Одноклассники на отдыхе

Я родился и все школьные годы прожил в далеком поселке на севере Хабаровского края под не очень звучным названием Херпучи.  Уже много лет спустя, работая над материалом о прииске, контора которого была в нашем поселке, узнал, что река Херпучинка, на которой стоит этот поселок, получила название,  которое в переводе с негидальского звучит как "деревянная лопата". Негидальцы - это один из коренных народов севера, чье стойбище стояло на реке Амгуни, и откуда началось освоение этих мест уже русскими людьми.  Если бы прииск не закрыли в конце 90-х годов, он отметил бы уже 150 лет со своего дня рождения.

Конечно, в 19 веке не было государственных приисков так далеко от цивилизации. Когда была отменена царская монополия на добычу золота, в эти места добрались вначале геологи, обнаружившие в песке речки  Херпучинки рассыпное золото, и после этого сюда приехали старатели, которые и начали добычу золота мускульным способом на деньги благовещенского купца Харлампия Тетюкова.  Таких старательских артелей было несколько,  они создавали небольшие прииски, принадлежащие разным хозяевам, одной из которых была дальняя родственница  генералиссимуса  Суворова-Рымникского. 

Сейчас уже никто не скажет, почему некоторые части большого поселка Херпучи получили названия "Седьмая линия", "Успенский", вдалеке от поселка "Безымянный", "Гайфон", "Половинка" и другие с такими же непонятными названиями.  Когда в начале 30-х годов на этом месте организовали государственный прииск с механической добычей золота, центральную часть поселка назвали Главный стан, где были контора прииска, сельсовет, школа, больница, клуб,  детский сад, магазины. Потом  несколько улиц получили свое название по прежним - Седьмая линия, Успенский, а другие новые названия - Центральная, Школьная, Клубная, Транспортная.

Мои родители были учителями и жили в служебном жилье на улице Центральной, во втором от школы доме.  На этой улице были только двухквартирные деревянные дома, и жили в них в основном учителя и инженеры прииска. На других улицах были дома с одной  или двумя квартирами, а так же бараки. Около домов были непременные огороды, где выращивали в основном картофель и кое-какие овощи, которые вызревали в грунте в тех суровых условиях.  Лишь в некоторых огородах делали парники более домовитые хозяева. Кое у кого были коровы и свиньи.

Я родился в 1947 году, в 7 лет пошел в школу, в которой проучился 11 лет, потому что именно у нашего возраста образование было 11 классов с производственным обучением. Уже в следующем за нашим классам году было как 11, так и 10 классов, и в 1966 году было сразу 2 выпускных класса. А мне мое производственное обучение - учили на радиооператора - в жизни так и не пригодилось, хотя я до сих пор помню азбуку Морзе.  Но другим, например, девочкам, которых учили шить на машинках, делать выкройки, или парням, которых учили автослесарному делу, это школьные навыки наверняка пригодились.

Я родился маленьким, всего 2,2 кг весом, чуть не умер в младенчестве, поэтому меня очень опекали в детстве.  На лето отвозили у бабушке с дедушкой, у которых была своя корова, большой огород, и рядом лес, в котором полно грибов и ягод.  Вначале это была деревня Малышевское на Амгуни, недалеко от районного центра села имени Полины Осипенко. Раньше село называлось Керби, но после того, как в конце 30-х годов недалеко от него совершил вынужденную посадку женский экипаж в составе летчиц Гризадубовой, Осипенко и Расковой, которых в тайге искали всем миром, село переименовали.  Дедушка был председателем колхоза, который и организовал в конце 30-х годов, а бабушка рядовой колхозницей, но больше занималась домашним хозяйством, ведь у них было семеро детей.  Это помогло пережить трудные военные годы. Выручал огород, своя корова и рыба, которую в большом количестве колхозники вылавливали для пропитания в Амгуни.

А потом, когда спецпереселенцам (а дедушка с бабушкой оказались в этих местах по решению НКВД еще в 1933 году), разрешили уехать в 1954 году, они переехали в район Хабаровска, где дедушка устроился работать директором подсобного хозяйства краевой психбольницы. Там дали служебную квартиру, они завели домашнюю скотину, в огороде росло больше овощей, чем на севере, и это позволяло им организовать со временем полноценное питание. И сюда, на свежее молоко и овощи, меня отправляли на летних каникулах. Позже с помощью взрослых детей был построен свой частный дом с надворными сооружениями.

Так что я в летние месяцы практически не бывал в родном поселке, в отличие от многих своих сверстников и одноклассников.  Они-то проводили лето в поселке, помогали родителям по домашнему хозяйству, ходили в лес по грибы и ягоды (летом в тайге было много жимолости), ездили на рыбалку, а кое-кто из пацанов с родителями ходил на охоту.  Тайга в этих местах богатая дикоросами и всяким зверьем, встречаются даже медведи, но они обычно близко к поселку не подходили. Но зато ондатру (водяную крысу с ценным мехом) можно было поймать рядом с поселком, в речках, которые протекали мимо, или многочисленных котлованах, остающихся после работы золотодобывающих драг.  В начале 60-х годов ондатровые шапки были очень модны.

В 50-60- годы люди жили бедно.  Далеко не у всех в квартирах была купленная в магазине мебель, радиоприемники,  а вот мотоциклы и тем более автомобили продавались лишь передовикам на прииске после пары лет стояния в очереди.  Поэтому на моей памяти в школьные годы в поселке была один автомобиль "Победа"  и пара автомобилей "Москвич-401" и потом появился "Москвич-403".  Я потом упомяну еще об этих "Москвичах".

Я благодаря своему отцу, который работал директором школы в соседнем поселке Оглонги и не мог защитить меня от местных хулиганов, которые отыгрывались на мне за "двойки", что им ставила в школе моя мама, учительница немецкого языка, увлекся спортом. Постепенно я мог давать отпор этим хулиганам, тем более что качал силу, поднимая ось от вагонетки, а уже в 9 классе стал лучшим легкоатлетом не только в нашей школе, но и в районе.  Хорошо умел играть в волейбол, и все вечера в теплое время года проводил на волейбольных площадках или около школы, или школьного интерната, или поселкового клуба.  Но все это было, пока родители не отправляли меня в Хабаровск.

Но далеко не все мои одноклассники увлекались спортом в теплое время года. Зимой да, все мы ходили на лыжах, тем более что всю третью четверть уроки физкультуры проходили на улице, мы бегали на лыжах, проходя 3 или 5 км за урок. А вот летом были и другие увлечения. Кто-то любил ходить на рыбалку, кто постарше, на охоту с друзьями, причем даже не ходить, а ездить на мотоцикле.  Этого транспортного средства со временем в поселке становилось все больше и больше. Причем никто даже не догадывался, что надо иметь документы, так называемые права, чтобы ездить на мотоцикле. 

Я хорошо помню, что в наших классах мотоциклы были в трех семьях - Баевых, Козловых и Пикаловых.  У Баевых был мотоцикл М-72 с коляской. Однажды мы с моей одноклассницей Людей Баевой поехали в соседние Оглонги.  Она за рулем, я на заднем сиденье.  В то время дороги уже просохли, но за долгую зиму и весну груженные дровами автомобили накатали колеи, по которым мотоцикл не мог ехать, и мы ехали по гребням колеи. На повороте вправо коляска приподнялась,  мы запросто могли опрокинутся, и Люда пустила мотоцикл в сторону кювета прямо на кустарник, который рос в этих местах.  Признаюсь, я испугался и закрыл глаза, чтобы кусты не повредили их. Когда открыл, увидел, что мотоцикл стоит, мотор не работает, Люди сидит на топливном баке сразу за рулем мотоцикла, а я за ней на водительском сиденье.  Мы выкатили мотоцикл на дорогу, завели и поехали дальше. Я от греха подальше пересел в коляску.

А теперь я хочу рассказать о фотографии, которая за заставке к моему рассказу. На ней четверо из моего класса - три парня и девочка.  Кто-то их фотографировал, значит, был и пятый в этой группе.  Слева направо - Витя Пикалов, затем Рита Кандала, Витя Тяжелков и Коля Головин.  Где они, точно не знаю. Но видно зимовье, куда частенько добирались школьники. Я там не разу не был, поэтому точного названия, где стоит  эта избушка,  не знаю. Скорее всего, это зимовье на Половинке.  Стоят два мотоцикла. Слева Иж-56, это точно мотоцикл Пикаловых.   Два слова о его совладельце.

Витя Пикалов учился со мной с первого класса. Но учеников в двух классах - А и Б - часто тусовали, и в 11-м классе я учился в классе А, как и все остальные, что изображены на снимке, а Витя в классе Б, где учились в основном учении из Оглонгов, где было семилетка, а потом восьмилетка, и где директором был мой отец.  Это был единственный в наших классах блондин, причем чистокровный.  Учился он средне, в передовиках не был. Но он был в прыжках в высоту моим самым опасным противником, когда на уроках физкультуры мы прыгали в зале. Там я не мог прыгать способом "перекидным", а только "перешагиванием", да еще с короткого разбега. И если у других пацанов я выигрывал 10-15 см, то у Вити Пикалова всего 5 см.

Жила семья Пикаловых где-то на Клубной улице, как и семьи двух других одноклассников. Но где точно, я не помню,  Отец Витьки работал в небольшом здании чуть выше приисковой конторы, что-то вроде лаборатории там было.  А мать моего одноклассника я не помню.

После окончания школы мы с ним не виделись. По слухам, он жил в Хабаровске, где-то работал на рядовой должности. Когда мы в 1990 году встречались с одноклассниками в Хабаровске в  ресторане "Интурист", он не пришел, хотя ему сообщили о встрече.

Не были на той встрече и остальные парни. С Витей Тяжелковым мы несколько лет играли в школьном духовом оркестре.  Он был у нас солист, играл на трубе. Вначале на этом инструменте, очень важном в духовом оркестре, играло несколько наших одноклассников - Цыганков, Селезнев, Баскаков, но потом они ушли из школы или переехали, и Витя остался один, и можно сказать, на него молился руководитель оркестра Мошкович, но это не мешало ему и ругать Тяжелкова, когда тот начинал безбожно врать на репетициях. Где после школы учился Тяжелков, не знаю, но года 4 назад на сайте "Одноклассники" я стал общаться с моей однокурсницей по Хабаровскому медицинскому институту Валей Лесковой. Она долгие годы работала в Амурске.  От неё я узнал, что Витя Тяжелков долгие годы работал главным инженером на одном из заводов оборонного профиля  в этом городе, но потом завод закрыли, и где Витя сейчас, неизвестно.

А вот Коля Головин живет в Хабаровске. Если меня правильно информировали, он по направлению от прииска учился в Москве  на инженера по профилю работы прииска, потом вернулся и долгие годы работал на прииске. Когда прииск закрыли, вроде как работал в старательской артели.  Семья Головиных жила в доме на улице Клубной, сразу за клубом.  Дом был на две квартиры, и во второй половине дома жила семья Жулковских.  У Головиных был автомобиль "Москвич-401". Раньше этом автомобиль был в собственности семьи Степанцовых. Муж был инженером на прииске, жена учительницей.  Когда подошло очередь на покупку автомобиля "Москвич-403", Степанцовы предложили купить старый автомобиль нашей семье.  Но отец Коли Головина узнал об этом, и уговорил Степанцова продать автомобиль ему, заявляя, что в противном случае он купить новый "Москвич-403", т.е.  перехватит у Степанцова.  Так наша семья лишилась возможности приобрести движимое имущество.

Пожилые люди должны помнить этот автомобиль, построенный в СССР как "народный". Очень небольшой, с маломощным мотором, он с трудом вмещал 4-х взрослых мужчин. Однажды Коля, который освоил вождение, но ездил без прав,  повез меня и еще парочку парней в Оглонги. Надо было преодолеть довольно высокий подъем через хребет, который отделял два поселка. Маломощный мотор с трудом поднимал машину и 4-х пассажиров на него.  Я вспомнил, как еще 10-летним мальчуганом  ехал на "полуторке" (был такой грузовой автомобиль  ГАЗ-АА в 30-50-е годы)  с родителями через холмы в центре Хабаровска. Тоже еле-еле.  Но тогда я сидел в кузове грузовой машины, а сейчас в тесном салоне "Москвича",  касаясь плечом водителя - Колю Головина.

А вот единственная девочка на этом снимке - Рита Кандала, была моей школьной симпатией.  Она вместе с родителями переехала в Херпучи с другого прииска - Михайловский, который был закрыт после выработки золота. Отец её был инженером, а мать учительницей, причем носила свою девичью фамилию - Андреева.  И верно, больно уж незвучной была фамилия Кандала. Но Рита и её старшая сестра Эмма носили фамилию отца. 

С первых дней появления в школе Рите предложил свою дружбу наш с ней одноклассник - Вовка Козлов, у отца которого был мотоцикл "Ковровец".  Уж не знаю, чем Риту привлек Вовка - и учился средне, и не отличался ростом, не такой уж симпатичный, только вот мог покатать на мотоцикле и первый предложил свою дружбу, а я предпочитал вздыхать в подушку и заниматься спортом. Но их дружба расстроилась накануне выпускных экзаменов за 11 класс, и после выпускного вечера я пошел провожать Риту, и мы гуляли до утра.  Потом у нас было еще несколько свиданий на протяжении 1 года и 3 месяцев, когда я учился в институте в Хабаровске, а Рита после того, как не поступила в МГУ, жила у старшей сестры в Благовещенске.  Потом она поехала навестить родителей в Херпучи, там в это время оказался Вовка Козлов, они стали встречаться. Мне об этом написали, да и Рита тоже в своем письме написала, "что чутку изменила" мне, и я порвал всякие с ней отношения. 

Помните, в те годы была такая песенка:
У меня была жена,
она мне изменила.
Изменила только раз
А потом решила.
Эх, раз, еще раз
Еще много-много раз.
Я знал эту песенку, и не стал дожидаться, что мне "изменят" снова.  Потом у нас была с Ритой встреча во Владивостоке, где я, тогда молодой лейтенант м/с с подводной лодки, в книжном магазине  встретил студентку местного университета Риту. Мы погуляли один вечер и потом не виделись около 20 лет.

Встретились на 25-летии со дня окончания школы в ресторане "Интурист".  Из ресторана я пошел домой, а Рита и Вовка пошли на квартиру Эммы, которая перебралась в Хабаровск из Благовещенска и жила на улице Ленина в центре города.   А еще через некоторое время Рита позвонила мне, тогда уже первому заместителю заведующего отделом здравоохранения крайисполкома, и попросила меня помочь в лечении её сына, которого забрали в армию и он там заболел.  Я решил вопрос с руководством 301 военного госпиталя, больного сына Риты по имени Саша перевели из части в госпиталь и вылечили.  А Рита в знал благодарности пригласила меня на квартиру Эммы, где приготовила ужин. Сама она жила с родителями в кооперативной квартире с родителями и работала учительницей литературы в 56-й школе. Потом вышла на пенсию, родители умерли, сын жил отдельно, а вот внучка с Ритой.  А 3 года тому назад Рита скоропостижно скончалась в этой квартире - инсульт в жизненно-важный центр головного мозга.

Справа на фотографии чуть в глубине  стоит незнакомый мне мотоцикл,  и на руле висит охотничье ружье. Скорее всего, мотоцикл и ружье принадлежит автору фотографий, вернее, человеку, который сделал этот снимок.   На костре явно варится уха. Почему я так говорю? Просто есть еще пара фотографий с этой поездки одноклассников на отдых. На одной Рита держит удочки и  рыбу, скорее всего касатку. Эта рыба хороша разве что для ухи. А на еще одном снимке стоят Рита и Витя Пикалов у его мотоцикла в таком же одеянии.  У Коли Головина и Вити Тяжелкова сапоги-болотники, как их тогда называли. Явно не для прогулки надели эти тяжелые резиновые сапоги с высокими голяшками.

Хотя возможно, автор снимка и владелец мотоцикла приехал поохотиться, ведь осень - время лета гусей и уток в южные края. Возможно, мои одноклассники приехали на Самню (небольшую речку, впадающую в Амгунь, где и стоит зимовье Половинка) порыбачить, а там и застали этого охотника, и попросили сфотографировать всю их компанию. Теперь можно только гадать.

Вот такие воспоминания нахлынули на меня, когда я в своем архиве нашел эти фотографии. Их выложила в "Одноклассниках" еще одна наша землячка, Галя Коршунова, она окончила нашу школу на год позже нас с Ритой. По моей просьбе она нашла Риту в Хабаровске, и они несколько раз встречались и с Ритой, и с её старшей сестрой Эммой. Галя организовала и прощание с Ритой после её кончины.  Скорее всего, фото сделано в сентябре 1964 года, когда мы учились в 11-м классе.

Галя Коршунова является своего рода фото-летописицей для жителей нашей малой родины, встречается с земляками, и с их разрешения размещает на сайте "Одноклассники"  их фотографии той поры, когда они жили в Херпучах.  Поэтому многие мои земляки по её инициативе регулярно встречается в Хабаровске, а классы выпуска 1966 года встречаются каждые 5 лет уже 50 лет.  Только карантин в связи с пандемией коронавируса сорваи встречу в прошлом, 2021 году. 

Мне очень жалко, что нынешняя жизнь оторвала нас друг от друга, особенно тех, кто перебрался в европейскую часть России с родного Дальнего Востока.  Прошло уже 19 лет, как я уехал из Хабаровска и ни разу после этого не был. Но свой вклад в эти встречи земляков все же внес. Я написал несколько книг о нашей малой родине, одна из которых - альманах с воспоминаниями 10 человек под названием "По волнам нашей памяти". И Галя организовывала эти встречи, чтобы отдавать эти книги нашим с ней землякам. Это же такая память о наших родных поселках и о наших земляках. Многие являются моими читателями на литературном сайте, и, думаю, вспомнят моих одноклассников на этом снимке, и чуть больше узнают о них.  Всего вам хорошего, уважаемые читатели. Будем жить!!!


Рецензии
Хорошо, когда люди поддерживают дружеские отношения! А вот среди моих одноклассников таких отношений нет - все совершенно чужие друг-другу...

Олег Каминский   04.04.2022 10:17     Заявить о нарушении
Такие отношения с одноклассниками обычно бывают в сельских школах, как наша Херпучинская.

Александр Щербаков 5   04.04.2022 13:44   Заявить о нарушении