О Лейли Надировой

Лейли́ Надирова пронеслась в жизни нашего факультета как яркая комета, угасшая на самом пике своего взлёта.

Я знал её с тех давних пор, когда она по-детски называла меня «дядя Серёжа», и до того времени, когда я советовался с ней как с научным руководителем факультета по поводу своих печатных работ. По своему отношению к окружающим её людям она не менялась никогда, была всегда приветливой, доброжелательной, остроумной. Очень любила шутки и всегда по-детски заразительно смеялась. Удивляло уже в юношеские годы разнообразие её интересов, страсть к чтению, особенно к классической литературе.      
 
Чувство к слову у неё проявилось с раннего детства, в семь лет, будучи ученицей ЦМШ г. Баку, написанные ею стихи были опубликованы в столичной «Пионерской правде». Она и позже, на протяжении всей жизни писала стихи, но только для себя, не показывая никому. Прекрасно рисовала. Иногда люди, обладая способностями в разных областях, мечутся, не сумев выбрать свой путь, и жизнь их складывается сумбурно, безрезультатно. Нужно иметь прочный внутренний духовный стержень, чтобы не растеряться, не разбрасываться и безошибочно выйти на предназначенную дорогу. Думается, эта напряженная внутренняя работа не покидала Лейли на протяжении всей её короткой жизни. Но внешне это никогда не было заметно. Она очень много общалась, всегда находилась в гуще студенческой жизни, была непременным инициатором юмористических, подчас довольно острых номеров студенческих капустников.

Её игру я услышал в музыкальном училище, где она занималась у Э. Г. Мартьянова. Лейли играла такие серьёзные произведения, как 17-ю сонату Л. Бетховена и концерт Р. Шумана. Помню, меня сразу поразила не столько её техническая оснащенность, сколько самостоятельность и уверенность в том, что она делает.

Конечно, по окончании музыкального училища она могла бы учиться в какой-либо престижной консерватории, но уже тогда проблемы со здоровьем не позволили это сделать.

По окончании института Надирова могла бы быть оставлена на факультете, но она решила иначе. Лейли начала вести уроки музыки в общеобразовательной школе. Быть может, интуиция подсказала ей, что необходимо пройти все ступени педагогической деятельности, которые помогли ей впоследствии составить стройную систему своих научных взглядов. К тому же, мне кажется, её активная натура, открытая людям, не могла ограничиться одним исполнением на рояле или, скажем, только кабинетной научной работой. Ей необходимо было живое общение с людьми, в ней глубоко коренились уже тогда пробуждавшиеся миссионерские тенденции. Символично поэтому и заглавие её последующей книги «Струны общности». Она даже в своих сольных концертах иногда предваряла исполнение словесным высказыванием, интересными ассоциациями.

Конечно, Лейли училась отлично по всем предметам. Помнится, на одной из студенческих конференций она сделала доклады сразу на трёх кафедрах, получив первые премии. В студенческие годы она стала играть сольные концерты. Обычно её влекли масштабные произведения, требующие цельной концепции, серьёзного творческого осмысления. Эти выступления всегда были значительными событиями музыкальной жизни факультета. Музыку она ощущала удивительно своеобразно – одновременно и интуитивно, и глубоко сознательно.  Вероятно, именно поэтому трактовки исполняемых ею произведений были так оригинальны и всегда запоминались.

Помню, как меня поразило её исполнение известной сонаты А. Скарлатти. Как раз незадолго до этого по ТВ транслировали запись концерта В. Горовица, где он гениально её исполнял. А Лейли сыграла её совершенно по-иному, без тени подражания, по-своему, очень интересно и убедительно.

До сих пор помню её исполнение сонат Д. Скарлатти, фантазий Ф. Шопена, сонат Ф. Шуберта, концертов В. Моцарта и Ф Листа.  А запоминается, как известно, то, что производит сильное впечатление...

Когда на наш факультет пришла программа Всесоюзного фортепианного конкурса среди студентов педагогических вузов в г. Куйбышеве, Лейли решила принять в нём участие. Вместе со своим педагогом Г. А. Садыховой начала тщательно готовиться. Программа конкурса была весьма серьёзна и обширна. В трёх турах должны были быть исполнены произведения различных эпох и стилей, а на последнем — концерт с оркестром.

От нашего факультета направлялись три студентки, прошедшие строгий отбор на кафедральном прослушивании. Поехала с ними Г. А. Садыхова, которую включили в жюри конкурса. Поначалу, как мне рассказывали, к владимирцам отнеслись недоверчиво-снисходительно, но после их игры на первом туре отношение изменилось. Все трое перешли с высокими баллами на второй тур, а Лейли стала победительницей конкурса. На третьем туре она блестяще исполнила концерт Листа и получила I премию. Это, пожалуй, был её первый серьёзный творческий успех в жизни. Она исполнила этот концерт по возвращении в своей сольной программе, а затем и с Ярославским симфоническим оркестром.

Отработавшую несколько лет в школе Лейли пригласили в состав преподавателей нашего факультета.  Работала она очень увлеченно, любила своих студентов, и они отвечали ей взаимностью.  Постоянно играла сольные концерты, радуя нас новыми интересными программами.  А научной, исследовательской деятельностью она занималась, по-видимому, постоянно, это было для неё так же естественно, как играть на рояле, читать книги.  Неудивительно поэтому, что она весь сложный путь от ассистента до профессора прошла необычайно быстро.  Практически без перерыва она закончила аспирантуру и докторантуру, в 35 лет защитила докторскую диссертацию.

Её диссертация, вышедшая затем книгой, посвящена одной из современных категорий гуманитарных наук – эмпатии, смысл этого слова – «вчувствование, проникновение» в мир другого человека.  Излишне говорить, насколько современна эта тема в наше сумбурное и нетерпимое время, как важно внедрить во всех областях нашей жизни гуманные идеи в юные души. Очень советую прочитать всем её книгу «Струны общности».  Книга написана густо.  Это не лёгкое чтение. Известно, что любая серьёзная проблема имеет бесконечную глубину,  и каждый погружается на ту глубину, на которую способен.  Лейли погрузилась глубоко, это увидит каждый, кто будет читать эту книгу.  И каждому захочется узнать для себя что-то ещё, о чём-то ещё подумать.

Она успела много.  Перспективы впереди были ещё бо́льшие...

Вспоминая ушедших коллег-музыкантов, создававших творческую атмосферу нашего факультета, мы, естественно, скорбим, но, думается, не стоит забывать старые, задушевные и мудрые слова, написанные почти 200 лет назад В. А. Жуковским и звучащие всегда современно:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим присутствием для нас животворили,
Не говори с тоской — их нет,
Но с благодарностию — были...


Фрагмент статьи, опубликованной в журнале «Учитель музыки: прошлое, настоящее, будущее». Сборник статей / Под ред. П. В. Анисимова, В. В. Михайлова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – с. 5-13



==Лейли Надировой==

Лейли́, прошло уже 15 лет,
Как ты ушла от нас в расцвете сил, таланта.
Нам не забыть оставленный в науке яркий след.
А как забыть такого музыканта!

Твоя игра звучит у нас в ушах.
Твои статьи и книги вечно с нами.
И эти стены помнят быстрый шаг,
Они твоими говорят словами.

Твоя улыбка, юность, доброта,
Все эти годы с нами, ты поверь!
И знай – по-прежнему живёшь ты среди нас,
И между нами не закрыта дверь.

О, нет, Лейли, я не скажу: «Прощай»,
Я не закончу стих прощальными словами,
И ты, Лейли, нам тоже обещай,
Что будешь помнить нас и будешь вместе с нами!

18.10.2013 г.


*Надирова Лейли Леонардовна (1964-2003) - пианистка, научный деятель, преподаватель ВГПУ (ныне ВГГУ).


Рецензии