Памяти Ларисы Сёминой

Не зря в народе говорят – високосный год, скорее всего, несчастливый.  А наш 2020 особенно много унёс замечательных людей.  Наш год — это год крысы, и это мерзкое животное утащило, к сожалению, слишком много достойных людей.  Когда-то поэт писал: «Будь проклят 41-й год…»  Так и хочется (а может, кто-то и напишет) это же о нашем сегодняшнем.

В нашем замечательном городе тоже ушло, к сожалению, много прекрасных, творческих, талантливых людей.  И одна из них – Лариса Рудольфовна Сёмина.  В ней сочеталось множество талантов – певица, композитор, прекрасный педагог, руководитель, организатор вокальных конкурсов.  В моей долгой жизни мне пришлось встречаться со многими талантливыми людьми, и Лариса, которую я помню ещё нашей студенткой, навсегда останется в этом замечательном ряду.

Мне довелось быть куратором студенческой стенгазеты и, помнится, уже тогда она вносила какие-то свежие идеи, писала стихи.  Как-то она предложила мне написать совместно детскую оперу.  Через пару лет я ей сказал: «Скорее всего, вы сами напишете музыку».  И действительно, из всей нашей композиторской организации только она имеет специальное образование.  После окончания нашего муз-пед.  факультета она закончила историко-композиторское отделение Нижегородской консерватории, а за тем ещё эстрадный факультет при Академии им. Гнесиных.

Когда она садилась за фортепиано и пела под собственный аккомпанемент, слушатели получали истинное наслаждение.  Она прекрасно владела инструментом, замечательно импровизировала.  Мы вместе с ней вели наши композиторские концерты в Доме работников искусств, и она всегда артистично и остроумно представляла очередного автора.  Я был очень рад, когда она пригласила меня работать на эстрадную кафедру, которой в это время руководила.

Помнится, первое заседание кафедры совпало с моим днём рождения.  Моя жена Мария решила после заседания организовать небольшой фуршет и присутствовала на нашем заседании.  Она пришла в восторг от того, как Лариса Рудольфовна вела заседание кафедры – с юмором, никаких лишних разговоров, всё по делу, коротко и ясно.  Хотя все мы знали примеры, к сожалению, обратные.
 
Как-то мы шли пешком из радиокомитета, где с Яной Тарасовой делали о ней передачу.  Разговорились, причём Л. Р. довольно откровенно рассказывала о своей жизни.  Многое в её жизни было не очень-то гладко.  Но будучи по натуре большой оптимисткой и энергичным человеком, она, как мы все знаем, достойно прошла свой путь, выступала в Москве в роли, кажется, единственного ПОЮЩЕГО ПРОФЕССОРА.

Среди её учеников, конечно, выделяется её дочь Дария.  Её выступления всегда отличаются яркостью, оригинальностью и высоким профессионализмом.  Что и сказать – знатное продолжение талантливой мамы.

Я любил посещать вокальные зачёты первокурсников.   Присутствуя затем на их выпускных экзаменах, всегда замечал, как почти все они вырастали за эти годы в профессиональных исполнителей.  Кроме того, всегда можно было услышать удивительно широкий репертуар, который использовала их замечательный педагог.  Лариса Рудольфовна никогда не упускала случая сообщить что-нибудь приятное коллегам.  Помнится, звонит однажды: «Сергей Ростиславович, я в Иванове сижу в жюри, Вас тут поют» (там исполняли мой романс «Берёза»).

Однажды у неё был замечательный концерт, где выступали её студенты, нынешние и прошлых выпусков.  Л.Р. говорила, что у неё есть методическое правило – на каком курсе какой сложности студенты исполняют произведения.  А в это раз некоторым студентам она доверила довольно сложные вещи.  Результат был превосходен.  Одна моя студентка по фортепиано, почти без образования, так спела труднейшую арию, что все пришли в восторг.  Я её искренне поздравил.  На следующий день мы с Л. Р. ехали рядом в троллейбусе.  Она бесконечно говорила по мобильному телефону.  У неё всё время были какие-то неотложные дела.

Мы и не догадывались, что у неё серьёзные проблемы со здоровьем.  Я уверен, что её творческий и жизненный темперамент мешал ей беречь себя, умерить свою общественную деятельность.  Её уход поразил всех нас.  У меня на столе стоит наша общая фотография.  Она постоянно перед моими глазами.  И, конечно, навсегда в моей душе.

*Лариса Рудольфовна Сёмина (1961–2020) - профессор кафедры музыкального образования ВлГУ.  На снимке с автором.


Рецензии