Сказка о Царевне - Сове

В некотором царстве, некотором государстве жили-были царь с царицей. Правили они мудро и справедливо, мир и гармония хранились в их владениях. И всё бы ладно, да была у них печаль – не давали им боги ребенка. И вот однажды, прогуливаясь по яблоневому саду, царица заметила двух огромных птиц, лакомившихся спелыми плодами. То были не просто птицы. Алконост и Сирин, птицы радости и печали прилетели угоститься яблоками. Набравшись смелости, царица подошла к ним и спросила:
- Дивные птицы райского сада! Могу ли я задать вопрос, что тревожит меня и моего супруга?
-Если ты готова услышать ответ, каким бы тяжелым он ни был, то задавай вопрос. Но только один.
– Неужели мы не оставим после себя наследников? – с трудом промолвила царица.
Птица в белом оперенье – птица радости – спустилась к царице и положила свое крыло на плечо.
-В скором времени будет в Вашей семье радость. Появится у Вас чудный ребенок, и принесет он богатство и процветание землям, да и сам обретет счастье.
Птица в черном оперенье – вестница печали – продолжила:
-Тяжелые испытания выпадут на долю этого ребенка. Ценой собственной жизни будет караться ошибка. Чтобы преодолеть их, многому придется научиться.
С такими словами Алконост и Сирин улетели, оставив царицу одну.
Спустя несколько лет родилась в царской семье прекрасная девочка. Нарекли ее Вестой, потому что благую весть о рождении царевны ждали всем государством. Царь с царицей не могли нарадоваться своей дочке, окружали ее заботой и нежной любовью.  Смышленой и не по годам мудрой росла она. Но Сирин неспроста говорила о нелегкой доле.
Девочка росла, росла, и выросла красна девица. Повалили со всей округи к ней сваты, даже из самых дальних земель, и те прослышали про девушку, что прекрасней да мудрее всех на свете. Сваты расхваливали на все лады свои владения, да расписывали, какие удалые храбрецы приехали издалека, лишь бы царевна согласилась выйти замуж. Да вот Веста придумала для женихов, желавших засватать ее, испытание.  Жениху нужно было разговорить ее. Легко сказать, да сложно сделать. Стоило очередному молодцу произнести пару слов, как она зевала, а ответы писала только на бумаге.  А зачем говорить, коли не о чем? Постояв пару минут, уходили женихи несолоно хлебавши. Пошла недобрая молва про Весту. Про царевну стали поговаривать, что гордыня завладела ее сердцем, а упрямство захватило разум. Самые завидные женихи – царевичи-королевичи – уходили расстроенные и обозленные, не удостоившись даже слова на прощанье.  Царю – отцу непокорной невесты – изрядно надоело упрямство дочери, и в один из дней он пришел к ней в светлицу, да сватов за собой привел.
-Вот, приехали к тебе издалека свататься. И, пойми меня правильно, но я дал свое согласие на Ваш брак. Завтра свадьбу играем, а через пару дней поедешь во владения своего мужа. 
Сваты поклонились и, довольные, ушли. Веста остановила отца.
-Как же так, батюшка! Я же живой человек! Зачем же ты против моей воли судьбой моей распоряжаешься?  - в слезах вымолвила она.
-А ты решила всю жизнь в девках просидеть? Негоже это! Ты царская дочь, а не крестьянская! Устал я смотреть, как ты потешаешься над достойными женихами! Выйдешь завтра замуж за того, кого я тебе выбрал, а там уж потешайся, сколько захочешь!
-Да не хочу я замуж за этого королевича! – воскликнула Веста. – У него же только красота на уме! А разговаривать я с ним о чем буду?
-Ты же не хотела разговаривать с женихами. Вот и не разговаривай!
С этими словами царь  в сердцах хлопнул дверью и запер девушку в светлице.
Горько заплакала Веста.  Не хотелось ей такой судьбы. Да только слезами горю не поможешь. Стала она звать царицу, просить о помощи. Пришла к ней матушка, да только помочь она не смогла:
-Ты пойми, доченька милая, что судьба у нас такая. Не всем суждено выйти замуж за того, кто по душе да по сердцу. Не всем суждено найти того, кто будет похож на тебя. А ты полюбишь его! У него такие владения большие, да земли богатые. И сам он лицом не страшен.
-Поговори с батюшкой! Не хочу я замуж за этого человека! Зачем же торопиться?
-Говорила. Да он слышать ничего не хочет. Уже вовсю готовится к свадьбе.
Наступил вечер. Девушка уснула и увидела во сне старуху. Та ей протянула совиное перо и говорит:
-Стоит тебе взмахнуть этим пером, как ты обернешься совой. Но помни: тогда тебе придется носить оперенье до тех пор, пока добрый молодец не узнает тебя.
Утром царевна проснулась и увидела, что перо лежит рядом с ней. Тут зашла к ней царица, обняла ее и заплакала.
-Сразу после свадьбы собирается забрать тебя твой жених. Уж и не знаю, надолго ли ты уедешь. Поэтому, прими от меня перламутровое ожерелье.  Пусть оно хранит тебя да напоминает о нас с батюшкой.
Стоило царице уйти, как девушка взмахнула пером совиным и обратилась птицей – белоснежной совой. И только перламутровое ожерелье осталось неизменным. Вылетела Веста в окно, покружила на прощанье у родного дома, да и полетела, куда глаза глядят.
Дни и ночи летела девушка, и наконец, приземлилась она на берегу реки. Ударилась оземь, обратилась красной девицей, наклонилась водицы испить. Тут из-под земли старичок-боровичок, от земли с ноготок, вырос – борода до самой земли, глаза добрые из-под шляпы смотрят.
Поклонилась Веста, поздоровалась.
-Здравствуй, дедушка!
-Здравствуй, красна девица! Уж не поможешь ли мне? Очень уж мне хочется на том берегу побывать, да вот реку переплыть не могу.
-Да как же не помочь, могу. Садись мне на спину, да за ожерелье держись.
Взмахнула Веста пером, обратилась совой и полетела через реку. Опустила она наземь своего пассажира, а тот ей и говорит.
-Спасибо тебе, красна девица, за помощь. Знаю я про горе твое да вот только помочь тебе не смогу. Отправляйся к моей женушке, уж она-то получше меня знает секреты девичьи.
Ухмыльнувшись, старичок-боровичок подпрыгнул, перевернулся через голову да грибом обратился. Веста поклонилась ему до земли, по сторонам осмотрелась и видит, избушка стоит, да чудная какая-то. Светят на нее лучи солнца, так она дворцом оборачивается, а как тень на нее падает, так ветхой землянкой становится. Девушка подошла к ней и говорит:
- Хозяин с хозяюшкой! Помогите страннице, в долгом пути и крошки хлеба во рту не было.
Отворилась дверь, и вышла навстречу девушке старушка. В волосах у нее венок из трав полевых, а сама она была похожа на старичка-боровичка – только бороды не было.
Поклонилась Веста ей, а старушка и говорит:
-Ты, видать, с муженьком моим повидалась, иначе бы не увидела ты дома нашего. Что ж, заходи, поживешь у меня, премудростям разным тебя научу.
Царевна поблагодарила за доброту и осталась. Шли дни, девушка помогала старушке по дому, готовила, за растениями ухаживала, а та ее мудростям разном учила  - таким, про какие в книгах не пишут.
Вот, когда царевна пришла проститься и отправиться дальше, старушка попросила Весту рассказать про свою судьбу, внимательно выслушала и говорит:
-Нелегко помочь тебе будет, но это не беда. Лети вдоль реки по течению. Как только увидишь, что впадает она в озеро, сделай круг и лети прямехонько в центр озера, прямо в воды синие. Там ты увидишь под  водой гору алмазную. Ступай к ней и жди. Увидишь ты, как из горы из той  царь морской со своими сыновьями на охоту выходят. Подлети к ним и сбрось мой подарок перед ними. Захотят тебя поймать – никому не давайся. Как увидишь младшего сына царя морского – так к нему и лети без опаски. Он тебе поможет.
С этими словами старушка подарила царевне заколку золотую  с камнями драгоценными в виде цветов диковинных. От чистого сердца поблагодарила Веста помощницу и отправилась в путь. Подлетела к озеру, сделала круг и камнем упала в центр озера. Воды перед ней расступились, и она оказалась в диковинном царстве. Вокруг – заросли водорослей, а вдалеке в лучах света, проникавшего сквозь толщу воды, сверкала алмазная гора.
Обратилась сова красной девицей и пошла по дну морскому. Долго ли, коротко ли, скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается, пришла она к алмазной горе и притаилась. Смотрит, а гора расступается, открывается вход в пещеру, и оттуда выплывают морские коньки, запряженные в ракушку, где восседает морской царь. Следом за ним, верхом на карпах, плывут его сыновья. Стоило им появится, как девушка взмахнула пером, обратилась совой и подлетела к ним по наказу старушки. Прямо в ракушку морскому царю попала заколка, сверкнув в лучах света всеми цветами радуги.
-Что за диво! – воскликнул морской царь, подняв заколку и увидев сову, ее уронившую. – Земная птица в морском царстве! Изловить сейчас же!
И бросилась вся морская свита ловить сову. И сеть на нее пытались накинуть, и стрелы в нее пускали, да все мимо. И только младший сын царя, разломив хлеб из своей котомки, протянул руку. Белоснежная сова сама к нему подлетела.
-Как ты догадался, Иван, не знаю,  – пробормотал в зеленую бороду морской царь. – но птицу ты приручил.
А Иван только гладил по снежным перьям сову и приговаривал: «Я не дам тебя в обиду».
Поместили земную птицу в алмазной пещере. Посадили ее на цепочку золотую да кушанья ей разные приносили. Только когда все засыпали, сова вновь оборачивалась красной девицей, чтоб никто и не догадался, кто она такая на самом деле. Лишь Иван изредка слышал, как из пещеры с совой доносилось пение.  Днем он часто навещал сову и долго рассказывал ей о морском царстве, о том, что сам он земной, а морской царь спас его, когда тот чуть не утонул, и принял как родного. Расспрашивал, кто же она такая, откуда прилетела, и всё ему казалось, что не птица дикая на него смотрит, а девица красная слушает его внимательно. Слушает, да ответить не может, только ухает по-совиному.
Решил Иван наведаться на землю, разузнать, что за птица к ним прилетела. Долгой дорогой шел он, через поля, леса и реки перебирался, и в каждом царстве спрашивал про диковинную белую сову в перламутровом ожерелье. Он хотел узнать, может, украли чудную сову, да та смогла убежать, или ещё что-то случилось. Наконец, добрался он до царства, где правили родители Весты. У всех спрашивал он про сову, да ответить ему никто не мог.
-Тут царевна пропала, а ты со своей совой! – сердились прохожие.
Тут он спросил про царевну, – какая она, может, он ее видел где-нибудь. Столько земель обошел!
-Да такую бы ты запомнил. Гордая и упрямая молчунья, не с каждым заговорить захочет. Придумала она испытания для женихов – разговорить ее, да ни один ей не угодил. Царь ей сам нашел мужа, уже и свадьбу собрались играть, как она исчезла прямо из светлицы! Колдовство! Говорят, на ней ожерелье перламутровое было.
Тут Иван-царевич всё понял. Тотчас же отправился он в своё морское царство, забежал в пещеру к белоснежной сове и обнял ее.
-А я знал, что ты не простая птица. Теперь я знаю, что ты та самая царевна Веста! Ох, жаль, что я не был в тот момент на земле и не смог прийти к тебе свататься. Думаю, мы бы поговорили с тобой о многом! Но я это исправлю. Спрашиваю у тебя, согласишься ли ты стать моей спутницей жизни?
Тут все засверкало, заискрило, а сова обернулась красной девицей – царевной Вестой. Прежние перья стали белоснежным платьем.
-Мне многое хотелось тебе рассказать!  - царевна обняла своего спасителя, и вместе они отправились на землю к родителям Весты, чтобы просить родительского благословения.
Да вот только старшие братья Ивана-царевича не были рады такому превращению. Каждый из них считал себя достойным руки царевны, а тут все досталось  Ивану. Оклеветали они Ивана перед морским царем, а тот и поверил. Рассказали, будто Иван сам заколдовал царевну и принес в морское царство, а как только она решила уйти, отдал царю.
Заковали Ивана в цепи, а девушку решили выдать замуж за старшего сына морского царя. Но царевна решила во что бы то ни стало освободить возлюбленного. Ночью она заколдовала цепи, и те отпустили Ивана. Побежали они вместе на землю.
Тут старшие братья заподозрили неладное, и, обнаружив пропажу, помчались в погоню. Иван-царевич с Вестой добежали уже до домика доброй старушки, когда их нагнали братья.
Старушка вышла навстречу и говорит:
-Веста будет только с тем, кто любит ее. А тот, кто ее любит, узнает ее в любом обличье. – и взмахнула совиным пером.
Появились белоснежные совы – видимо – невидимо. И каждая в перламутровом ожерелье. Среди них была и Веста.
Старшие братья подумали-подумали, да и выбрали каждый по сове, думая, что это именно та самая царевна, и вернулись к морскому царю. А Иван-царевич и говорит:
-Да нет здесь никаких других сов. Есть только моя возлюбленная Веста!
Он подошел к той, что была дальше всех, обнял ее, и сова обратилась в красну девицу.  Так они вместе отправились к родителям царевны – просить родительское благословение.  А там уж и медлить не стали – сразу свадебку сыграли. Пир был на весь мир, и земной, и подводный, да и старичка-боровичка со своей женушкой позвали, чтоб тоже повеселились на славу. Так Иван-царевич из морского царства и Веста стали жить поживать, да добра наживать, и жили они долго и счастливо.


Рецензии
Здравствуйте, Виктория!

С новосельем на Проза.ру!

Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607

Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2022/04/01/1373 .

С уважением и пожеланием удачи.

Международный Фонд Всм   09.04.2022 10:24     Заявить о нарушении