Дорога на Небеса

               

О рае и аде кое-что известно всем людям и, как это обычно бывает, известное всем, на самом деле, неизвестно никому, в том числе подавляющему большинству верующих и даже богословам. Что за рай был в прошлом и какой рай или ад ожидает нас в будущем? Попробуем в нескольких словах в этом разобраться.

Сразу заметим, что мы можем  воспринимать рай прошлого только как миф, так как документальных свидетельств о нем нет, мифом же являются мессианские пророчества о наступлении в будущем Царства Божьего. Из этого следует, что и наши рассуждения на эту тему в лучшем случае окажутся мифологичными, а в худшем – пустой фантазией.
Любой миф аллегоричен, и если его воспринимать буквально, то можно попасть в карикатурное положение, как это случилось в религиях, к примеру, с библейским описанием сотворения мира. Аллегоричен и миф о прошлом рае.

Согласно писанию, человечество началось с изгнания из рая Адама и Евы. Они в своем раю не имели человеческого сознания, не могли отличить добро от зла  и для них не  было доступно «древо познания». Раскрывая  эти метафоры, можно увидеть, что Адам и Ева  не могли совершить даже простые арифметические действия и человеческая речь для них была недоступна. Фактически, эти существа  были животными, предельно приближенными к человеку, какими-то неандертальцами, существующими в  раю Природы, а их изгнание из природного рая стало итогом длительной эволюции во Вселенной по созданию человека.

Очевидно, что с тех пор  Природа не потеряла райские достоинства, в подтверждение этого, художники с разных сторон до сих пор описывают ее красоты. То есть среда существования человека осталась райской, а в ад превратилась его оторванность от Бога, связь с которым у жителей рая непрерывна. Правда, и в этих условиях человек может испытывать райское блаженство (созерцание Бога), это происходит при его озарении в творческом процессе, но этот рай доступен немногим, и он длится очень короткое время.
Итак, в животном состоянии человека (Адама и Еву) окружал рай. После осознания ими действительности рай закончился. Сознание раздвоилось. Одна его часть стала принадлежит человеческому раю, другая человеческому аду. Человек стал ощущать райское блаженство при общении с Богом и ад при страдании и боли.
А теперь чуть подробнее поговорим о будущем рае и аде.

С нашей точки зрения ад в принципе невозможен. Бог, как Абсолютная Истина, не мог сотворить какого-то человека для вечного ада. Вечность неделима и если она занята Царством Божьим, то для чего-то другого места в нем нет. Ад означал бы неудачу творения, что совершенно немыслимо при достоинствах Бога, приписываемых ему.
Никакого ада, кроме земного, который есть выдумка человека, а не Бога, не существует. Ад, впрочем, как и рай, - это символы духовного пути человека к вечной жизни и вечному блаженству.

Человек, пройдя в прошлом бессознательный путь в своей эволюции, вступил на сознательный, чтобы в будущем достигнуть сверхсознания. Только в сверхсознательной жизни возможна целостность индивида с Богом.
Ад есть порождение свободы, данной человеку сознанием. Зло появилось вместе со свободой человека. Ад должен вроде бы разделить благонравных людей от сатанинских, но эта идея человеческая, а не Божья, ибо такое разделение разрушает единство космоса. Рай для нравственного существа попросту невозможен, если другое существо находится в вечном аду.
 
Ад есть порождение темной эгоистичной души, совершенно отделенной от Бога, писал  Николай Бердяев. То есть проповедник ада находится дальше от Бога, чем самый вульгарный атеист.
Идея ада стала орудием запугивания, религиозного и нравственного террора людей.
Жизнь существ в дикой Природе целостна, и ничего, кроме райской жизни в ней нет, потому что нет в ней различия между добром и злом. После появления человека современного вида различия появились, и вместе с райской жизнью появилась как бы адская жизнь.

С будущим раем тоже не все просто.
 Идея рая основана на уверенности, что достижение совершенства сопровождается блаженством. Жизнь в Боге есть блаженство.
 Жизнь в Боге достигается не в долгих молитвах, продолжительной аскезе или йогических практиках, а в творческом отношении к жизни. Сколько ни говори халва, сладко не станет. Можно стать «совершенным» как Будда, но это ничем не изменит мир людей, зато научно-техническое творчество (всем видно) изменяет его кардинально. Только тот человек для нас праведный, который живет в соответствии со своими природными способностями, талантом. Тождество праведности и блаженства есть цельность субъективного и объективного, человека и Бога, творца и Творца.

В раю до грехопадения было блаженство, а не счастье. Первое достигается человеком при жизни в Боге, раскрывая миру свои природные способности, второе, - избегая Бога. Блаженный покорен Богу, счастливый приписывает удачу себе.  И новый рай будет  блаженством, но творческим. Да-да, жить, ничего не познавая, как это делают, по объективным причинам конечно,  большинство людей на земле,  на Небесах ни у кого не получится.
Цивилизация людей началась из рая и  она должна закончиться тоже раем, но иного качества. Прошлый рай был бессознательным, будущий станет итогом совершенства сознания разумных существ до богоподобного. И там, и тут нет добра и зла. Но эти качества человек осознал вместе со свободой, и исчезновение добра и зла, по справедливому замечанию Федора Достоевского, может привести к изъятию свободы, а без нее человек опять превратится в животное, похожее на Адама. Такой рай Достоевскому и всем нам не нужен.

На самом деле, будущий рай есть творческий полет в бесконечность. Этот творческий полет находится по ту сторону добра и зла в сфере красоты. К примеру, огонь иногда считают добром, а иногда злом, хотя он совершенно нейтрален и просто красив.  Чтобы насладиться его красотой, блудливый эстет Нерон когда-то приказал сжечь   Рим.
В общем, мы освободимся от добра и зла, когда у нас отпадет необходимость искать пользу в окружающем мире и избегать вреда от него. Тогда мы будем видеть только его красоту.

Существу, всецело поглощённому в творческий процесс, необходима лишь одна разновидность свободы – творческая, и она никуда не исчезнет  у человека, ибо и сам Бог – творец. При этом,  блудливые свободы человека не должны запрещаться, если они не несут прямую угрозу для жизни окружающих людей.
В ходе эволюции человека в сторону чистого творца все его темные свободы должны, потому что могут, просветляться и преображаться в индивиде светом его таланта, который по своей сути есть божественный свет. Так что продуктивная борьба со злом означает не изоляцию зла  на каком-то пространстве и не его тотальный запрет, а  одухотворение зла в человеке до степени…  даже не добра, а красоты.
 Из всего сказанного следует, что никакая религиозная практика не приблизит будущий рай лучше, чем творчество широких народных масс. Но для этого необходимо создать условия, раскрывающие индивидуальные природные способности   детей. И тогда,  дорога на Небеса  станет открытой для всех людей на земле.

                апрель 2022 г.


Рецензии
//С нашей точки зрения ад в принципе невозможен. Бог, как Абсолютная Истина, не мог сотворить какого-то человека для вечного ада.//

Если бы Бог был, и он был Абсолютом, то всё бы было идеально и в мире людей, потому что другого развития человечества не допустил бы Бог. Так что либо Бог не идеален либо его нет.
//Вечность неделима, и если она занята Царством Божьим, то для чего-то другого места в нем нет.//

Вечность это вселенная? Что значит "неделима"? Если даже в земном мире Царство Божье никак не просматривается, то что можно сказать о всей вселенной??
//На самом деле, будущий рай есть творческий полет в бесконечность.//

А вот это хорошо сказано! И про //творчество широких народных масс//,ведь только творчество, и активная жизнь, наверное делает людей лучше!

И конечно Ада нет, а Рай возможен, и не на небе, а на нашей прекрасной Земле!

Виктор Гаврилов Степ   30.12.2022 12:41     Заявить о нарушении