Была я в Молдавии!

Совсем не пишется. Не о чем. Потом, как часто бывает, почти неожиданно всплыла тема и даже обозначился контур будущего рассказа.
Как-то весь вечер просматривала свой цифровой фотоархив. Заметила, что многие фотографии вообще не подписаны. Другие решила подписать подробнее. Дошла до фотографий – свидетельств моего путешествия по   Молдавии. И сразу же захотелось рассказать об этом
В наши благословенные САНИИФские (советские) годы мне дважды посчастливилось воспользоваться «горящими» профсоюзными путёвками. Сначала в Дом отдыха в Абхазии. Через год - в туристическую поездку по Украине и Молдавии.
  Кто отказался от этих путёвок? Как можно было отказаться от них? Какое счастье, что они достались мне!
Путешествие начиналось, конечно, с Киева. С гостиницы «Дружба». Киев – прекраснейший из городов. Что сказать о нём!? Царь городов он русских! Я рассказывала о нём («Киев». Пока добавить о нём нечего. По крайней мере, ничего хорошего.
 Увы, уже не доведётся мне побывать в нём. Пройтись Крещатику, аж до самого моста Потона. Погулять по Владимирской горке. Я готова смириться с этим. Лишь бы там всё успокоилось и город-красавец вернул бы себе статус «Царя» городов наших. И мы, русские украинцы или украинские русские всё равно никогда, низачто не отдадим его никаким пиндосам и подпиндосникам. Убирайся прочь пиндосия от нашей истории,  от нашей культуры. Это не ошибка. Врагов всегда называю с маленькой буквы.
Из Киева повезли нас в Молдавию, в Кишинёв. Поселили в гостинице с одноимённым названием - Кишинёв». Давно это было. А, по-моему, я ошиблась Вспоминается мне, что гостиница называлась "Дойна". Как же ещё в Молдавии может называться туристическая гостиница? Да и была  она в окружении сквера, парка или ещё чего-то красиво-зёлёного. Подходящее место выбрало для неё руководство города(Горисполком?).
В Молдавии мы побывали на трёх турбазах – на Кишинёвской, Тираспольской и ещё какой-то, со сложным для запоминания названием.Природа – привычная для предгорья Тянь-Шаня. Во всяком случае, мне так виделось. Может быть, совсем  немого отличается от Среднеазиатской. 
Что сказать о   Молдавии?  Она настолько велика, что её можно и пешком пройти вдоль и поперёк: С севера на юг – 350 км, с востока на запад – 150 км. Для меня, исходившей  все среднеазиатские поля и предгорья Тяньшаня пешком,  это сущий пустяк! Я могла и больше пройти.
Приветливый, гостеприимный, совсем незлобливый народ живёт, по крайней мере, жил там. Везде нас встречали вином. Кроме того, нам устроили экскурсию то ли   по винодельческому, то ли виноградарскому совхозу.  Были мы, конечно, и в дегустационном зале какого-то бара или кафэ.
Но мне запомнилось немного другое. В Кишинёве, наверное, и в других молдавских городах, в каждом кинотеатре, наряду со всякими соками (томатным, вишнёвым, абрикосовым), продавали вино. Мне очень нравилось наблюдать, как девушки подходили к стойке, выпивали стакан вина, вытирали губы тыльной стороной руки, и заходили в кинозал. Вот! Есть, есть, что вспомнить мне о Молдавии! Но пьяных на улицах не видела ни разу.
Даже не знаю, как описать этот народ. Я ведь ехала туда, хорошо помня ещё со школьных лет героев горьковских рассказов - «Старуха Изергиль», «Макар Чудра» и так далее, да ещё и Яшку Цыгана с медведем на цепи из «Мстителей». Гуляя по Кишинёву или где-то ещё, всё ждала, когда же на улицах встречу поюще-танцующие группы людей в ярких нарядах, с обязательной припевкой: «гоп, гоп, гоп». Не встретила!
 Но и это ещё не самое яркое воспоминание о поездке в Молдавию. У сестры к тому времени уже был муж, родились дочь и сын н она уже не могла каждый год разъезжать по стране.  Зато теперь ездила я. Вернулась я домой из этой поездки и  … сестра меня  чуть ли не «с ног сбила  вопросом:
- Лидуня, ну как там, в Молдавии? Ты их видела?
-Кого, спрашиваю, поющих и танцующих нарядных людей? Нет, говорю, не видела. Нет там ничего такого.
Как это – нет? Это же Молдавия, Бессарабия!  Там же всё весело и празднично!Там же написано об этом(у Горького!), недоумевала сестра. Какое разочарование появилось на её лице!
-Какие же мы с тобой, сестра, восторженно-романтичные девицы! И какой великий писатель М. Горький, так великолепно описавший праздник жизни цыган-молдован, что просто захотелось  влиться в их жизнь, в их среду!
Я ещё по рассказам бабушки знаю, что Молдавия рядом с Винницкой областью. У бабушки иногда просто срывались с губ молдавские слова. Она даже молдавские шутки-прибаутки, поговорки по-молдавски приводила нам. Говорила, что так «молдуваны   "говОрять»! А  напомнила мне всё это песня Николая Гнатюка: «Смереко». Хороший певец, хорошая песня! О чём же она? В украинском языке нет такого слова. Пошла к нашим украинкам из Волынской области (Их много у нас, ещё с советских времён. Девушки приезжали к нам на заработки. Выходили замуж за наших ребят и оставались здесь навсегда) поспрашивать об этом. Одна из них предположила, что это молдавское слово. Молдавия же там граничит сразу со всеми  нашими областями.  На вопрос, что же такое или кто это такой «смереко», Википедия показала молоденькую ёлочку. Я поняла, что Гнатюк пел о красивой, стройной, как ёлочка» девушке. Найдите эту песню, послушайте, посмотрите!

Рассказ был опубликован в Дзене и, одновременно в "Одноклассниках"
Отзыв читательницы Дзена;
Читательница Татьяна Овчаренко: Автор, дорогая, всё-таки, когда не хочется писать - не пишите. А то понаписываете такого, что не знаешь - плакать или смеяться. Первое: Карпаты - это не Кодры. Нет в Молдавии Карпат, есть только самое начало предгорий. Кодры - это лесная зона в центре Молдовы. От Карпат этак километров 250-300 и надо ещё всю Буковину пересечь. Второй ваш шедевр: "Что сказать о Молдавии? Она настолько велика, что её можно и пешком пройти вдоль и поперёк. С севера на юг – 150 км, с востока на запад – 50 км." - Для человека, который исходил "все среднеазиатские поля и предгорья Тяньшаня пешком", такой предмет, как карта явно не является чем-то неведомым. Обычно путешественники, когда вспоминают о своих походах и поездках, туда заглядывают. Но не вы. Так вот, территория Молдавии простирается с севера на юг на 350 км, с запада на восток — на 150 км. Крайние точки страны: на севере — село Наславча (48°29' с. ш.), на юге — село Джурджулешты (45°28' с. ш.), на западе — село Крива (26°30' в. д.), на востоке — село Паланка (30°05' в. д.) - это, к слову, то село, через которое проходят беженцы с Украины, оседая в Молдове или следуя в Румынию. Для сведения: до тех пор, когда Сталин отдал весь Буджак, Белгород-Днестровский (Аккерман) район с Днестровским лиманом, городами Рени, Измаилом, Килиёй и Вилковом с выходом к Дунайскому Килийскому гирлу Украине, Молдавия была ещё длиннее. Третье, для растопыривания горизонта, так, на всякий случай: Молдавия граничит с 3 (тремя областями) - Черновицкой, Винницкой и Одесской. И последнее. - Никаких "цыган-молдован" в Молдавии нет и не было. Были и есть молдавские цыгане, они живут в основном в Сороках, где ещё 40 лет назад ежегодно проходили знаменитые ярмарки скота, т.к. местные цыгане были скотопрогонщиками, кузнецами и шорниками. Там же находится резиденция молдово-румынского Цыганского барона. Цыгане были крепостными молдавских бояр и помещиков в Центральной Молдове, жили в цыганских сёлах и деревнях, кочевали по радиусам от них в сезон откорма овец и пр. скота. Живут там и сейчас. На Юге знамениты были ткачеством шёлковых платков - чёрных и белых с превосходным сложным узором бахромы. (Шелководство было развито в центральных районах Молдавии). Кроме цыган в Молдавии живут и молдаване, как это ни кажется странным россиянам, которые убеждены, что все они, молдаване, - цыгане. Само собой, там ещё живут украинцы, русские, армяне, гагаузы, болгары, евреи, греки, русины, румыны. И появляться пьяным на улице до сих пор считается неприличным.
Ответить


Рассказы от первого лица. Татьяна, спасибо за то, что прочитали этот рассказ. С Вашей подачи я внесла некоторые поправки в свой рассказ. Спасибо Вам за них.
Вы не умеете читать подобные рассказы. Там в самом начале есть ссылка на Максима Горького. И это не научная статья, а рассказ «От первого лица». Вот как я восприняла Молдавию, так и описала.
Еще 1 ответ

татьяна овчаренко
1 месяц


Рассказы от первого лица. Татьяна, спасибо за то, что прочитали этот рассказ. С Вашей подачи я внесла некоторые поправки в свой рассказ. Спасибо Вам за них.
Вы не умеете читать подобные рассказы. Там в самом начале есть ссылка на Максима Горького. И это не научная статья, а рассказ «От первого лица». Вот как я восприняла Молдавию, так и описала.
Еще 1 ответ

татьяна овчаренко
1 месяц
Рассказы от первого лица, не надо обижаться и в обиде передёргивать собеседника - это вредит Вашим уточнениям. Конечно - это рассказ, я ведь это и не оспариваю. Это рассказ человека, в котором он продемонстрировал, скажем так, поверхностное знание предмета своего рассказа. И, заодно, довожу до Вашего сведения, что географические сведения о долготе-широте - это вовсе не наука, это просто сведения из Вики. Кстати, с чего это Вы решили, что Молдавия - моя страна? Моя страна - Россия и это не мешает мне кое-что знать и о других республиках бывшего СССР, а теперь вполне самостоятельных странах.
Ответить
Рассказы от первого лица
автор1 месяц
татьяна, Спасибо. Я вообще никогда ни на кого не обижаюсь
Ответить
Про гагаузов знаю. В нашей лаборатории была молдованка-гагаузка. От неё знаю, что гагаузы  - единственный тюркский народ, исповедующий православие. Более ничего меня не заинтересовало в Молдавии.
Юрий Козубенко
29 дней отредактировано
татьяна, вот карта расселения русинов. И где тут Молдавия? Какие в Молдавии могут быть русины? Вы вообще понимаете, кто такие русины?
P.S. Пишу как представитель лемков - одного из русинских субэтносов.
1
Юрий Козубенко
29 дней отредактировано
татьяна, вот карта расселения русинов. И где тут Молдавия? Какие в Молдавии могут быть русины? Вы вообще понимаете, кто такие русины?
P.S. Пишу как представитель лемков - одного из русинских субэтносов.
Рассказы от первого лица.Что-то повторов много. Сейчас удалю лишнее. Нет не стану удалять повторы. Пусть всё так останется.


Рецензии