Анаграмма. киносценарий. часть 5. Клава. эпилог

Окончание. Начало см. Части 1-4.



45. НАТ. /ИНТ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК. 2011 ГОД.  НОВОСТРОЙКИ.

На скамейке сидит одна Клава. У ее ног доклевывают остатки корма голуби. Клава с торжествующей улыбкой глядит в сторону удаляющейся Лили.

КЛАВА
- «Ура! Мы ломим, гнутся шведы»!
Произносит Клава отчетливо, с паузами, будто диктуя ученикам текст из учебника.
Оглядывается по сторонам, вздыхает, тяжело встает и бредет в сторону метро.

На Комендантском проспекте Клава со двора подходит к своему дому. У парадной скамеечка, на которой сидят две знакомые Клавины бабульки.

ПЕРВАЯ БАБУЛЬКА
- Привет, Евдокимовна! Садись, отдохни.

ВТОРАЯ БАБУЛЬКА
- Рассказывай, где была? Кавалера какого, не зацепила?

КЛАВА
- Да был один, но сорвался. А была в загуле, по местам былых приключений.

ПЕРВАЯ БАБУЛЬКА
- Это как же? Ты вроде только - только в Питер приехала. Сама говорила.

КЛАВА
(Садится на скамейку)
- Ну, слушайте, коли охота. В сорок первом году я здесь была, перед самой войной…


46. ИНТ. ПОЕЗД. ПЛАЦКАРТНЫЙ ВАГОН. 1941 год

Табличка на вагоне: Новороссийск – Ленинград. Плацкартный вагон. Мерный перестук колес. На двух нижних полках расположились Клава – студентка первокурсница педагогического института и ее  старший брат Павел. На верхней полке напротив Клавы летчик младший лейтенант Михаил Чирков, делает вид, что спит. Клава  лежит с книжкой, якобы читает. Оба постоянно переглядываются друг с другом.
Поезд идет по стране. В вагоне  Павел и Клава достают еду из поклажи. Клава что-то шепчет Павлу. Павел трогает за рукав отвернувшегося к стенке младшего лейтенанта.

ПАВЕЛ
- Товарищ  младший лейтенант! Присоединяйтесь к нам.

МИША
- Приказ?

ПАВЕЛ
(Подмигивает Клаве)
- Приказ.

МИША
- Слушаюсь.
(Слезает с полки, козыряет и докладывает в основном Клаве, стараясь произвести на нее впечатление)
- Разрешите представиться, Младший лейтенант летчик истребитель Михаил Чирков. Возвращаюсь в часть из краткосрочного отпуска.

 ПАВЕЛ
- Летчик! А я хочу в артиллерийское поступать, а это моя сестра Клавдия, потомственная казачка и будущий педагог географ.

МИХАИЛ
(Лезет в свой чемодан)
- Меня тоже кое-чем снабдили.

Накрытый столик, на нем две разделанные курицы, пирожки, шесть стаканов чая. Грохот встречного  поезда. Михаил рассказывает что-то смешное, Клава смеется. Поезд едет в Ленинград.


47. НАТ. ЛЕНИНГРАД. БОЛЬШЕОХТИНСКИЙ МОСТ. 21 июня 1941 ГОДА.

По мосту переходят Неву в сторону центра города Михаил и Клава.

МИХАИЛ
- Перед тобой Большеохтинский мост. Раньше назывался мостом Петра Великого. Построен был вопреки воле народа. Особенно были против паромщики.

КЛАВА
- А кто же за?

МИХАИЛ
- Фабриканты. На обоих берегах стояли заводы, вот им и нужен был мост. А когда построили, его прозвали лежащей на боку Эйфелевой башней.

КЛАВА
- Это та, что в Париже?

МИХАИЛ
- Да.
(Показывает на крашенную зеленой краской заклепку).
Обрати внимание, Одна из этих заклепок сделана из золота. Может даже эта!
(Удивленное лицо Клавы)

48. НАТ. ЛЕНИНГРАД. НАБЕРЕЖНАЯ У ЛИТЕЙНОГО МОСТА.

На набережной Михаил и Клава.


МИХАИЛ
- Перед тобой Литейный мост. Самое жуткое место, если верить легендам. Говорят, в основании моста лежит кровавый валун, прозванный Древним Атаканом.  В старину у этого камня приносили в жертву пленных. Те стали молиться, и Нева изменила свое течение, залив его водой. Но все равно, камень мстит. В этом месте чаще обычного тонут лодки, случаются самоубийства и бьются о мост суда. Подойдем поближе к воде.
(Подходят к краю набережной).
- Вон видишь, в воде темнеется.
( Клава приглядывается, Михаил обнимает  дрожащую от страха девушку).

КЛАВА
- Жуть какая!

МИХАИЛ
- Ага! А еще иногда вдруг видится мост оборотень, по нему разгуливают призраки, а под ним на самом глубоком месте Невы, 24 метра, возникает черный водоворот. Этот водоворот может даже затянуть людей с берега. Ты чего трясешься?

КЛАВА
- Давай отойдем, а то как-то страшно!

МИХАИЛ
(Обнимает Клаву)
- Со мной можешь ничего не бояться.
( Тихо, про себя)
- Ну. Пошли дальше.



49. НАТ. МАРСОВО ПОЛЕ.

Михаил и Клава медленно идут вдоль Лебяжьей канавки.

МИХАИЛ
- Справа Лебяжья канавка, за ней Летний сад, а слева Марсово поле, на которое предлагаю зайти и отдохнуть на очень удобной скамейке.
( Переходят дорогу и заходят на Марсово поле)


50. НАТ. СКАМЕЙКА.

Михаил обнимает Клаву и пытается ее поцеловать. Клава сопротивляется. Ей удается отстраниться.  Явственно слышится мелодичный девичий смех.

КЛАВА
- Ишь, какой скоростной истребитель. Смех слышал?

 МИХАИЛ
- Показалось.

КЛАВА
- Здесь в городе, наверно, везде приведения распиханы. Про Марсово поле тоже что-нибудь знаешь?

МИХАИЛ
- Само собой!
- Это поле давно дурной славой пользуется. Здесь болото было, ну естественно лешие, водяные, утопленники. Люди постоянно пропадали. Когда осушили, с помощью Лебяжьей канавки, Екатерина Первая построила себе дворец, но прожила в нем недолго. Пришедшая как-то раз потешить царицу сказочница, так  ее напугала блуждающими синими огнями, бродячими призраками и утопленницей, чей неожиданный смех мог разрушить личное счастье услышавшего его, что та покинула это место навсегда.

КЛАВА
- Сказки это все!

МИХАИЛ
- Ну почему? Уже в 19 веке пропало несколько городовых, бросившихся на крики о помощи. Наутро нашли только одну фуражку с рыбьей слизью на ней.
- Слушай, давай целоваться, у меня последний день отпуска заканчивается.

В этот момент из-за веток слышатся какие-то вздохи, стоны, завывания, уханье. Ветки шевелятся.

КЛАВА
- Да что же это такое! Ой, мамочка!

Срывается с места, выбегает на открытое пространство и бежит обратно к Лебяжьей канавке, к Инженерному замку.
Вслед за ней бежит Михаил.


51. НАТ. ИНЖЕНЕРНЫЙ ЗАМОК

Проезд между Инженерным замком и памятником Петру Первому.

МИХАИЛ
- Обратите внимание, перед вами…
(Речь прерывается страстным поцелуем Клавы.

Слышен звук подъехавшей машины и шаги. Неизвестный касается плеча Михаила.

НЕИЗВЕСТНЫЙ
- Товарищ военный!

Михаил оборачивается.

НЕИЗВЕСТНЫЙ
- Я вижу, Вы летчик. Срочно свяжитесь  со своей частью. Подчеркиваю, срочно.

МИХАИЛ
- А что случилось?

НЕИЗВЕСТНЫЙ
- Вам сообщат.


52. ИНТ. ВАГОН ПОЕЗДА.

Переполненный вагон поезда Ленинград – Новороссийск. В уголочке у окна притулилась Клава. По радиотрансляции объявление:

 ДИКТОР
Новости с фронта. Сегодня 23 июня впервые в небе над Ленинградом летчиком истребителем Михаилом Чирковым  сбит фашистский  самолет «Хенккель-111».


53. НАТ./ИНТ. СТАНИЦА КОРЕНОВСКАЯ. ЯНВАРЬ 1943 ГОДА. ОКУПАЦИЯ.

По поселку идет Клава, укутанная в тряпки, с испачканным сажей лицом, искусственно приволакивая ногу. Мимо проезжает немецкая машина с солдатами, за ней грузовик с полицаями. Впереди слышатся отдельные выстрелы. По улице начинает торопиться народ. Слышатся крики:

ПРОХОЖИЕ
(Кричат)
- Облава!
( Стараются спрятаться)

Бегают полицаи. Сбивают народ в колонну. Крики. Лай собак. Двое   прохожих, из уже пойманных и согнанных в колонну, пытаются бежать.

ПОЛИЦАЙ
- Куди вони побiгли, Данилко, тримай iх.

Полицай Данилко одного успевает задержать, другого нет.

ДАНИЛКО
- А, нехай!

Стреляет из автомата по беглецу. Беглец падает. Толкает первого в спину, подгоняя его обратно к пленникам.

ДАНИЛКО
- Швидко!

Через некоторое время колонна, в которую Клава тоже попала, начинает двигаться по улице. Колонну обгоняет фашистская техника. Колонна смещается к краю дороги. В какой-то момент Клава оказывается прижатой к глухому забору с калиткой. Клава тихонько толкает калитку, та поддаётся и девушка проскальзывает  во двор. Тихонько проходит к дому, осторожно входит в сени, В сенях две двери. Неожиданно открывается одна и в сени выходит  хозяйка дома. В раскрытую дверь несутся пьяные крики. Гуляет группа полицаев.

ПЬЯНЫЙ ПОЛИЦАЙ
- Вип`эмо за нашу Кубань, за Украiну без жидiв i без бiльшовикiв, Слава героям!

Дверь захлопывается вошедшей хозяйкой дома.

НИКАНОРОВНА
- Клава, ты что ли?

КЛАВА
- Да!

НИКАНОРОВНА
- Не признала что ли с испугу? Я ж Никаноровна, подруга твоей мамки. Сюда прячься.
(Никаноровна открывает вторую дверь, там комната с хламом и лестница на чердак).
- Лезь на чердак. Бандюки скоро уйдут, допьют и служить пойдут. Сховаешься здесь пока. А мамке твоей знать дам, придет за тобой, не боись.


54. НАТ. СТАНИЦА КОРЕНОВСКАЯ. ЛЕТО 1951 ГОДА.

Дом родителей Клавы в станице. Перед домом двор, в котором играет маленькая  трехлетняя девочка. По улице проходит военный летчик Милецков. Стучит в калитку, не дожидаясь ответа, заходит во двор, видит играющего ребенка, подходит к нему, присаживается на корточки.

Милецков
- Ты кто?

ДЕВОЧКА
- Я дОтя.

МИЛЕЦКОВ
- А Клава здесь живет?

ДЕВОЧКА
- Здесь…

Милецков
- А дядя у нее есть?

ДЕВОЧКА
- Есть. Дядя Паса, Гелой СССЛ!

Милецков поднимается с корточек и уходит. В двух кварталах от дома у церкви его ждет Михаил.  Подходит Милецков.

МИХАИЛ
Ну, что? Узнал?

МИЛЕЦКОВ
- Узнал. Ребенок, замужем. Муж Герой Советского Союза. Милецков и Михаил садятся в машину и уезжают.



55. НАТ. СТАНИЦА КОРЕНОВСКАЯ. ДОМ КЛАВЫ.

Двор перед домом. Самодельный стол, за которым разместилась счастливая семья. Вернувшийся с фронта отец Клавы кавалерист Евдоким Пантелеевич и мать  Анна Трофимовна, брат Клавы артиллерист Герой Советского Союза, старшая сестра Катя с демобилизовавшимся недавно из авиации мужем Алексеем, их доча и сама Клава.

АННА ТРОФИМОВНА
- А почему калитка открыта? Катя! Алексей! Украдут ребенка.
(Катя Бегом бежит закрывать калитку).
- Павел, наливай вино. Только попробуй, не скисло?
- Клава, ты чего такая смурная?

ПАВЕЛ
( Попробовав вино , разливает его по стаканам).
- М,м! Изабелла! Смотри, не скисло.
(Поднимает стакан)
- За Победу!
(Все чокаются).


56. НАТ. ДОМ КЛАВЫ НА КОМЕНДАНСКОМ ПРОСПЕКТЕ. 2011 ГОД.

На скамеечке, перед парадной  пригорюнившиеся две Клавины соседки-бабульки и Клава.

КЛАВА
- Вот такие пироги!
(Встает)
- Спасибо за компанию, пошла домой. Сегодня племянницы приедут, с зятьями, пойду пельмени лепить.
(Уходит).


57. ИНТ. КОМНАТА МАРКА НАУМОВИЧА НА ЛЕНФИЛЬМЕ.

Стол, заваленный бумагами, за столом Марк Наумович перед ним в кресле Борис. На столе только что открытая бутылка коньяка и наполненные бокалы.

МАРК НАУМОВИЧ
- Ты чего такой скучный, все бип, бип, бип! Коньяк то, пей.

БОРИС
- Не хочется что-то.
(Отставляет бокал)

МАРК НАУМОВИЧ
А чего тебе хочется? Может позвонить бип, бип, бип? Приедут.

БОРИС
- Не надо. Понимаешь, надоело про ментов писать. По студии сейчас к тебе шел, навстречу одни менты попадаются. Не Ленфильм, а школа милиции. Тьфу, полиции. Хочется чего-то для души, про Биографию, про Судьбу, пускай не сложившуюся. Ты видел спектакль «Соло для часов с боем» в исполнении Великих стариков сцены?

МАРК НАУМОВИЧ
- Конечно.

БОРИС
- Вот! А я хочу написать нечто подобное для Великих старух сцены.

МАРК НАУМОВИЧ
- Я так и думал, что все бабами закончитя.

БОРИС
- Бип, бип, бип ты.

МАРК НАУМОВИЧ
- Где ты видел в нашей среде старух, одни губошлепки.

БОРИС
- Есть хорошие актрисы, может не самые известные и узнаваемые, но есть.

МАРК НАУМОВИЧ
- Понятно. От скабрезности уйти хочешь. Я вот тоже хочу перестать матом говорить. А уже не могу. Дома перед детьми выскакивают слова нехорошие. Пролетишь ты со своей идеей. И раньше-то народ на трудные картины не очень шел, а сейчас, зрелище давай и без лишних переживаний. Чего я тебе рассказываю, сам все знаешь.


58. НАТ. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК.

Борис идет по парку. Недалеко от Зоопарка видит знакомую скамейку. Но на этот раз там вместо четырех, только три  старушечьи фигуры. И сидят они, как-то скукожившись,  не на двух, а на одной скамейке. Лида не курит, а только все время разминает папиросу, пока та не растеряет весь табак. После чего достается из пачки следующая. Голуби тоже бродят у их ног напрасно, никто им корм не кидает. Борис проходит мимо бабушек в одну сторону, потом разворачивается и подсаживается к ним на краешек скамейки.

БОРИС
- Привет старшему поколению!... Доброго здоровьица, сударушки бабушки!...

ЛИДА
- Привет, привет, добрый молодец. А я Вас помню. Это по вашей ноге самокат проехал?

БОРИС
- Не по ноге, а рядом. А где же Ваша четвертая подруга, такая, похожая на грузинскую царицу.

ЛИЛЯ
- Какие мы сударУшки, мы скорее загибУшки. Преставилась Лялечка. Как последний раз уехала отсюда свои именины отмечать, так в тот день и ушла. Гости приехали, а она в кресле сидит уже не живая.

Повисает неловкая тишина. Борис предлагает зажигалку Лиде, та отказывается и прячет папиросы в сумку.

БОРИС
- Разрешите представиться Борис, сценарист и писатель.

ЛИДА
- Слышали, как вы какого-то салагу уму разуму учили, про что сейчас главное …(достоверно изображает интонацию Бориса, с которой он учил Андрея)…секс, бабки и наркотики. Ну, с сексом и наркотиками напряженка, а бабки вот они, мы.

БОРИС
- Я сегодня, понимаю, не вовремя. Можно с Вами встретиться еще раз, хочу про Вас сценарий написать.

ЛИДА
Приходи в следующий четверг, в это же время.

КЛАВА
Поговорим.

Борис откланивается, идет по аллее в сторону метро.

КЛАВА
Думаете, придет?

ЛИДА
(Закуривает, наконец)
Думаю, нет.


59. НАТ. САНКТ. ПЕТЕРБУРГ. 2022 ГОД.

Лето. Белая ночь. Новая деревня.  Пустынная улица Савушкина. Слышен звон трамвая. Вот он. Старинный вагон, сине-красные огни, маршрут № 2. На месте вагоновожатого никого. В вагоне с десяток фигур.Фигуры зрителю не знакомы, но две из них явно выделяются. Это, скорее всего приятели, школьники старших классов. В руках у них кожаные папки – сумки для учебников и тетрадей и мешки со сменной обувью. На мешках нашивки с фамилиями. У одного, маленького, забавного, подвижного, как ртуть, состоящего из набора шариков:  тело – шарик, голова с ежиком волос – шарик, кругленькие ушки, выпуклые глазки – шарики, носик – набор из трех шариков,  подбородок- шарик, написано Забелло Евгений. У другого; высокого, статного плечистого, обладателя в будущем явно героической внешностью, на мешке написано Ёлкин Николай.
 За окнами проплывают: буддийский храм, построенные пленными немцами, а ныне надстроенные дома, бывший кинотеатр Юность, метро Черная речка.  Трамвай начинает катиться  по мосту и постепенно тает.
Появляются звуки, современные машины, прохожие. Встает солнце.

КОНЕЦ ФИЛЬМА

24 марта 2022 года.

Шенгер Алексей.



      


Рецензии