Варежки

 Решила вместо тёплых перчаток надеть варежки: резко похолодало. Полезла в шкаф, чтобы достать пуховые, но попались вязаные, две пары – светлые и тёмно – синие. Последние годы я их не носила, зимы стояли сиротские – обходилась перчатками. Почти 40 лет назад эти замечательные варежки мне  связала свекровь Нина Ивановна.  Аккуратная, прямо фабричная вязка, красивые, с одинаковым узором, плотные, тёплые…  И таким теплом, такой нежностью наполнилось моё сердце… Повезло мне очень со свекровью…  Умная, мудрая, щедрая… И какая мастерица! Прекрасно шила, вязала. Хлеб пекла самый вкусный в деревне. Территория около дома была настоящим дендрарием: муж, сыновья навозили разных деревьев, кустарников. А Нина Ивановна разбила клумбы, да с таким вкусом! Здесь были полянки с подснежниками, ландышами. Цвели роскошные цинии, георгины, гладиолусы… Словом, всё, что делала, делала хорошо. Сельская учительница, своих трое детей, дом, скотина, огород… Как она со всем управлялась? Нравоучениями она меня, например, не донимала, но её советы помню до сих пор. Чувство юмора было у неё тоже прекрасное. Когда мы вернулись после росписи, она меня встретила вот такими словами: - Ну, Юля, какой мосол достался, такой и гложи… Полушутя, полусерьёзно сказала… А сколько раз она сберегала наш семейный союз… Мой муж очень уважал родителей, и это тоже в большей степени заслуга матери. Каждый отпуск он проводил только в родительском доме. Забирал сына и дочь и уезжал, чтобы накосить сена, заготовить дров, «перебрать» отцовский «Москвич». Мне хотелось съездить куда – нибудь ещё, но он категорически заявлял: «Пока живы родители, буду ездить к ним».  И так это было по – мужски, так правильно… Я, городской житель, хоть и восхищалась местными красотами, но больше недели здесь не выдерживала, хотелось в город, домой. А дети, не успев уехать, уже считали, сколько осталось дней до следующих каникул.  Бабушка Нина с приездом внуков буквально в них «растворялась». Она могла забыть про творог, который стоял на керосинке, про суп…  Сидела на полу с внуками, разговаривала с ними, рассказывала что-нибудь интересное, терпеливо и очень честно разбиралась в их спорах. Дети до сих пор с нежностью вспоминают, как бабушка им «организовывала» липовый чай под берёзками – кафе сельское…  Вспоминают, как с эмалированными кружками стояли в очереди за парным молоком. Варежки мне вязала, мне неумехе… Ни разу не упрекнула, что я –то не умею ни шить, ни вязать… Рыбу даже не могу почистить…  А где бы я этому научилась?!  Никогда и не чистила…  Варежки… Как тепло от них…Само слово звучит ласково, как –то по –деревенски, по – русски… Макс Фасмер объясняет, что варежки – это «вареги» («варяжские рукавицы»). Но мне кажется, что прав наш учёный Н.М.Шанский, считая это слово «собственно – русским», уменьшительно –ласкательной формой от «варега» ( посредством суффикса –его), в диалектах ещё встречающегося: от «варъ» - «защита» ( «варити» - защищать, сохранять, беречь, предупреждать). Вот и меня всю жизнь защищает, оберегает не только эта пара прекрасных варежек, но и память об этой замечательной женщине, которая оставила в моей жизни такой глубокий след.
                19.01.2022 г.


Рецензии