Сказки старого кузнеца

                Сказки старого кузнеца. 

   Первое летнее утро. Луч теплого июньского солнца, пробравшись через окно, освещал в зале диван. На нем, развалившись, лежал котик Барсик. Он грелся на краешке дивана, тихо мурлыкая от удовольствия.
   Мама хлопотала на кухне. В этот ранний час уже стоял на блюде свежеиспеченный пирог. Его коржи, обильно пропитанные кремом, были посыпаны шоколадной стружкой. По квартире источался ванильный аромат свежей выпечки. Именинник, Тёма еще сладко спал в кроватке.
   Мама погладила малыша по головке и поцеловала: - Тёма, сыночек, просыпайся! Сегодня у тебя День рождения! Малыш открыл глаза, улыбка осветило его лицо.
   На кухонном столе его ждал пирог с пятью разноцветными свечами. Барсик тоже покинул лежбище и терся о ножку стола…
Папа, мама и старшая сестра Алёнка уже ожидали именинника за столом.
   Тёма был уже взрослым мальчиком, по крайней мере, он сам так считал. Он уже знал, что надо задуть все горящие в пироге свечи. Он так и сделал под одобрительные возгласы домашних: набрав воздуха, что есть силы, выдохнул на огоньки. Ура, воскликнул мальчик,- получилось!
   Самый вкусный кусок от пирога с вишенкой мама подала на тарелочке имениннику. Сестрёнке достался кусочек с орешком. Потом папа объявил, что они все едут в деревню к бабушке. Напротив стола на стене висел отрывной календарь. Тёма знал, что папа каждый день поутру отрывал очередной лист. Сегодня был четверг, первое июня 1961 года.
В это время со двора донесся звук автомобильного клаксона. Папа сказал, что за ними приехала машина с шофером - дядей Петей. Сборы были быстрыми, накануне родители почти все собрали для поездки.

  Деревня их встретила тишиной и щебетом ласточек. Мама объяснила детям, что в городе ласточки – короткохвостые и называются стрижами. В деревне живут свои ласточки. У них длинные хвостики, коричневые галстучки на шейке, а называются такие птички ласточки-касатки.
  Тёме все было в новинку. По двору перед домом бабушки важно расхаживал петушок с большим красным гребешком на головке. Он склонял голову на бочок и серьезно разглядывал красным глазком приехавшего малыша. Рядом с петушком были курочки. Одни из них были с белыми пёрышками,  другие имели цветные перья. Бабушка называла их хохлатками.

   Новых впечатлений было так много, что мальчик быстро утомился и к вечеру крепко заснул на отведенном ему месте рядом с зимней группкой, так называла бабушка небольшую печь в новой хате. Наутро папа и мама уехали, оставив Тёму и Алёнку в деревне.
   Несколько дней дети привыкали к новым деревенским заботам и будням. Надо было утром прогнать гусей от бабушкиного двора на пруд, помочь покормить курочек. Интересно было посмотреть на поросёнка. Тот часто хрюкал и тыкался своим носом-пятачком в доски закуты. Детям очень понравился  хвостик поросёнка.

   Сказка первая О муравейке

   Домики деревни  стояли небольшими кирпичными коробочками среди старых тенистых ракит по выступающему  длинному холму. А в низине, напротив деревни протекал небольшой ручеёк. Свое начало он брал от плотины деревенского пруда и впадал уже за деревней в речку.
   Под бугром в низине стояло тёмное одинокое строение, это была деревенская кузня. Так сказала бабушка. Над кузней из трубы частенько тонкой струйкой поднимался дым.
   Тёма и Алёна быстро освоились в деревне, даже подружились с местными ребятами: Славиком и Наташей. Однажды они все вместе пошли гулять по деревне, их внимание привлекли звуки из кузни. Они были звонкими, как колокольчики, но короткими по звучанию. Славик, сделав умное лицо, объяснил, что так звучит наковальня, когда по ней бьют молотком, он уже видел это раньше. В общем, дети решили пойти посмотреть.

   Вблизи кузня показалась детям немного страшной: ее тёмный неухоженный снаружи вид вызывал оторопь и даже страх. Из открытых дверей раздавался какой-то шум и стук, похожий на колдовство. Тёма от испуга крепче ухватил руку сестры. Однако улыбка Славика развеяла тень страха, и дети вошли вовнутрь. Посреди кузни стояло огромное основание с той самой звонкой наковальней.  Но не это привлекло внимание детей. У наковальни стоял большой, нет очень большой человек с горящими глазами и фартуком, надетым поверх косоворотки с засученными рукавами. На ногах кузнеца, а это был он, складками теснились кожаные сапоги. Довершала фигуру кузнеца борода и широкоскулое лицо.

   Увидев детей, этот страшного вида человек-гора, прекратил стучать, отложил в сторону молоток.  Неожиданно он улыбнулся и мягким, но низким, бархатным голосом, этот голос напомнил Тёме сказочника по радио, сказал: здравствуйте, дети, проходите ко мне. Ребята обступили наковальню, Тёма даже потрогал край железа пальчиком и отдёрнул. Металл показался ему холодным.
Робость как-то сама собой быстро прошла, и дети, перебивая друг друга, о чём-то расспрашивали хозяина.
Кузнец назвался дедом Ихремом.  Местная девочка Наташа поправила его, сказав, что все вас знают, что вы наш самый главный кузней - дедушка Ефрем.
   Дети сели на небольшую скамеечку у стены, а Ефрем, поправив усы и окладистую бороду, спросил, знают ли они сказку про маленького местного муравейку. При упоминании сказки, глазки детей загорелись радостью.
Тёма сказал, не растерявшись, что по радио он любит слушать сказки о Незнайке и его друзьях: Гуньке, докторе Пилюлькине, Винтике, Шпунтике и других малышей из цветочного города. Славик и Наташа, повернувшись к Тёме, удивлённо округлили глаза.
Тогда старый кузнец предложил всем устроиться поудобнее и начал свой рассказ.

   Недалеко от нашей красивой деревни, в верстах трёх, есть загадочный иваньковский лес. Так он называется, потому что за ним  находится другая деревенька Иванькино. В нашей деревне много старых ракит, а в той деревеньке растут одни старые  столетние липы. Когда приходит пора их цветения, и в округе разносится тонкий липовый аромат, всюду слышно тихое жужжание, словно маленькие сказочные эльфы, летают над медоносом пчёлы, собирая нектар.

   На солнечной опушке иваньковского леса стоял большущий муравейник у подножия старой, престарой берёзы. Когда-то молния во время грозы ударила по стволу дерева, и один  сук с листвой отломился. С тех пор эта берёза отличается от окружающих ее деревьев, а муравейник, как был, так и стоит. Так вот: среди многочисленных живущих в нём муравьев, давно это было, жила муравьиная семейка – папа, мама и их малыш.
   Он был очень любознательным и постоянно спрашивал взрослых то о солнце, то о тепле, и почему вечером их большой муравейник затихает до утра. Но самое главное муравейка был очень непоседлив, ему всё время что-то хотелось сделать, куда-то пойти. Родители предупреждали его желания и советовали, чтобы он был послушным мальчиком-муравьём.

   И вот однажды, когда солнце стояло еще очень высоко и припекало летним днём, а родители муравейки были заняты работой, он решил узнать, что же там снаружи за пределами их большого дома.  Он выбрался наружу, и от яркого летнего света зажмурил на мгновение свои глазки. А когда вновь открыл их, то увидел огромный незнакомый мир. Поляна окружала его высокой зеленеющей травой, былинками и цветами, листиками и веточками. Завороженный этой картиной, наш герой сначала растерялся, но спохватившись, только повёл своими маленькими усиками из стороны в сторону.

   Он взобрался по травинке на небольшой оторвавшийся листик той самой старой березы, что стояла у родного муравейника. От представившейся картины у муравейки закружилась голова. В этот момент порывом набежавшего ветерка листик вместе с нашим героем понесло по воздуху.
   Внизу проплывали травинки и цветочки. Среди других выделялись цветом синие колокольчики и белые ромашки, большие листы мать и мачехи.
   Об этой траве ему еще раньше рассказывала мама-муравьиха: лист с одной стороны жёсткий, а с другой очень мягкий, как руки мамы.
   Полет был таким стремительным, что муравейка не успевал рассмотреть все подробно. В следующее мгновение берёзовый листик, оставленный ветром, опустился на куст зелёного папоротника. А как же я теперь вернусь домой к маме и папе, пронеслось в голове путешественника. От этой мысли наш герой расплакался, и маленькие слёзки-росинки выступили на его глазах.

   Долго ли коротко, но неожиданно рядом с муравейкой на лист папоротника опустилась, как птица, стрекоза. Её прозрачные длинные крылышки перестали жужжать и сложились на спинке. Почистив лапки, она увидела своими огромными сетчатыми глазами нашего путешественника и, по-деловому после приветствия, осведомилась, что здесь делает такой славный малыш. Муравейка поведал тонкокрылой свою грустную историю.
   Да, ох уж эти, непослушные дети, - заметила стрекоза и спросила, а хочет ли он вернуться в свой дом? Конечно, хочу, но не знаю, где мои мама и папа и как вернуться, ведь до муравейника так далеко, а солнце уже стало прятаться за лес, скоро стемнеет, и муравейник закроется…   
 
   Тогда не будем терять время, летим со мной, сказала стрекоза и пригласила  его себе на спинку. И тут они взмыли вверх. Зашумел ветерок, зажужжали прозрачные крылышки, травинки сделались маленькими.
   Их полет длился какое-то мгновение или минуту. Муравейка не успел даже испугаться, как стрекоза опустилась на травинку совсем рядом с муравейником под старой берёзой. Вот он мой дом, где меня  ждут родители, подумал путешественник. Он поблагодарил стрекозу за помощь, помахал ей напоследок лапкой и побежал в муравейник. Так закончилось интересное и неожиданное приключение нашего маленького героя.
   Ух ты, - сказал выдохнув, Тёма. Он, затаив дыхание, слушал рассказ старого кузнеца о муравейке и очень обрадовался хорошему концу приключений.
   Дети тоже заулыбались и поблагодарили дедушку Ефрема. Пора была возвращаться по домам, как это сделал в сказке муравейка…
     3 апреля 2022г.

  Сказка вторая О том, как кузнечик  играл на скрипочке

   В это время бабушка, не дождавшись детей,забеспокоилась и пришла за своими внуками.
   По пути они все вместе сначала добрались до пруда и позвали своих гусей: тега – тега, тега – тега! Гуси в ответ загоготали, и, хлопая крыльями, устремились к хозяйке. Так целой гурьбой они дружно зашагали к родному дому через ту часть деревни, которую меж собой жители называли «островок», потому что эта часть была как-бы на отшибе от основной деревни и располагалась ближе всего к пруду.
   Через день или два, а может через несколько дней дети решили навестить старого кузнеца. Над его кузней еле заметно вился дымок, и ветер относил его вверх и в сторону реки. Внутри пылал сильный огонь, дед Ефрем раздувал рукой меха, из которых дул сильный поток воздуха. От этого пламя делалось ярче и горячее. Большими клещами с длинными рукоятками кузнец достал красного цвета металлический гнутый  прут и стал его плющить и стучать по нему на наковальне. Увидев пришедших детей, кузнец крякнул довольно и отложил в сторону свою тяжёлую работу.
   Ну, что, пострелята, явились, не запылились!?
   В это время что-то застучало по осиновой дранке кровли кузни. Это был летний дождик. Возвращаться сейчас же домой детям не хотелось. Со скучным видом он присели на скамеечку.
    Поправив свою бороду, старый кузнец предложил: а знаете ли вы, ребята, историю, как кузнечик учил муравейку играть на своей скрипочке, конечно, нет. Так вот, послушайте.
   От этих слов Тёма и Алёнка сразу повеселели и стали внимательно слушать деда Ефрема.
  Прошло немало дней после возвращения муравейки домой со стрекозой, прежде чем ему снова захотелось путешествовать. И вот как-то улучшив момент, наш маленький герой выбрался из своего родного муравейника на  яркий солнечный свет у старой березы.
  Вокруг стояла летняя теплая пора, солнцем наполненный день. Чуть-чуть на ветру шелестели травинки, позванивали едва слышно колокольчики в цветных былинках, мимо пролетел зонтик одуванчика.
   И вдруг совсем рядом с муравейкой  оказался зелёненький кузнечик. Он вышел из-за большущего листа травы, которую все называли Мать – мачеха.
 На этих словах старого кузнеца Тёма, шмыгнув носиком, пролепетал тихо и вопросительно: - а почему трава называется Мать и мачеха, а?
  Ефрем, слегка откашлявшись, заметил: а вы видели такую траву и ее листики? Далеко ходить не надо. Вот, смотрите, около двери моей кузни тоже растет эта трава. А каждый ее листик с одной стороны – мягенький, с нежным пушком, а с другой стороны лист каляный, то есть жесткий. Вот и придумали люди сравнивать эту траву с родной мамой и с черствой мачехой – неродной мамой.
   Ух, ты, - сказал Тёма. А что же дальше было с нашим муравьем?
   Ну вот, ответил старый кузнец, из-за листа Мать и мачехи рядом с муравейкой появился зелененький кузнечик и, покачивая своими усиками, спросил, обращаясь к нашему путешественнику: Ты кто такой?
   А поскольку кузнечик был ростом выше и крупнее, муравейка, чуть испугавшись, ответил: я из вон того большого муравейника, и показал в сторону большой стоящей очень высоко в небо берёзы.
   А, ну ладно, сказал небрежно зелененький. А ты случайно играть или петь умеешь,- спросил он.
  Я, я, залепетал наш герой, я не умею, я еще учусь в муравейнике.
- Вот, то-то же, с достоинством сказал кузнечик и выставил вперед одну свою длинную ножку в подтверждение своего достоинства и продолжил: а я вот умею играть на своей малюсенькой скрипочке! Хочешь, покажу, как я это делаю.
  Ой, - ответил слегка опешивший  муравейка, сыграй  что-нибудь!
И кузнечик заиграл. Полились звонкие нотки его скрипочки.
   Травинки, будто услышали его мелодию, подхватили в такт ее своими колокольцами. Ромашки стали покачивать  белоснежными лепестками, а старый папоротник зашелестел многочисленными тёмными зелеными листьями.
   Это же – целый концерт, заслушавшись, сказал муравейка.
   Между тем кузнечик воспроизвел последний аккорд и опустил свой маленький смычок, скрипочка смолкла.
  Муравейка оживился, захлопал в свои ладошки и поблагодарил музыканта.
  Вот так, - продолжил старый кузней Ефрем, состоялся первый услышанный муравейкой концерт в исполнении кузнечика.
  А что было дальше, - спросили дети.
-Муравейка наш вернулся в свой дом – в муравейник, и сказки – конец- ответил Дед Ефрем, погладив бороду.
  Тёма и Алёна заулыбались, а на улице в это время дождь прекратился, и дети засобирались домой.
    22 декабря 2023 г.


Рецензии