Необучаемость

Разговорился с автомехаником – тот так прямо и сказал: «Не встречал ни одного классного автомеханика, работающего по специальности, полученной в учебном заведении – все со стороны!» Выходит:
- или не так учат;
- или не тех учат.
А скорее всего – и то, и то, всё вместе.
Известно изречение: «Все беды детей – от взрослых» - нет, я вовсе не о генах, хотя они тоже много значат – просто взрослые больше заботятся о себе, чем о детях. И это вовсе не значит, что им уделяют мало времени – наоборот – порою контроль и даже насилие переходит все рамки, последний рубль положат на репетитора, все знакомства и связи пустят в оборот, чтобы устроить учиться в ВУЗ – а в какой – сами не знают….
Смею утверждать и уже в который раз: «Необучаемых нет! Есть бездарные родители и бездарные учителя!» Или то, или то, а чаще всего – всё вместе. А уж когда вместе – тогда горе такому ребенку: объяснил учитель, кое-как, одну задачку и даже не поинтересовался – все ли поняли – а задал на дом пять, таких же. А дома, у родителей свои заботы, а то и вовсе мамка подъезды моет и знать не знает, что такое корень квадратный – ей бы только одень, обуть, да накормить ребенка…
Кто поможет? Никто! Если только улица, да и то в свою пользу – не в его – потому что там тоже такие же, только более «обученные» уже жизнью, а не «учителями».

Сколько их взрослых. Устроивших себе теплые местечки за счет этих самых детей – надзирают, проверяют, берут на учет, а то и вовсе лечат… Но, в школу не идут – слишком хлопотно там, продвижения нет, да и оклад не тот.
Откуда же тогда эти необучаемые берутся – кто не дорабатывает, не понимает, не старается, а если и старается, то впустую. Мы же знаем, что даже у теоремы есть следствия, а уж у принципа, тем более взятого «априори» - тем более. Не делить же уже первоклашек на отдельные группы – где взять новые помещения, специальное оборудование, иных специалистов и пр. пр. пр. Никаких денег не хватит на такое образование. В том то и дело, что образование, к тому же, совсем не такое, уже с первого класса. Разные учебники, даже по одному предмету – тоже взрослые дяди, пишущие и пишущие их, хорошо устроились – одни тиражи только какие! И потом, кто-нибудь ведет наблюдение за тем, у кого к чему из детей «душа лежит»? Всех – под одну гребенку, под один ранжир – тетрадки бы успеть проверить, планирование сдать вовремя, оценки в интернет занести, да ещё отчитаться за то, за это, за пятое и десятое. А дома у них, у учителей, тоже свои неурядицы и никто уже вслед не скажет с одобрением: «Учитель!»

Казалось бы, в средних классах всё наладится – разведут в разные стороны, по интересам – и о, чудо, двоечники и неумехи станут твердыми хорошистами, с интересом станут учиться, перестанут прогуливать уроки… Ага, держи карман шире! Всё только усугубится, во всём и по всем предметам. И двоечники станут закоренелыми – научатся списывать, отвлекать учителя, а то и просто «строить» его под свои интересы, которые привила улица, интернет, телевидение и многое другое. Где уж тут учителю справиться с этим драконом о многих головах.  Школу невозможно рассматривать, как нечто отдельное – не связанное с обществом, с его жизнью, задачами, состоянием и приоритетами. Да, это отдельная страна – живая, ищущая, энергичная и задорная, но она находится, не то чтобы в тесной связи с обществом взрослых – а находится внутри его, окруженная им и даже тесно сплетенная. И оттого, является не только его будущим, но и сегодняшним. А сегодняшнее никак не может обеспечить эту взаимосвязь, взаимодействие, врастание и тем более переход из одного качества – в другое.

Разве можно себе представить, чтобы ученики старших классов изучали или хотя бы тесно знакомились со своим будущим вникая в науку, производство, коммунальное хозяйство, учебу в ВУЗах… И не просто, приходя на экскурсии, встречи, а работая бок о бок с теми рабочими, специалистами и деятелями наук, искусств и видов спорта. Ну кто их пустит на секретный военный завод, кто их поставит на конвейерное производство, кто им доверит изготавливать стеклопакеты или консервы, работать в банках и конторах… Кто найдет для них дополнительного рабочего, мастера, руководителя, который будет для них уже не школьный учитель, а производственный учитель. А ведь все они должны будут стать в скором будущем этими самыми производственниками. На деле ознакомиться с возможно, будущей своей специальностью – а самое главное выбрать её, свою, к которой будет лежать душа. Или не выбрать – а это будет означать, что надо будет искать – ведь и здесь работает правило: «Отрицательный результат – тоже результат». А пока они сидят на уроках труда и изучают профессии и производство по книжкам, потому что в большинстве школ нет даже мастерских, способных производить что-либо настоящее и стоящее. Нет практик – потому что нет таких производств, которые осмелятся встроить учеников в производственный цикл, даже в сельскохозяйственный. Остаются только компьютеры, роботы, да ещё спецшколы, в которые берут уже отобранных, одаренных и наполовину подготовленных умелыми самородками из глубинки. Даже с маленькими работают по принципу: «Ты, вот, приедь и покажи – а мы посмотрим и посудим». Судить мы все можем и при этом даже умеем это делать в свою же пользу – и пусть там, на местах и в семьях папы, мамы, да последние энтузиасты стараются. А талантов становится всё меньше, а безразличия к детям всё больше. Одно только могу сказать: «Необучаемость детей – суть состояния экономики и производства общества. Его целей и задач проложенных в будущее – ибо дети, не что иное, как будущее страны».


Рецензии