Треугольники памяти

   
У меня на столе аккуратная стопочка пожелтевших листков бумаги, свернутые треугольниками и исписанные мелким трудно разбираемым почерком простого карандаша. Это солдатские письма. Хранятся они в районном музее и дал мне их почитать смотритель музея Б. В. Дмитриев.
   -Это самые ценные документы нашей истории, - сказал он. - Историки, писатели, поэты и журналисты могут о войне, о нашем прошлом рассказывать по — разному, в силу своих политических и нравственных взглядов на жизнь. Но никогда не мог соврать, скрыть свои мысли солдат сидячий в тесном окопе или в холодной землянке возле буржуйки из — под снаряда и пишущий письмо на коленке солдатских брюк простым карандашом. В те времена шариковых ручек не было и чернильницу с собой брать не будешь.
   О чем писали солдаты с фронта своим матерям, любимым девушкам, знакомым. Жаль, что адреса многих таких треугольников не сохранились и мы не знаем, кто писал и кому адресовались письма.
   Беру первое такое письмо, читаю его и что поражает прежде всего: горячая неподдельная любовь к родным и близким, бодрый настрой и отсутствие какой — либо паники, жалости к себе. Ведь вполне вероятно,что солдат знал, что скоро в бой и может быть это последний бой. А поэтому посредством написания письма он спешил высказаться, передать свою любовь близким людям.
              «Здравствуй моя дорогая Мама! Шлю тебе горячий привет, крепко, крепко целую. Сегодня я «счастливчик», получил сразу четыре письма. Получил твое письмо с бумагой, теперь есть на чем писать. Рад, что ты обзавелась шалью, у вас холодно. Жаль, что деньгами тебе помочь не могу. У меня нет справки, а так нам дают по 60 рублей. Много не работай, не расстраивайся. Ну я жив и здоров. Правда очень очень домой хочется, хоть глазком взглянуть и обратно. Часто вспоминаю Виктора Трофимова. Жаль, что погиб, какой парень был, да что вздыхать, может завтра и меня не быть, такая солдатская судьба.
   Смотрю на письмо и думаю- неужели это Шурка писала. Какие большие буквы. Молодец. Приеду, куклу ей привезу. Да ради вас, милые мои, я не только готов куклу привезти, а и живого фрица притащить. Еще раз крепко целую всех. Ваш сын Леха.
   А вот еще одно письмо, все этого же Лехи. На этот раз он пишет стихами.
               В тоске и в тревоге
               Не стой на пороге.
               Я вернусь, когда растает снег.
              Эх бы, дожить бы
               До свадьбы, жениться
              И обнять родимую свою.
               Окончим победу
               К тебе я приеду
              На горячем, белом коне.
   Эту песню поем мы в окопе, когда холодно. Она греет нас. Ну до свидания, берегите себя.
                Ваш Леха.
   А вот еще один треугольник полный радости.
                «Здравствуй, моя дорогая мама. Сообщаю, что я жив, сейчас я на курсах. Сегодня у нас экзамены. Прочитал газету. Какая радость, наши войска освободили деревню Коростынь, значит и наша деревня Речка свободна. Надо написать туда письмо, может кто — то и остался там жив. Скоро весна, пойдем в бой, может дадут отпуск. Обязательно приеду в деревню. Ты пишешь, что собираешься в Ленинград, а знаешь как там трудно. Смотри сама, будь осторожней. Нам выдали валенки, а на дворе тепло, ищу галоши.             Твой сын.
   Еще один треугольник и снова радость в строках письма.
   «-Мама, здравствуй, милая.. Радость какая. Наши мой город Новгород освободили, значит и нашу деревню освободят. 24 залпа было в Москве в честь нашей победы. Это большая победа. Вот мне бы побывать в тех дивизиях, принять участие в тех боях. Я от души радуюсь этим победам. У нас все хорошо. Деньги есть, просто не знаем куда их девать, магазинов на передовой нет. Уже половина февраля, скоро лето и там конец войне, а мне исполнится 20 лет- старик. Как быстро летят года. Эх, домой бы живым вернуться и зажили бы мы тогда
                Твой сын Андрей.
   А вот короткое письмо.
             «Здравствуйте дорогие родители!
              Спешу уведомить вас,что я жив и здоров. Я был освобожден союзниками из плена, а сейчас нахожусь снова на советской стороне в Красной армии. Не знаю я живы ли вы, здоровы ли. Четыре года не было возможности написать письмо и получать их. Мне сейчас хорошо. Никто не беспокоит, пишите скорее мне о вас, о братьях, о всех.    ФИЛИН И, И.
 Следующее письмо.
      « Извините меня, что не писал, был ранен, валялся в госпитале. Теперь я офицер- младший лейтенант. За рану не беспокойтесь, на фронте это дело привычное, все со шрамами ходим. Вчера освободили один район, страшная картина: все дома сожжены, деревья спилены, люди расстреляны, кто остался жив, живут в землянках. Одежды у них нет. Все что у нас было отдали им. Такие вот фашисты, завтра снова в бой и в плен брать не будем, за все ответят гады. Живи дорогая мама, не горюй, дожидайся меня, я вернусь.
                Твой Алексей.
   Письма. Сколько таких треугольников лежит у старушек. Хранят они их, как зеницу ока и правильно делают. Ведь это единственная живая ниточка что связывает солдатских вдов  со своими любимыми, которые обещали, которые заверяли, но так и не вернулись с полей сражений. ВЕЧНАЯ ИМ ПАМЯТЬ. 
       


Рецензии