18 Государства шумеров и аккадцев

…Войди в наш дом под сенью кедров,
и, когда войдешь ты в дом наш,
Евфрат будет целовать тебе ноги...
      (Из шумерского сказания о Гильгамеше)


1. Рост неравенства и возвышение вождей у шумеров.

Удобное местоположение Междуречья способствовало быстрому развитию торговли и ремесла на его юге. Небольшие корабли шумеров из бахрейнского леса везли вверх по Тигру и Евфрату жемчуг и ароматические вещества. Шумерские мастера изготовляли кожаные изделия, украшения, научились пользоваться счётом (написанные на глине штрихи или глиняные шары). Возникли города - Умма, Ур, Урук, Лагаш, Ниппур. В городах власть принадлежала верховному жрецу и вождю-военачальнику (он назывался лугаль). Одновременно росло число зависимых общинников и рабов.
Вопрос: Что общего в том, как складывалась цивилизация, в Египте и Двуречье?

2. Города-государства шумеров.

Около 3000 г. до н.э. в Двуречье возникли города-государства, в которых власть лугалей постепенно стала на следственный.  Вначале самым сильным из них была Вста у берега Персидского залива,  затем усилились Ур, Урук и Лагаш. Попеременно с помощью военных походов то один, то другой царь подчинял соседние территории своему влиянию. Вокруг городов появились кирпичные стены. Как и в Египте, каждый город у шумеров поклонялся своему божеству. На главной площади возвышался храм-зиккурат.

Человечек: Андрей,  что ты знаешь о Вавилонской башне?
Андрей: В Библии говорится,  что люди построили высокую башню и не могли договориться,  поскольку их языки стали разными...
Человечек: Такие башни существовали в стране Евфрата и Тигра очень давно. Это - высокие, многоэтажные зиккураты. Вот, например,  современная реконструкция храма бога Луны Чина в Уре.
Андрей: А наверху - большая открытая площадка.

Вопрос: Подумайте, для чего храмы были высокими и чему служила верхняя площадка.
Нам известны скульптуры и рельефы из шумерских городов. Чаще всего это - портреты царей и изображения воинов. Сохранился удивительно красивый портрет девушки с загадочной улыбкой из города Ниппура.

3. Аккадское царство.

У аккадцев государство в среднем течении реки Тигр сложилось позднее, в середине III тысячелетия до н.э. БОльшую,  чем у шумеров, роль там играло Царское хозяйство.  Царь Шаррукин, или Саргон I, вмешался в  соперничество шумерских городов и подчинил свой власти всё Южное Междуречье. Это произошло в конце XXIV или в начале XXIII века до н.э. Столицей Саргона был город Аккаде. При Саргоне и его потомках усилилась власть царя. Войско усилили отряды лучников.  Наибольшего могущества Аккадское царство достигло при внуке Саргона - Нарам-Суэне.
От Аккадского царства и предшествовавших ему государств сохранился целый ряд надписей на глине и камне, вырезанные клинописью - особой системой письма.  Их дополняют записи позднейших сказания об Аккаде и Саргоне Древнем. Среди табличек из глины, покрытых клиньями - записи мифов,  учебные тексты, гимны и даже запись музыки для струнного инструмента.
Задание: Рассмотрите клинописные знаки. Что общего у них по происхождению с египетских иероглифами?

4. Возвышение города Ура.

Вскоре после смерти Нарам-Суэна владения Аккада подверглись нападению кочевников-гутиев. Лишь почти через 100 лет, в 2109 г. до н.э. правителю шумерского города Ура удалось изгнать завоевателей. Новое независимое царство Южного Двуречья было уже шумеро-аккадским по населению и составу знати (эти два народа постепенно смешались).
Цари Ура почитали себя как воплощение богов. Памятники письменности показывают,  что значительную часть населения в те времена составили бесправные рабы, занятые в царском и храмовом хозяйстве. Так как приток рабов-чужеземцев был небольшим,  частой стала продажа в рабство за долги и различные поступки. 
Прошло ещё сто лет,  и самая могущественная (третья) династия Ура пала, не выдержав вторжения новой волны племён - амореев из Аравии, приведи в Двуречье одногорбых верблюдов. Скорее всего зависимое население поддержало пришельцев. 
Вопрос: Как вы думаете,  почему?

5. Сказание о Гильгамеше.

Самым любимым и знаменитым среди литературных произведений Двуречья III тыс, до н.э, были поэма об основателе династии правителей города Урук - Гильгамеше. В поэме Гильгамеше получил черты фантастического героя, научиышего земляков строить стены из камня, побеждавшего врукопашную львов и свирепых чудовищ. Таблички со сказание о Гильгамеше,  дршедшие до нам, были "перевырезаны" клиньями на глине уже в начале I тысячелетия до н.э. с примечанием:"Согласно древнему подлинник с писано и сверено".
Вопрос: О чём это говорит?
Люди многих поколений внимание рассказу

О всё видавшем до края мира,
О познавшем моря, перешедшем все горы,
О врагов покорившем вместе с другом,
О постигшем премудрость, о всё проницавшем...

Лучшим другом Гильгамеша был полузверь-получеловек Энкиду. Вместе они победили великана Хумбабу в далёком кедровом лесу, откуда Урук получил бревна для кораблей. Но боги прогневались на Гильгамеша за то, что тот возгордился собой, и по их воле умер Энкиду. Безутешный герой захотел воскресить друга и отправился в царство мёртвых. Ему помог добыть цветок бессмертия перевозчик Утнапиштим, рассказав ший Гильгамеше о давнем потопе. Но цветок утащила змея. Понял Гильгамеш, что человек бессмертен своими делами.

На полях:
Из текстов глиняных табличек шумеров.

Прославление родной земли.
О Шумер, великая земля среди всех земель Вселенной,
Залитая немеркнущим светом,
Определяющая божественные законы
Для всех народов от восхода до заката!..
Да будут хлевы твои многочисленны,
Да приумножатся твои коровы,
Да будут овчарни твои многочисленны,
Да будут овцы твои бесчисленны…
Пусть твои нерушимые храмы возносят руки к небесам...

Учебный текст для мальчиков.
— Куда ты ходил? — Я ходил в школу.— Что ты делал в школе? — Я читал свою табличку, съел свой завтрак, написал свою табличку и исписал ее до конца… потом я был вызван, после обеда я получил письменный урок. Когда уроки кончились, я пошел домой. Я вошел в наш дом и увидел, что там сидит отец. Я прочитал отцу свою табличку, отец был доволен. Когда я встал рано утром, я попросил свою мать: «Дай мне завтрак, я должен идти в школу!» Мать дала мне из печи две лепешки, я еще напился в ее присутствии и пошел в школу. В школе надзиратель меня спросил: «Почему ты пришел так поздно?» Я испугался, и сердце мое забилось. Я подошел к учителю и вежливо ему поклонился».

Саргон I о себе (из сказания о Саргоне).

Я — Шаррукин, царь могучий, царь Аккада.
Моя мать — жрица, отца я не ведал.
Брат моего отца в горах обитает...
Людьми черноголовыми я владел и правил
И поднимался я на высокие горы,
Преодолел я низкие горы,
Страну морскую я трижды осаждал
Дильмун победил я.

Из шумерского гимна (вторжение гутиев).

Страна в руках жестоких врагов.
Боги увезены в плен.
Население отягчено повинностями и налогами.
Каналы и арыки запущены.
Тигр перестал быть судоходным.
Поля не орошаются.
Поля не дают урожая.


Рецензии