Знакомьтесь- сержант Романов

 
  Есть в Шимском районе деревня Большие Угороды, именно в ней родился Василий Михайлович РОМАНОВ. У него богатая и интересная биография, но сегодня пойдет речь не только о нем, а он сам будет рассказывать о своей фронтовой биографии. Перед мной пожелтевшие листочки  с записями, сделанные десятки лет назад. Но страницы самой беседы не тускнеют, а наоборот приобретают более весомую значимость.
 
   - Василий Михайлович, где и когда Вы узнали, что Вам присвоено звание Героя Советского Союза? -Это было зимой, в январе, я лежал в госпитале и уже шел на поправку, В палату заходит полковник  -главврач  обнимает меня и говорит:
 -Василий, от всей души поздравляю, Ты этого заслужил.
   -Я то думаю, он  про выписку говорит.
   -Теперь, говорит, в Москву поедешь, в Кремль пойдешь свою награду получать.
   -Степаныч, - говорю я,- Кончай шутить, выписку давай и я поеду домой в деревню.
   -Какая выписка? Ты еще полежишь. Что не знаешь, что тебе присвоено звание и какое- Герой Советского Союза. Скольких я солдат вылечил, а вот Герой у меня первый. Ты, что не в курсе?
   -Степаныч, честно говорю, я не знаю.
   -Тогда он протянул мне газетку и на первой странице опубликован Указ о присвоении мне этого высокого звания. Я сидел на кровати и не мог понять «За что».
   -Но потом — то узнали и за что же Вам оно было присвоено?
   -За Днепр, - коротко ответил Романов и немного помолчав продолжил свой рассказ.
   -На фронте я был почти всю войну, даже у себя на родине повоевал-  защищали мы Старую Руссу и Шимск. Всю биографию, наверняка, нет необходимости пересказывать, длинная она. Был я сержант, командир взвода, но не простого взвода, были минеры и не только, а еще и разведчики. Сложное это занятие. Ходили в тыл врага и там на разных местах устанавливали мины. Перед тем как полк должен идти вперед, нужно было проделать в минном поле проходы и делать нужно только ночью и тихо тихо, иначе сам погибнешь, других подставишь, а главное всю операцию сорвешь. Однажды уж очень дерзкое задание получили: пробраться в тыл врага, узнать ,где  штаб и заложить под него мину и посолидней, чтобы рвануло так рвануло. Все узнали, а возле штаба часовой. Были у меня крепкие ребята. Тихо сняли часового и мы спокойно установили заряд. Веревочку от взрывателя привязали к двери. Ждать нам надоело, никто не беспокоил начальство. Под утро смена караула пришла и обнаружила пропажу часового, скорей побежали докладывать и тут мы дернули за веревочку. Хороший взрыв был. Мы спокойно поползли к себе. Так примерно и воевали. Когда наша дивизия подошла к Днепру, то наш взвод получил задание: пробраться в тыл и там в течении трех суток вести разведку и по рации передавать данные. Немцы стояли плотно, даже спрятаться было негде. Помог случай. Увидели старика, седого, лохматого, стали расспрашивать. Он обрадовался, аж прослезился. И предложил спрятаться у него в землянке. Немцы его не трогали, считали колдуном. Днем спали в землянке, а ночью вместе с дедом ползали и он все показывал. Данные передавали в штаб и рано утром по нашим координатам открывали огонь. Перед тем, как уползти к своим, соседние землянки закидали гранатами. Хорошо пошумели и скрылись.Новое задание. Наладить переправу. Как? Решили ночью перебросить через Днепр трос и закрепить там. Плыли тихо, темно, но задание выполнили. Когда стали брать Днепр, то наш взвод пошел первым, мы плавали и все знали. Благодаря тросу лодки и плоты быстро достигли берега. Фашисты открыли огонь, но мы оказались под кручей берега и это нас спасло. Стали забрасывать гранатами врага и фашисты дрогнули, отступили. Мы заняли плацдарм и стали держать оборону. В наступление двинулись основные силы и потерь уже не было. Половина нашего взвода погибла, так силы то были не равны. Кто погиб, кто был награжден еще не знаю, так как сам я был тяжело ранен и санитары меня утащили в госпиталь. За взятие Днепра .Я, как командир взвода, был представлен к званию Героя Советского Союза.
   -Спасибо,Василий Михайлович, за столь подробный рассказ и очень трогательный, лихая доля досталась Вам и вашим сослуживцам.
  -А кому тогда было легко? Я то  хоть больной, но живой, сижу беседую с вами. А сколько ребят лежат по берегам рек, озер и перелесков от Москвы и до Берлина. -Извини, Николай, тяжело, очень тяжело вспоминать.
   Таков вот он, наш земляк, Герой Советского Союза Василий Михайлович Романов.


Рецензии