссия с участим окружной ветслужбы. Одновременно для отправки в Афганистан набирали вожатых службы собак. Солдата на службе,конечно же,никто не спрашивает о его желании или тем более согласии. Приказ обязан выполнить любой. Это основа армейской структуры. Но собственно,все назначенные в "загранкомандировку" и не противились такому повороту своей судьбы. Молодым парням было просто интересно,и вряд ли кто из них тогда предполагал,через что им предстоит пройти в этой "загранице".
   Итак, апрель 1980г. Из воспоминаний Геннадия Ширшова:"Я служил уже второй год со своей овчаркой Юконом,мощной и злобной к чужим. "Дрескачи" на учебных  нарушителях рвал как тряпки. Служили мы на пз "Курумды" Нарынского отряда. Это горы Тянь-Шаня,суровые и красивые,царство архаров и снежных барсов. Но пришел приказ-отправить группу пограничников в Афганистан. Нас-собачников 12 человек,часть минбата и одна застава ММГ. Всех собрали перед отправкой на плацу для смотра. Волнуемся перед неизвестностью,но настроение бодрое.Даже интересно-куда,да как!
  Нагрузили нас под завязку. Только для Юкона дали 27 банок тушенки,и мне-9 штук. Еще сухпай,личные вещи,ОЗКа,фляжка.котелок,парадка с ботинками(я их по дороге выбросил),полный вещмешок,действительно-под завязку. Пока без оружия, дадут на месте. Со слезами прощаемся с родным Нарынским отрядом и в путь. Сначала мы едем до Фрунзе,далее поездом до узбекского города Андижан,,затем на автобусах через Ош нас поднимут на Мургаб,откуда будет заброска в Афган.
  В Андижане нас встречают,как героев,ну как будущих героев. Садимся на автобусы и через Ош едем по горным серпантинам в Гульчу,где расположен учебный пункт Мургабского погранотряда. Здесь ночевка,а утром,после завтрака-медкомиссия. Не каждый может служить в высокогорье. За исключением одного все здоровы. Погрузка в бортовые ЗИЛ-130, и вперед-700км по знаменитому Памирскому тракту(воспетому когда-то Юрием Визбором). Одна из самых высокогорных трасс мира. Перевалы один выше другого-Талдык,Кызыл-арт и самый высокий Акбайтал(4655м). Дышать все тяжелее,мне хотя бы дают прогуляться с Юконом на коротких остановках. И вот наконец въезжаем в ворота Мургабского погранотряда. Нас он просто поразил. Раза в два больше Нарынского, а народу тьма,тысячи полторы,не меньше-местные и прибывшие со всего округа разные подразделения. Все держится в секрете-куда,откуда,когда. Солдатский телеграф сообщил,что среди старших офицеров находится в полковничьих погонах сам начальник войск округа генерал-майор Донсков.
   Опять проверка на плацу. У меня обнаружили пропажу ботинок(которые я выбросил в кусты еще в Оше),но сильно не ругали. Видимо там,куда нас направляют ботинки и парадки вряд ли пригодятся.Начали обживаться в ожидании дальнейших приказов.Недели три строили для собак кухню из камней,будки,начали строить баню.Отдыхать некогда и не время.Постоянные смотры боеготовности. На очередном собеседовании(по-армейски мандатная комиссия)ко мне подошел симпатичный молодой офицер-старший лейтенант И.Морозов,начальник кавалерийской заставы(ГВЗ),которая тоже направляется в Афган.Они на днях только прибыли на Мургаб в Зилах,с наращенными бортами.Целая колонна,плюс машины с сеном в тюках и овсом. Он посетовал на недокомплект в его подразделении солдат,умеющих обращаться с лошадьми,и предложил мне,как имеющему такой опыт, перейти к нему. Во время службы на пз Курумды,я часто принимал участие в конных нарядах(раза два в неделю по 6 часов,Юкон в это время оставался в вольере)и довольно прилично научился держаться в седле. Отказаться я не смог,офицер мне очень понравился,сразу видно человек душевный(что впоследствии подтвердилось на все сто),да и лошадок я полюбил. Дал согласие. Оформили перевод,сдал Юкона другому вожатому(конечно с большим сожалением).
   Познакомился с новым своим подразделением-25 кавалеристов,рядовых и сержантов,два командира-начальник заставы старший л-нт И.Морозов,замполит л-нт М.Кащеев. В состав входили также 4 ветеринара и 4 кузнеца-коваля.Конский сотав-64 отличных пограничных коня,из них 12-14 из Пржевальской школы СС,15 голов с застав Пржевальского отряда,остальные с ошских застав. К ним 64 вьючных седла и  120 кавалерийских  строевых с комплектом трензельного оголовьья с чумбуром. За каждым было закреплено по две лошади(верховая и вьючная). Под вьюк определяли коней помощнее и ниже ростом. Судя по количеству седел,в случае успеха,командование планировало увеличить численность ГВЗ как минимум вдвое.
   Опять работаем с утра до вечера,готовимся к вводу,собираем аммуницию-седла,вьюки. 5 мая наконец выдали оружие. Мне достался ПКС(станковый). Здоровая дура. В расчете два человека. Второй номер вроде неплохой парень. Ну что ж,буду пулеметчиком. С дальнейшей судьбой тоже прояснилось. Ввод войск будет в два этапа. Где-то 20 мая первая колонна( мангруппа и наши собачники)пойдут на Сархад(начало Ваханского коридора). После нее,через пару дней вторая колонна(минбат,мангруппа и наша ГВЗ) войдет на Малый афганский Памир в район Бозай-Гумбада(правильно: Бозай-и-Гумбез,могилы кокандского тысячника Бозая и его воинов,когда-то убитых тут канжутцами). Это восток Ваханского коридора,на стыке границ СССР,Китая,Афганистана и Пакистана. Задача ГВЗ обеспечение стрелков группировки боеприпасами,водой,стройматериалами для оборудования постов на возможных путях бандформирования моджахедов(по-просту-духов). Взять наша застава могла до 4 т груза за раз.
   6 мая ГВЗ на бортовых Зилах перебросили из отряда в район п/з Кызыл-рабат(соседняя с Речной застава),где была уже оборудована вертолетная площадка для эскадрильи,обеспечивающей прикрытие входящих "за речку" подразделений.

  На фото-Гена Ширшов делает свечку на Тираже.
 


Рецензии