15 Религия египтян

1. Боги Египта.
Особую роль в жизни египтян играли религия и её служители - жрецы.
Вопросы: Вспомните, что такое религия. Чему поклонялись, во что веровали первые "люди разумные" и племена земледельцев и скотоводов?
Первоначально в каждой из областей "Чёрной земли" поклонялись местным богам. Главными из них считались и солнечное небесное божество - Ра на юге, Амон на севере, и покровитель Египта Птах, и богиня неба Нут, и бог-законодатель Гор. По мере того, как укреплялось единство страны, едиными становились и верования. Храмы и ритуальные комплексы строились на средства фараонов. Верховный бог - Амон-Ра объединил в себе два имени. Его представляли с головой ястреба; золотая ладья Амона-Ра перемещалась по небу с востока на запад, а ночью проплывала чрез подземное царство. Сыном Амона-Ра провозглашал себя фараон, также выезжая в золотой колеснице.
Вопрос: Как вы думаете, почему верховным богом в Египте считался бог Солнца?
Особо почитались также Птах - покровитель Египта и ремёсел, Осирис - бог плодородия и земледелия, Гор - небесный "советник" фараона, дающий людям законы, Геб - бог земли, Нут - богиня неба, Хонсу - бог войны, Хатор -богиня любви, Тот - бог мудрости. Чаще всего боги являлись людям, по представлениям египтян, с головами животных: Гор - сокола, Тот - ибиса, Хнум - барана, богиня Бастет - кошки и так далее. При храмах всегда содержались священные животные, а после смерти их бальзамировали и хоронили на специальных кладбищах.
Нил - источник жизни страны также воспринимался, как божество, льющее воду из огромного кувшина где-то в глубине Африки, где зарождается река. Разливы Нила объяснялись особым благоволением бога Хапи, льющего раз в год больше воды.

2. Миф об Осирисе - умирающем и воскресающем боге.

Ты становишься юным по собственной воле.
Ты и Хапи великий на берегах в начале Нового года.
Люди и боги дышат влагой, какую ты из себя изливаешь.

3. Представления о загробной жизни.

4. Праздники и честь богов. Жизнь жрецов.

5. Реформа Эхнатона и её неудача.

На полях:

Гимн в честь Нила.

Слава тебе Нил, идущий, чтобы Египет оживить.
Если медлит он, жизнь кончена,
Если гневен он, гроза по всей стране.
А восходит он - ликует земля и все живы от радости.
Радуются тебе люди и дети твои и приветствуют тебя как царя.

Заклинание из "Книги Мёртвых".

Слава тебе, бог великий, владыка обоюдной правды. Я пришел к тебе, господин мой. Ты привел меня, чтобы созерцать твою красоту. Я знаю тебя, я знаю имя твое, я знаю имена 42 богов, находящихся с тобою в чертоге обоюдной правды, которые живут, подстерегая злых и питаясь их кровью в день отчета перед лицом Благого. Вот я пришел к тебе, владыка правды; я принес правду, я отогнал ложь. Я не творил неправедного относительно людей, я не убивал, я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не делал зла. Не делал я того, что для богов, не исторгал заупокойных даров у покойников. Я не уменьшал меры зерна, не убавлял меры длины, не нарушал меры полей, не увеличивал весовых гирь, не подделывал стрелки весов... Я не говорил зла против царя... Я чист, я чист, я чист, я чист...

Из "Гимна Атону", написанного Эхнатоном.

Великолепен, Атон, твой восход на горизонте.
Живой солнечный диск, положивший жизни начало,
Ты восходишь на восточном горизонте,
Красотою своей наполняя пространство.
Ты прекрасен, велик, светозарен и возвышен над землею,
Лучами ты обнимаешь пределы земель, тобою сотворенных...
Пробуждаются люди.
К тебе они простирают руки
И за труд берутся.
Каждого, где бы он ни жил,
Ты судьбой наделяешь.
Пусть языки различны, разного цвета кожа,
Всех одаряешь пищей, жизни конец назначаешь...
Ты един во многих обличьях,
         солнечный диск животворный...
У тебя сыновей мириады,
Но я, Эхнатон, правдой живущий,
Единственный в твои посвящённый тайны,
Твоё постигший величье.


Рецензии