15 Религия египтян
Хвала тебе! Я, бог пустыни, Сет,
Горжусь врагом: ты, побеждая Сета,
В его стране царил пять тысяч лет.
(Иван Бунин)
1. Боги Египта.
Особую роль в жизни египтян играли религия и её служители - жрецы.
Вопросы: Вспомните, что такое религия. Чему поклонялись, во что веровали первые "люди разумные" и племена земледельцев и скотоводов?
Первоначально в каждой из областей "Чёрной земли" поклонялись местным богам. Главными из них считались и солнечное небесное божество - Ра на юге, Амон на севере, и покровитель Египта Птах, и богиня неба Нут, и бог-законодатель Гор. По мере того, как укреплялось единство страны, едиными становились и верования. Храмы и ритуальные комплексы строились на средства фараонов. Верховный бог - Амон-Ра объединил в себе два имени. Его представляли с головой ястреба; золотая ладья Амона-Ра перемещалась по небу с востока на запад, а ночью проплывала чрез подземное царство. Сыном Амона-Ра провозглашал себя фараон, также выезжая в золотой колеснице.
Вопрос: Как вы думаете, почему верховным богом в Египте считался бог Солнца?
Особо почитались также Птах - покровитель Египта и ремёсел, Осирис - бог плодородия и земледелия, Гор - небесный "советник" фараона, дающий людям законы, Геб - бог земли, Нут - богиня неба, Хонсу - бог войны, Хатор -богиня любви, Тот - бог мудрости. Чаще всего боги являлись людям, по представлениям египтян, с головами животных: Гор - сокола, Тот - ибиса, Хнум - барана, богиня Бастет - кошки и так далее. При храмах всегда содержались священные животные, а после смерти их бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах.
Нил - источник жизни страны также воспринимался, как божество, льющее воду из огромного кувшина где-то в глубине Африки, где зарождается река. Разливы Нила объяснялись особым благоволением бога Хапи, льющего раз в год больше воды.
2. Миф об Осирисе - умирающем и воскресающем боге.
египтяне уважали и боялись многих богов, но один был особенно любим - Осирис, сын Неба и Земли, "могучий бог, творящий добро". В священном гимне так воспевали Осириса:
Ты становишься юным по собственной воле.
Ты и Хапи великий на берегах в начале Нового года.
Люди и боги дышат влагой, какую ты из себя изливаешь.
Предполагают, что под именем Осириса обожествлён вождь, живший в Египте около 4200 лет до н.э., когда широко распространялось земледелие. Осириса изображали как человека с зелёной кожей. Мифы рассказывают, что он научил людей выращивать хлеб, сажать сады и виноградники, строить города, добывать руду и бороться с болезнями.
Врагом Осириса считался его младший брат, бог пустыни Сет с головой шакала. Задумал Сет погубить Осириса. Он пришёл в дом к Осирису и с пятьюдесятью слугами принёс подарок - деревянный гроб, объявив, что гроб достанется тому, кому придётся впору. Когда в гроб лёг Осирис, слуги Сета тут же захлопнули крышку, запечатали деревянный ящик и бросили его в реку. Всё живое в этот момент поникло в Египте под жгучим ветром пустыни.
Горько заплакала жена Осириса Исида, Родился у неё сын Гор. Когда Гор вырос, он победил в десятидневной битве Сета, а тело Осириса нашла Исида. Боги оживили Осириса - и вновь зазеленела растительность, вернулось плодородие полям.
В мифе нашли отражение явления природы: пятьдесят самых жарких дней, губительных для посевов, и оживление природы в период разлива Нила.
Вопрос: Что в мифе об Осирисе напоминает известные вам сказки?
3. Представления о загробной жизни.
Воскресший Осирис передал власть на земле сыну Гору, а сам ушёл в загробное царство и стал судьёй душ умерших.
В Египте времён фараонов придавалось особое значение приготовлению к смерти. Считалось, что ещё при жизни человеку необходимо иметь горб, чтобы быть вовремя похороненным. Знатные люди имели два или три гроба-саркофага.
Считалось, что после смерти душа человека(Ка) отделяется от тела(Ба). Она может превратиться в бессмертный дух, только время от времени возвращаясь в тело. Поэтому тело умершего египтяне бальзамировали: пропитанное особым составом, обёрнутое тканями, без вынутых внутренностей, оно становилось мумией, лежащей в саркофаге. В мумии превращали и тела священных животных: собак, кошек, крокодилов. Саркофаг помещали в гробницу (пирамиды в Среднем и Новом царствах уже не строили).
Андрей: Человечек! Сегодня я побывал в Музее изобразительных искусств. Там нам показывали множество египетских саркофагов. Они разные: есть деревянные, есть гранитные, а есть и нефритовые. Надо же: саркофаг с мумией вставляли в другой, а тот - в третий! Ещё я видел мумию кошки, какой-то птицы...
Человечек: А видел там маленькие фигурки?
Андрей: Конечно! Только зачем их клали в гробницу?
Человечек: Считалось, что в любое изображение человека, как и в тело, вселяется душа. Кстати, если египтянин был беден, нередко вместо бальзамирования его тела в гроб клали его изображение. - глиняную фигурку "ушебти".
А зачем изображали целые процессии слуг, корабли с гребцами?
Человечек: Они должны были "ожить" в загробном мире и обслуживать вельмож и жрецов.
Каждый человек знал наизусть заклинание, с которым должен был предстать перед судом Осириса. По мифу о загробном мире, ладья перевозит души умерших через огромную реку на западном краю земли, там, где "умирает" каждый день Солнце. Осирис на торне слушает умерших, которых приводит к нему Анубис - владыка загробного царства. Души клянутся в том, что они не делали в земной жизни ничего плохого. Правоту их слов Анубис проверяет, взвешивая сердца покойников и перо богини правды Маат. Если сердца перевешивают перо, то солгавших пожирает чудовище. НО если сердца весят столько же, сколько правда, Осирис дарует бессмертие в царстве, где нет несправедливости, вдоволь еды и всякого имущества.
Вопрос: Почему египтяне именно так представляли царство мёртвых?
4. Праздники и честь богов. Жизнь жрецов.
В честь каждого бога существовал особый праздник. Земледельцы особенно чтили Осириса, отмечая ежегодно день его воскресения (день восхода после перерыва самой яркой звезды, названной ими Сириус - звезда Осириса). Чуть позже повсеместно отмечался праздник разлива Нила, которому приносились пышные жертвы.
Всё свободное население Египта, включая фараона, подносило обильные подарки жрецам. Они имели богаты храмовые хозяйства, где крестьяне вспахивали поля, а ремесленники трудились в мастерских. По своему влиянию в стране жрецы мало чем уступали фараону. Сам правитель Египта советовался с людьми, считавшимися выразителями воли богов. Если на престоле оказывался малолетний или не имевший способностей руководить фараон, он попадал под полное влияние жрецов. Бывали случаи, когда жрецы свергали неугодного им правителя. Большие группы жречества слоились в Фивах - столице Нового царства. Огромное количество богов и храмов способствовало богатству и влиянию их служителей и ослабляло власть фараонов.
5. Реформа Эхнатона и её неудача.
В 1372 г. до н.э. фараоном стал Аменхотеп IV. Через четыре года после начала своего правления он объявил единственным божеством Египта Атона - солнечный диск. Храмы прежних богов были закрыты, а столица перенесена из Фив в специально построенный ниже по течению Нила город Ахетатон ("Горизонт Атона"). Фараон принял новое имя - Эхнатон ("Угодный Атону"). Он вообще отказался от услуг жрецов, объявив, что Верховное божество - Атон не нуждается в посредниках между собой и ним. Фараон опирался на небольшой кружок верных ему людей. Государственную деятельность осуществляла и его жена - Нефертити, дочь правителя царства Митанни(северная Сирия).
Реформа - преобразование жизни, осуществлённое Эхнатоном - оказалась неудачной. После смерти Эхнатона в 1354 году до н.э. жрецы, воздействуя на его
наследника, юного зятя Тутанхатона("Покорный Атону"), смогли восстановить многобожие и вернуть столицу в Фивы. Новый фараон стал Тутанхамоном ("Покорный Амону"). Надписи, посвящённые Атону, и приказы Эхнатона были стёрты и разбиты, Ахетатон оставлен людьми...
Задание: Подумайте, почему жрецы восстановили старую религию. Они не верили в Атона или дело было не в этом?
На полях:
Гимн в честь Нила.
Слава тебе Нил, идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена,
Если гневен он, гроза по всей стране.
А восходит он - ликует земля и все живы от радости.
Радуются тебе люди и дети твои и приветствуют тебя как царя.
Заклинание из "Книги Мёртвых".
Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал, я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не делал зла. Не делал я того, что для богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов... Я не говорил зла против царя... Я чист, я чист, я чист, я чист...
Из "Гимна Атону", написанного Эхнатоном.
Великолепен, Атон, твой восход на горизонте.
Живой солнечный диск, положивший жизни начало,
Ты восходишь на восточном горизонте,
Красотою своей наполняя пространство.
Ты прекрасен, велик, светозарен и возвышен над землею,
Лучами ты обнимаешь пределы земель, тобою сотворенных...
Пробуждаются люди.
К тебе они простирают руки
И за труд берутся.
Каждого, где бы он ни жил,
Ты судьбой наделяешь.
Пусть языки различны, разного цвета кожа,
Всех одаряешь пищей, жизни конец назначаешь...
Ты един во многих обличьях,
солнечный диск животворный...
У тебя сыновей мириады,
Но я, Эхнатон, правдой живущий,
Единственный в твои посвящённый тайны,
Твоё постигший величье.
Свидетельство о публикации №222040301799