885. Хуторск. чертовщина. Нежданный подарок судьбы

     Обиженный человек обижен в двойне,  особенно в том случае, когда его намерения в получении желаемого результата были настолько близки, что оставалось  лишь всего протянуть ему руку и принять дар.
              Ни чего сверх реального в его желаниях не было, а всего на всего пустяшная стопка горилки, которая подействовала бы на него подобно живительному бальзаму, вернув в привычное русло житейской суеты.
           Но этого не случилось из нежелания поделиться со страждущим выздоровления субъектом, избавив тем самым его от горестных мук глубокого похмелья и нервной истерии.
          Удивительные изменения случились с Михеем у ворот двора Забудько,  с поразительной быстротой сменилось его страдальческое поведение.
         Только что этот сентиментальный страдалец с горестной с печалью в глазах, такой обходительный и любезный, с учтивостью понурого  угодника и лицемера с истомленным видом изысканного подхалима, деликатного просителя и попрошайки, в одно мгновение Козубка превратился в зловещее чудовище богохульства и невежества.
              Готовое без всякого сожаления разить  своих обидчиков  праведным словом, предрекая им скорое возмездие, величайшей справедливостью божьего суда.
          Вдогонку удаляющейся вглубь  двора Фроськи, Михей с наставлением выкрикнул:
-Ось пригадайте мої слова, А я даремно брехати не стану.
- Постукало до вас в хвіртку щастя, а ви його не пустили.
-Погнали геть.
-Вам та не знати, що сказав Христос, прийду до людей під будь-яким виглядом.
-Ось і подивлюся, хто чого вартий.
-Послухай ти! Христос новоявлений, йшов би до себе додому.
-Не тобі нас вчити, кого приймати, а кому від воріт - поворот давати,
                поучительно пригрозил Демьян Михею,  явно намекая на свою богатырскую мощь.
-  А ти Дем'ян не дуже-то богохульствуй, не треба Писання вивертати на виворіт,
                возразил ему настырный Михей.
-Я тебе зараз самого виверну на виворіт!
-Ні як не розумієш хорошого слова, сказали тобі проходь повз, так проходь не затримуйся.
-Або мені тебе по спині для науки огріти?
                И хозяин двора действительно направился к воротам, прихватив с собой вилы, которыми убирал в сарае навоз.
          Создавшаяся нервозная обстановка подсказывала, что Михей возможно и будет побит, если не соизволит удалиться от чужих ворот.
           Его ноги повелению не понятной силы понесли Козубку прочь, но даже это не заставило его замолчать, оговариваясь, Михей старался как можно больнее зацепить своих обидчиков, пожалевших для него живительной горилки, которая ни когда не переводилась в этом дворе.
            Уже выйдя к уличной дороге, Михей продолжал осыпать Забудько всякими проклятиями:
-Ви ще не раз попомніте мій слова.
-Не буде щастя вашим молодим.
-Так і знайте, що все це від вашої жадібної гордині.
-Я піду, а от біда залишиться лежати біля ваших воріт.
-Ще не раз в неї вступите.
-Захочете покаятися, та пізно буде!
- А Ну пішов звідси проклятий п'яниця!
- Ось Я тебе зараз,
                и Демьян швырнул в сторону Михея попавшим под руку камнем.
          Шум и крики на улице не могли не привлечь внимания соседей, большая часть которых наблюдала очередное хуторское представление, чтоб затем рассказать тем, кому не удалось этого видеть и слышать.
             Вроде обычный выдался скандал, не редкость в этих краях событие, но сказанные в обиде слова Михеем вначале были приняты как мимолётное оскорбление в адрес Забудько.
               Не пройдёт и двух недель со времени этой вроде обычной перепалки, как его слова будут сбываться  и  восприниматься хуторским народом, в особенности теми, кто верить в наветы, порчу и всякую подобную дребедень, как пророчества изменённого сознания на почве алкогольного отравления.
               А первой такой ласточкой залетевшей во двор Забудько оказалось то, что  в самый разгар медового месяца, забрили в солдаты  Юрка, для прохождения военной службы в армии царя Антона.
            А дальше, как говориться, ждите дурных вестей, даже поговаривали, что Забудько готовы выставить ведро горилки Михею Козубки лишь за то, чтобы тот забрал свои слова обратно.
            
                Но этому ещё предстояло сбыться, а на данный момент угрюмый  и оскорблённый Михей волочился по хуторской улице, держа в себе обиду на жадных и прижимистых поселян этого хутора.
            Возможно, или так даже покажется на первый взгляд, что это довольно странный хутор, то, не зная краёв своих щедрот, купал   обилием алкогольных напитков, а то вдруг после спиртных ливней резко наступала полнейшая засуха, словно сорвавшийся из песчаных степей астраханец.
          Поганое настроение поганей не бывает, когда от стопки горилки зависит внутренний настрой, лишив окружающий мир изобилием прекрасных красок с невероятным множеством оттенков.
         А от чёрно белого взгляда жизнь краше не станет, это ясно осознавал Михей, и от этого у него ещё гаже становилось на душе.
         Поравнявшись с двором Глашки – солдатки в нём проскочила слабенькая искорка надежды, что по чистой случайности в её хате продолжается очередной загул.
             Направив всё своё внимание и навострив уши на то, чтобы уловить приятные нотки весёлого торжества, но ничего подобного оттуда не слышалось.
              Да и как было этому слышаться, когда Глашка со своими верными подружками  на свадьбе ели, пили, отплясывали, так что пыль столбом стояла, а песни спевали до срыва голосов, теперь видимо отсыпается уставшая труженица  весёлого застолья.
           Что ж за невезение такое, последняя надежда и та улетучилась не оставив веры на лучший исход начинающегося дня.

           Выйдя на край хутора, Михей с тоскою посмотрел в сторону восхода солнца, где всего в одной версте виднелся его хутор.
            От одной только мысли, что его нудная баба закатить очередной скандал, изъев своим нытьём его нутро до самых потрохов, навеяла на Михея такую скуку скучную, что у него не было ни какого желания возвращаться домой.
            А тут ещё зачесалась в голове дурная мыслишка, дойти до оврага, да и нырнуть с кручи вниз головой, покончив сразу со всеми возникшими проблемами.
           Но этой скверной мысли вторила другая, разумная и рассудительная, что не стоит идти на поводу дурных мыслей, которыми явно заправляли противные черти с помещичьей усадьбы.
              И угораздило же его пойти именно туда, куда не следовало бы ему ходить. 
           Казалось бы, чего было плутать ему в чужом хуторе, когда имелось множество других дорог, ведущих в разных направлениях, да и хорош его дружок и собутыльник Мыкола Цымбалюк, это с его подачи вышел у них нелепый спор, вот и поплатился Михей своим надорванным здоровьем.
           А этот толстопузый кабаняка сейчас дрыхнет у себя дома, не подозревая, что его приятель Михей испытывает муки страдания, вызванные излишеством выпитой горилки.
         Оно бы водички испить, в горле настолько пересохло, что даже слюна во рту не образуется, а эти поганые Забудьки, видя, что человек имеет болезненный вид похмельного синдрома,  даже не предложили ему испить водицы.
           Вот как после этого уважать таких людей, злыдни, они всегда такими были и останутся, всё норовят заняться накопительством, не понимая, что всё это пустая суета, Михей ещё вон когда до этого додумался, вот что значит иметь голову с мозгами.
             Возвышая свою значимость в собственных глазах, Козубка настраивал себя на позитивное отношение к этому скучному миру, но сколько не стой и не раздумывай о великих свершениях идти до дому всё же придётся.
       
          С трудом переставляя свои отяжелевшие ноги, а в этом большая часть усталости возлагалась им на  ночного чёрта, чтоб ему самому ноги повыдёргивали, Михей скорбно брёл по дороге, медленно огибая овраг, результат ливневой эрозии земли.
         Вдруг ему почудилось, а может и показалось, что он слышит стоны, доносящиеся из самой земли.
          Вот так чудеса, такого с ним раньше не случалось, уж не слуховые ли галлюцинации его начали преследовать, Козубка встал пнём среди дороги, подобно уставшему ослу.
            Прислушавшись, Михей решил определить, из какого места он слышит стоны с призывом о помощи, не настолько он глух и глуп, чтоб не понять этого.
           Вскоре его догадка подала знак, что это доноситься из оврага, а где в голове закралась мысль, а не скотинка ли какая свалилась по глупости в овраг, о чём её хозяева и представления не имеют.
         А раз такое дело, почему бы не воспользоваться моментом, да не пристроить  божье существо, временно припрятав его, у ближайшего кургана в зарослях камышей.
            Чудеса чудные с таинственными превращениями истощённого организма в прыткое создание, с восторженным приливом сил и решительных действий.
             И вот уже возбуждённый радостью дармовой поживы Михей спешит к оврагу, как вдруг ему подножкой послужило ясное осознание, что это его черти заманивают в овраг.
           Встав в ступор и  испытав жар холодного пота, Козубка внезапно оробел и было собрался вернуться обратно на дорогу, как более ясно донеслось из оврага мольба о помощи.
            Что - то очень знакомое слышалось в этом охрипшем голосе, до того знакомое, полное обреченности и скорби, что  Михей можно сказать встал на распутье своих запутанных мыслей.
           Так уж устроен человек, что его лупоглазое любопытство, пренебрегая всякие осторожности, повелительно желает глянуть, хотя бы одним глазком, кто это там в овраге издаёт издыхающие стоны.
          Медленно продвигаясь к оврагу и осторожно, чтоб самому не загреметь вниз с обвалившимся краем, Козубка  вытягивая свою тощую шею, заглянул вглубь, не сказать, чтоб особенно было глубоко, но в пару человеческих ростов, это по представлению Михея, наверняка там было.
           То, что ему там удалось увидеть с первой же секунды, удивило своей необычностью.
             Здесь за зиму наметённый снег ещё местами до конца не стаял, отчего внизу было сыро и грязно, среди этого глиняного замеса, что – то копошилось, напоминая сгусток налипшей глины на не понятное существо.
            Даже подумалось Михею, а не сам ли чёрт попал в свои расставленные сети, вот и не может выбраться из своей ловушки, так ему и надо, чтоб знал, как устраивать пакости для других.
         Но немного подумав и поразмышляв, пришёл к выводу, на кой этому чёрту взбираться на овражную стену, когда спокойно можно выйти прямиком в балку, без всяких потуг.
         Немного осмелев, Козубка собрался с духом и спросил:
-Гей, ти хто такий будеш?
-Як туди забрався і чого там робиш?
-Михеюшка! Рідний!
-Допоможи своєму товаришеві вибратися з цього болота!
-Століття буду пам'ятати, тільки допоможи.
                Всё что угодно ожидал услышать Михей, но только не жалобно просящий голос своего товарища Мыколы, вот  угораздило же его свалиться в овраг, а ведь это не первый случай с ним, да и самим Михеем.
        Как проблеск солнца сквозь пелену туч мелькнуло в голове Козубки, удивление сменилось лёгкой насмешкой над товарищем, по заслугам ему досталось свалиться в этот овраг.
              Михея охватило восторженное осознание, что его все дурные мысли полетели прочь к чертям собачьим, есть ему теперь не только оправдание, но и уважение за спасение человека попавшего в беду.
             На Мыколу без идиотского смеха смотреть было нельзя, если считать, что Михей измазался, выползая на гору, то Цымбалюк представлял собой глиняное творение, с ног до головы покрытый глиняной глазурью, как дурно слепленный кувшин.
             Встреть его случайно на дороге, Михей ни за что бы не распознал в этом куске глины своего давнего товарища, который до неузнаваемости изменил свою внешность.
           Это сколько же раз с его головы падала в грязь шапка, а сколько он раз обрывался, падая вниз, где уготовил для самого себя глиняный замес.
              Единственное, что на его лице оставалось не заляпанным, так это жалостливые глаза.
       Михей поглядывал с высоты на своего падшего товарища, улыбался и посмеивался, радуясь в глубине души, что это послано ему в наказание за его упрямство.
-Міхеюшка, це тебе Сам господь послав, щоб мені допомогти.
-Всю ніч клікаю і ні хто мені не зміг вибратися, вже про погане став подумувати, а тут і ти з'явився,
                очнувшись от своих мыслей, услышал Михей мольбу своего товарища.
-Так як це тебе туди чорти занесли?
                Ради интереса спросил Козубка, даже ещё не помышляя, каким бы средством помочь товарищу выбраться из оврага.
-Міхеюшка все розповім, все по порядку викладу з нашого з тобою розставання.
- Ти тільки підсоби мені вибратися з цієї проклятої ями,
                бормотал внизу оврага Цымбалюк, задрав голову вверх, с надеждой уставившись в Михея, уж доподлинно походивший на глиняную бабу, слепленную на скорую руку бездарным скульптором из местной пацанвы.
-Чи бачиш Микола, така справа на Раз два не робиться, тут особливий підхід потрібен.
- Та який там підхід, Я ось тут майже сам зумів вибратися, та подлючая трава виривається з корінням.
-Ти б мені руку подав і я сам би вибрався.
- Добре, тільки я обійду Яр стороною і спробую тобі допомогти, а ти не стій бовдуром, пробуй піднятися на скільки дозволяє стіна.
-Вже зроби милість, набридло мені тут стирчати, замерз як собака.

           Михей отправился в обход оврага, по дороге обдумывая, что не всё для него вышло плохо, как могло показаться со стороны.
               Теперь у него будет оправдание своему измазанному в грязь виду, повстречайся ему на пути любой из хуторян, а тем более собственная жинка с претензиями.
          Есть теперь повод поведать им свою героическую историю, которую подтвердит не только словом, но и своим видом Цымбалюк, как  он, Михей, не жалея своих сил и упорства помог своему товарищу выбраться из оврага.
            Было же у него перед этим интригующее предчувствие, что должно произойти такое, что оправдает все его ночные похождения и это случилось благодаря тому же Мыколе, дай бог ему здоровья и долгих лет жизни.
         Сделав внушительный круг, если не учитывать при этом ширины оврага с десятка два шагов, Козубка оказался по другую сторону оврага.
          Присев у края и глядя на беспомощного Цымбалюка, ожидавшего своего спасения, который не - то поскуливал или повизгивал, не  этом дело, Михей подошёл к вопросу помощи с такими словами:
- Хочу щоб ти прямо тут побожився, що змусиш свою жинку виставити за Твоє спасіння горілку!
-Ти мене просто дивуєш своєю наївністю.
- Та про це й мови не може бути.
-Така справа обмиємо в кращому світлі.
-Та ти що, сумніваєшся в моїх здібностях?
-Та я з хоч підземлі дістану бутель горілки.
-Ось тобі хрест, що не пролому.
-Подай мені руку і тягни на верх.
- Ні, руки я тобі якраз і не подам, розуміти повинен, якщо що не так, то обидва опинимося на дні яру, а мені не хотілося туди падати.
- Я зараз пошукаю гілку або палицю, Ось ти за неї вчепишся, а я тебе постараюся витягнути.
        Михей с деловым видом поднялся и отправился на поиски, а Цымбалюк продолжил скучать в одиночестве, тоскливо ожидая скорейшего возвращения своего верного товарища.

02 – 03 апрель 2022г.


Рецензии