Мои юнкоры о фильмах Тарковского

          НЕПОСТИЖИМАЯ ТАЙНА АНДРЕЯ РУБЛЁВА
  Недавно в городском филиале №18 Суворовской библиотеки состоялось интегрированное занятие «Воспитание духовности на примере жизни и творчества Андрея Рублёва». В нем приняли участие кружковцы  центра творческого развития и гуманитарного образования – «Юнкор», мастерской керамики и резьбы по дереву, изобразительного искусства (филиал поселка Центральный). Кроме того, это занятие подготовило нас к просмотру художественного фильма «Андрей Рублё      в».
  В библиотеке мы познакомились с выставкой икон, послушали очень интересную и красивую литературно-музыкальную композицию – «Непостижимая тайна Андрея Рублёва». Композицию подготовили и провели заведующая филиалом Марина Вячеславовна Зайцева, библиотекарь Марина Николаевна Туркова, а помогали им юнкоры Андрей Митин, Аля Гришина и Маша Соловьёва.
  А потом состоялся разговор о том, что такое духовность и как воспитать её в себе. Свою точку зрения на эту проблему высказали художник – педагог  Регина Петровна  Соловьёва, учитель краеведения и изобразительного искусства Черепетской школы Надежда Николаевна Ларина, руководитель кружка изо в посёлке Центральный Наталья Сергеевна Титова, руководитель пресс-центра «Юнкор» Вера Владимировна Дейниченко.
  Общее мнение: духовность – это простота, это умение сохранить в себе лучшее и довольствоваться в жизни малым, не давать вырасти гордыне. Соратники Андрея Рублёва - друзья- иконописцы отмечали его голубиную простоту и чистоту. И в живописи он проповедовал простоту без пестроты.
Нам очень понравилось такое объяснение, и мы теперь будем размышлять об услышанном.
  Наше занятие продолжилось в Суворовском кинотеатре «Рубин» на просмотре долгожданного фильма «Андрей Рублёв». К счастью, пленка хорошо сохранилась в Тульском кинопрокате. Режиссёр – постановщик этого всемирно известного фильма Андрей Тарковский, оператор Вадим Юсов. В ролях мы увидели потрясающих актёров: Андрей Рублёв – Анатолий Солоницын, Данила Чёрный – Николай Гринько , Феофан Грек – Николай Сергеев, Кирилл - Иван Лапиков, скоморох – Ролан Быков, Фома – Михаил Кононов, Бориска – литейщик – Николай Бурляев. Две роли братьев – близнецов Великого князя и князя-предателя исполнил Юрий Назаров. А в небольшой трагической роли церковного казначея, замученного татарами, мы увидели циркового клоуна Юрия Никулина.
  Больше всего нам понравилась последняя новелла фильма под названием «Колокол». После набега татарской орды, которую привёл в город Владимир русский князь-предатель, церковь была разрушена. Восстановление горожане начали с решения отлить колокол. Но из мастеров-литейщиков никого не осталось. Отлить колокол вызвался сын одного из бывших мастеров - подросток Бориска.
  Он клянется Великому князю, что перенял от умершего отца секрет литья и отважился руководить всеми работами. Лишь в конце Бориска признаётся одному рабочему, что не знает секрет литья- отец унёс его с собой в могилу.
   По памяти работает Бориска и отчаянно боится, что не зазвонит отлитый колокол. И вправду: вот двое рабочих стали на верёвках раскачивать огромный язык колокола, а вместо красоты звука раздаётся скрежет. И вдруг, вот он – чудесный малиновый звон. Все радуются, а настрадавшийся Бориска плачет и бьётся в истерике. Его утешает Андрей Рублёв, снявший с себя обет молчания: «Всё, Бориска! Возрождается Русь! Вот и пойдём мы с тобой по свету: ты колокола лить, а я иконы писать».
  Этот эпизод тронул нас до глубины души и мы все очень переживали за Бориску (актёр Николай Бурляев).
  Фильм нам очень понравился. Он снят на черно-белой пленке и только в финале крупным планом во всех необычных красках показана знаменитая икона Андрея Рублева «Троица». Мы готовы смотреть этот фильм ещё много раз.

Варя Митеничева, Наташа Кузина, юнкоры.
Ханинская школа. 2001 год.


                ДОРОГА В БЕССМЕРТИЕ
  Фильм Андрея Тарковского «Иваново детство» снят по повести  Владимира Богомолова «Иван». Этот фильм о войне. Но здесь нет ни захватывающих сцен боя, ни оглушительного рёва танков, ни стрельбы. Хотя дух войны, её зверства отражены в каждом кадре, в каждом эпизоде.
    Счастливые минуты детства Иван переживает только в снах. Вновь и вновь память возвращает мальчику образ матери, игры с друзьями на берегу моря, на прибрежном песке. И повторяется чёрный день начала войны – разрыв снаряда, унёсший жизнь матери. Безмятежный мальчик превращается в столетнего старичка, в котором война убила душу. Теперь главная цель в жизни Ивана – отомстить фашистам. Он становится разведчиком, лазутчиком, добывает сведения под носом у врагов.
  Роль Ивана блестяще исполнил школьник Коля Бурляев, ставший впоследствии известным артистом. Ивана в фильме редко называют Ванюшкой или Ванюшей. Солдаты сдержанны с ним. Жалости к себе Иван не допускает. Взрослые, боевые офицеры, как бы стесняются Ивана, им неловко, не по себе. Их постоянно грызёт мысль, что мальчишка полураздетый, голодный и беззащитный бродит среди врагов за полшага от смерти.
  «Я маленький, я везде пройду. Прикинусь беженцем», - не устаёт повторять Иван. Но вот задание штаба выполнено, мальчик добыл нужные командованию сведения и всё же не может отдыхать.
  Какая недетская сосредоточенность в глазах Ивана, как медленно он жуёт, без охоты, словно он отвык есть, словно какое-то внутреннее напряжение держит и не отпускает его.
   Ивана невозможно остановить, спрятать от войны. Война – это его образ жизни. Мальчик повидал столько страшного, что не может относиться к миру нормально, по-детски. Он снова и снова рвётся в дело – уходит туда, откуда трудно вернуться.
Иван хочет жить, но только чтобы мстить фашистам, ему в тягость заботы взрослых о его учёбе в суворовском училище. Юному разведчику «ненависть жжёт душу».
 Режиссёр Андрей Тарковский заставляет нас увидеть последствия душевной катастрофы, невидимый, грызущий детское сердце пламень ненависти. Особенно пронзителен эпизод, когда, оставшись один в землянке, Иван играет …в войну. Страшная действительность накладывает отпечаток на действия мальчика: он разгорячён, в руке нож, на груди бинокль… Иван как бы готовится к схватке с ненавистным врагом, и готов убивать и мстить, мстить и убивать.
  Нет, не приключения храброго, неуловимого мстителя показывает режиссёр. Он убеждает зрителей, что дети и война- это несчастье, большая беда, и повода для подражания здесь быть не может.
  Иван навсегда остался ребёнком с душой повидавшего виды солдата. Он и погиб как разведчик – фашисты приговорили его к виселице. А в финальных кадрах фильма мы ещё раз увидим Ивана из его довоенного сна: смеющийся мальчуган, бегущий по волнам … в бессмертие.
  Фильм был поставлен в 1962 году и получил всемирное признание: на Международном фестивале в Венеции картине был присуждён приз «Золотой лев».
   Сколько лет прошло с тех пор. Давно уже нет в живых Андрея Тарковского и многих актёров его фильма. Но осталось «Иваново детство», которое будоражит наши души: уж очень современно звучит!
 Юлия Зайцева, юнкор.
 г.Суворов.
«Тульские известия» 18 сентября 2001г.

( из книги КАК стать юнкором")http://proza.ru/2014/10/16/1538


Рецензии
Мой душанбинский друг и знаток кино журналист Валерий Смирнов:
Очень хорошие тексты. Главное - искренние.

Вера, отдельное спасибо за то, что ты своим ученикам показывала Тарковского, не боясь "сложности" и прививая им тягу к работе не только душевной, но и интеллектуальной. Ты же помнишь моё отношение к Тарковскому, как киноавтору номер один в Союзе.

Вера Дейниченко   05.04.2022 12:55     Заявить о нарушении