Выстоял и победил- простой солдат из села Медведь

                Вот  рассказ  Николая ВАГИНА.
   -Родился я в деревне Верхний Прихон в семье колхозника. С детства привык пахать землю, пасти скот. Это у меня хорошо получалось. Но надо же случилось такое, что приехал в колхоз рабочий и попросил от хозяйства направить молодого парня для укрепления завода. Я отнекивался, не хотел покидать колхоз, но уговорили это сделать. Приехал в Питер и стал привыкать к новой жизни, но особо не успел. Началась война. Пол- завода ушли на фронт, я тоже в военкомат обратился, но мне отказали, так как я был немного слеповат, но на работу это не отражалось, а в армию не подошел. А когда фашисты почти в плотную подошли к городу,  стали набирать рабочие батальоны. Я тоже записался и здесь про мое зрение уже никто не спрашивал. Прямо в цеху нам выдавали винтовки и пешком шли защищать Ленинград. Бои были страшные. Фашисты всеми силами пытались прорвать нашу оборону. Только чуть прислонишься к стенке сырого окопа, дух перевести, как новая атака, патроны кончаются, фашисты уже в наших окопах и здесь уже винтовка бесполезна, лучшее орудие в таких случаях саперная лопатка. Хоть и рослые сильные были немецкие солдаты, но в рукопашном бою были слабоваты, били мы их. От этих избавимся, другие лезут, их отбивали уже немецкими автоматами. В одном из таких боев я был сильно ранен. Очнулся от тишины. Окопав не было и трупы рядом не валялись.
   -Где я,- тихо прошептал я.
    -В плену, браток, - ответил сосед,- тише, а то пристрелят.
    -Господи простонал я. Лучше бы погиб, чем здесь валяться. Утром проверка. Соседи подняли меня и держали. Кто не встал, сразу же расстреляли.
   -Братки, - умолял я, - не мучайтесь со мной, пусть пристрелять. Вам легче и мои мучения кончаться.
   -Ты, что? - взорвался один из стоящих рядом, мы должны выжить и победить, понимаешь победить. Война не окончена. Нас будут бить, морить голодом, пытаться сломать, чтобы мы пощады на коленях просили. Не дождутся. Мы русские и этим все сказано. При первой возможности будем их бить будем. Это были не красивые слова. Этот политрук при первой же возможности лопатой убил часового, взял автомат и принялся расстреливать фашистов. Сражался до последнего патрона, Погиб, как герой. Уже после этого случая мы молча переносили все тяготы жизни. Сперва нас отправили в концлагерь, а затем в шахты уголь добывать. За любой проступок и за не выполнение нормы — расстрел. Сказать, что было трудно, значить нечего не сказать. Это был ад. Холод, под ногами вода, а рядом надсмотрщик с плетью. Можно было умереть, но перед глазами вставал тот политрук и я сквозь зубы говорил — не дождетесь гады, выживу, сквитаемся.
   Однажды нас не погнали на работу. В барак пришли солдаты в другой форме. Оказывается это были американцы. Победа. Война окончена. Мы не вскочили, не стали радоваться.
  -Почему вы не радуетесь победе? - удивился американец.
   -Мы не верим, что все кончено, что больше не надо в шахту спускаться, - ответил.- Да мы пленные, мы клятву давали, что врагу живыми не сдадимся, а выходит, не сдержали мы клятву.
   Американский офицер долго стоял молча, затем сказал.
   -Вас не расстреливать надо, вам надо памятник поставить и поставят, вспомните меня.
   А затем за нами приехал наш, русский майор, один без охраны. Выстроил нас и сказал простые итак нам нужные слова.
   -Солдаты, я поздравляю вас, вы все преодолели и не сломались. С сегодняшнего дня вы снова бойцы Красной армии. Прошу снять эти проклятые робы, сжечь их здесь же, я привез новенькое обмундирование, одевайтесь и в столовую, там обед ждет. Лично я сел на землю и заплакал первый раз за все годы, это были слезы не радости, а от избытка чувства, что родина все поняла и оценила наши мучения, вспомнился и политрук. Ведь его поступок вдохновил нас и помог выжить в не человеческих условиях
   В армии я еще был несколько месяцев. Мне не просто вернули звание сержанта, но и присвоили звание старшины и назначили командиром отделения. Я окреп физически и когда демобилизовался, то меня пригласили работать в Москву, отстраивать ее. Работал с удовольствием и скучал по родным местам. Женился и предложил супруге переехать  в Медведь, на мою малую родину. Она согласилась и стали мы жить в Медведе, тихо спокойно, радуясь мирному небу.


Рецензии