Белорусский отпуск - 39

ГЛАВА  ТРИДЦАТЬ  ДЕВЯТАЯ

30  СЕНТЯБРЯ,  БРЯНСКИЙ  УЖАС

В начале восьмого позвонила мама, узнала, где я, а потом передала телефон отцу. Тот предлагал уже завтра ехать сажать чеснок. Я вежливо отказался, так как только завтра я приезжал в Воронеж и никак не успевал на дачный автобус.
В Рославле порвался шнурок на правом ботинке. В Брянске стал заедать фотоаппарат.
В Брянск приехал в одиннадцатом часу. Купил на автовокзале магнитиков и значков по 25-30 рублей (а самые дешёвые в путешествии попадались раньше где-то по 50) на 500 рублей.
На вокзале – двухместный номер – 1000 рублей. Но я так и не понял, мне не объяснили, будут ли подселять ко мне. Поэтому я там не остановился. Зашёл далее в здание с большими буквами «ГОСТИНИЦА», но оказалось, что там уже несколько лет нет её. Номер снял чуть дальше, за 1600, только чтобы не таскать с собой рюкзак в мелкий дождик. Чтобы можно было немного отдохнуть в тишине. Чуток поспал там перед дорогой, зная, что ночью я сплю плохо в автобусе. И всё равно это была непростительная роскошь. Но я уже пресытился путешествием, рвался домой и потерял чувство реальности. Даже посидел в ресторане: заглушал тоску перед свиданием с родиной.
До железнодорожного вокзала доехал на маршрутке, так как шёл дождь. Оттуда (дождик притих) шёл пешком до гостиницы (автовокзал не так уж далеко от неё находился: но ближе).
Что связывает меня с этим городом? Дело в том, что четыре с половиной месяца я в 1980-81 гг. прослужил под Брянском, в п/о Глинищево, в учебке, обучаясь специальности радиотелеграфиста. Дважды я ездил в город в качестве патрульного, один раз – в качестве дежурного по гарнизонной комендатуре (офицерская должность для рядового), и несколько раз – в эскорте по случаю празднеств и похорон (давали троекратные залпы, стояли у гроба). А однажды даже часа полтора по улицам города я сопровождал гроб бывшего председателя облисполкома. После этой процессии правая рука, согнутая под прямым углом, державшая карабин, долго не хотела распрямляться. Так что воспоминания молодости вызывали у меня лишь положительные эмоции, несмотря на суровость армейской службы: молодость всё же перевешивала. В старости это осознаёшь остро, горько сознавая, что ничего уже нельзя вернуть в реальности (остаётся лишь возможность оставлять мемуары).
И каково же было моё удивление, когда я встретился с этим городом 38 с лишним лет спустя.
Грязь и запустение. Зашёл в магазин «Колбасы», но колбасы не было. Пустой магазин. Как будто я вернулся в начало 90-х прошлого столетия. Мне там ответили, что сегодня (понедельник) выходной. Многие магазины закрыты (заколочены), многие сдаются в аренду. Заброшенные дома, выбитые стёкла. Город-разруха. Местами – как будто бомбили. Даже Ростов-на-Дону, когда я его увидел после посещения воюющих Луганска и Донецка, теперь представлялся мне «красавчиком». Зато повсюду висели плакаты с надписью «ЛДПР». В Воронеже таких нет. Поэтому город красив и перспективен. (Хотя люди в моём родном городе живут жлобоватые, поэтому и выглядит он местами тоже гадко.)
/А чтобы не было в мой адрес кривотолков, сознаюсь, что состою в двух официальных политических партиях: ЛДПР и «Справедливая Россия». Вступал туда всё из-за той же журналистской любознательности. И если в ЛДПР я себе билет с «дракой» выбил, то справороссы членский билетик зажилили. Во всех этих партиях процветают формализм и пофигизм, всё делается для «галочки», но ничего не делается для граждан. Поэтому я создал совершенно иную партию: интеллектуальную (об этом в одной из следующих глав)./
Но что говорить? На то и есть булатовская путевая журналистика, что она густо сопровождается фотоматериалами. Не обязательно рассказывать о том номере гостиницы, где остановился: просто достаточно дать несколько снимков обстановки. Так что – ищите! Смотрите! В «Одноклассниках» фотоальбом «Белорусский отпуск (XXXIII): Брянск, 30.09.19». Тот Брянск, какой предстал тогда передо мной.
Вечером нормально поговорил с мамой. С Валей тоже поболтал. Звонил и Юра. Это были последние телефонные разговоры поездки.


Рецензии