Ф40 Пушкин Скучный русский Фауст. Микс 17

45 -  Елена спартанская  Троянская, Фаустовская и Прекрасная

рис. Энтони Фредерик Сэндис. Елена Троянская

 В замечаниях Гете и Шиллера к Фаусту находим: посвященный Елене третий акт второй половины «Фауста» является смысловым центром произведения! За что?  За то, что Гете занят лишь одной задачей = логикоасвященного брака Елены и Фауста, античной и новоевропейской культуры.

Прим. Дочь Зевса (и Леды ?), спартанская царевна Елена ;;;;; – главная красавица античного мира, из-за которой разгорелась Троянская война (см. Helena / Елена = Реальный словарь классических древностей (Фридрих Любкер, 1854).
 
Богиня раздора Эрида подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко раздора с надписью «Прекраснейшей». Эта прекрасность вылилась в итоге в мужскую бойню за рогоносцев с рогопоставщиками за Прекрасную  распрекрасную. Парис не думал наставлять рога — это  Зевс назначил судьёй этого «простого  смертного» — троянского царевича. Но потом Парис стал жертвой Афродиты и Эрота … В итоге Парис похитил Елену у Менелая и увез в Трою. Афинам только этого и надо было — им посучить мечами да погреметь щитами — медом не корми! Началась война. Самое поразительное, что по версии Еврипида Парис увез на быке лишь двойник!  Настоящая Елена была спрятана богами в Египте в школе монотеизма Мозеса. Получившую диплом с отличием  выпускницу Елену Аполлон взял на Олимп и сделал бессмертной.
 
О сюжетах на тему Елены см. Зелинский Ф.Ф. Елена Прекрасная  // Зелинский Ф.Ф.  Из жизни идей.  Соперники христианства  или  Доброхотов А.Л. Елена и Фауст.   

У Пушкина смысловым центром романа Е.О. является сон Татьяны.

В Фаусте  Гете — это акт №3 Части №2 = с сюжетом о сизигии = браке Елены и Фауста. Этот брак = соединение гностиком Гете культур античности и Просвещения через Реннесанс.

Замысел Фауста прозрачен: поэтапно делать пробы в поиске подлинного идеала (с помощью Мефисто и с разрешения небес). К центральному событию – к эксперименту с Еленой –  вели все предшествующие сюжетные нити драмы. Особо важны две катастрофы, связанные с «вечной женственностью»: трагедия Маргариты и драма Гомункула. В первом случае победа Фауста стала гибелью Гретхен (Маргариты). Во втором - триумф Галатеи стал гибелью искусственного человека.  Союз с Еленой станет третьей катастрофой, брак вместо синтеза даст освобождение энергии распада. Сводник Мефисто, чтобы соединит два мира — античный и христианский -  стал в этой сцене Форкиадой (Гра;йи) =  женским демоническим существом крайнего безобразия. Страх, который идет от Форкиады, идет от пучины древней ночи, это не простой страх — панический  «Древний ужас».

Толстой описал его в Исповеди как «арзамасский ужас» = он неожиданно и беспричинно переживает само бытие как источник ужаса, бессмысленное, обреченное на смерть, но очень мощно наличествующее бытие. Таков тип «панического» ужаса. Родственно он связан и с хаосом = Пустота хаоса вызывает ужас, но и бессмысленная полнота мира тоже вызывает ужас, отчаяние, отвращение.

В трагедии Гёте «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. В переводе Соколовского реакция Елены на устроенный Мефисто провокационный скандал с Форкиадой  выглядит так: «Ваши продолжительные распри вызвали перед моими глазами неприятную картину, смутившую меня до того, что мне среди свежих полей моей родины кажется, что я охвачена пучиной Оркуса». Тут Гете дал ключ =  «пучина Оркуса»!  Елена идет на поводу у Мефисто, ибо знает, что ее красота приносит гибель.

См. у  Васильеовй Т.В  Поэтика античной философии: погружение чрез Легенду о Фаусте в интерпретации Гете в тему Елена Прекрасная. Символ Красоты. Идея Красоты. Богиня природы. Ее символ и сила. Проблема: всегда за ней идут ложь, измена, беда... Следствие поиска решения проблемы:
( а) появление понятий красоты истинной и ложной (НН - красота ложная, красота Лжи) 
(б) Призрак (эйдос) красоты - эйдос = идол. АСПу хотелось домашней своей Мадонны – Елены Прекрасной. Но его лит.гения не хватило, чтоб разглядеть в НН призрак, идола, эйдос…и получил в нос.

Спутники Елены Прекрасной = ложь - вероломство - погибель...«Красота-то ведь погибель наша!» — восклицает сумасшедшая барыня у Островского. Эсхил: в имени Елены - предвестие грядущих бед. Ибо Елена - плод лжи бога (Зевса, обернувшегося пред Ледой бедным лебедем...). 

АСП этого в ЕА, а потом в ВМ не разглядел - и пошел по минному полю. Полем, полем, полем...Заплутал не знает где, чудо чудное глядел...Вещая судьба... Призрачная красота - погибельна. Троянская война - из-за призрака Елены: истинная скрылась в Египте!  Менелай после 10 лет кровавой войны вернул Елену-эйдос из Трои...но вернулась и Елена Истинная: я твоя жена, я -  Прекрасная... Менелай же оставил ту, за которую бились греки...   навеки. А не настоящую!  Ивсянедолга. Наука. Вот что мужики вытворяют … Как дети...

Островский АН. Гроза, действие IV, явление VI: «Барыня:... Красота! А ты молись богу, чтобы отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга .Весело! Старики, старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то!

 А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется...».  Гений был не способен отличить истинную красоту от ложной... и погнался за призраками... А мож как Стесихор пужался гнева Елены?

У Гомера (Омера) боги выше моральной критики, но молодая ему философия провозгласила божество высшим моральным авторитетом. Платон: по утверждению Стесихора, сражались под Троей мужи лишь за призрак Елены, не ведая правды...  Отведал ли правды АСП меж барьерами на Черной речки  ? исправление - не эйдос - эйдолон (призрак)!   от эйдолона - идол ...! нет: эйдолон - уменьшительное от эйдос. память защищена - еще попишем

Об «идолах» повествовал Гомер, который не знал, что в Трою боги послали лишь призрак Елены, а не истинную дочь Леды и Зевса. У Гомера «идолы» — это души умерших в Аиде. «Безумные тени», населяющие Аид, — это бесплотные «идолы», неосязаемые образы, сохраняющие все признаки своей прижизненной земной индивидуальности. Лишенные не только жил, мышц и костей, но и памяти о прошедшей жизни, души умерших не узнают пришедших в Ад ищущих живущих

Аристотель: душа — это форма тела... Стоит душе напиться жертвенной крови, и к ней возвращается память

Идол Елены, прекрасный, как сама Елена, все так же восхищал бы старцев и юношей совершенством своей красоты, и для прекращения раздора богам достаточно было бы сделать два идола — по одному для греков и для троянцев — или столько идолов, сколько пар глаз созерцало этот божественный образ на высокой стене пергамской крепости.  И не было б войны... Всем по Елене! Пусть это лишь призрак ...
Легенду о двух Еленах придумал Еврипид ... Стоимость Красоты: Илион пал семь лет назад и царь Менелай добыл победный трофей — свою спартанскую жену,  в море греческий флот разметала буря, в которой, вероятно, погиб Менелай, мать Елены — Леда — удавилась, не пережив позора своей дочери, братья Елены — Диоскуры — тоже, по слухам, закололись из-за сестры... Это могли придумать только эллины...И самым несчастным оказывается дочь Зевса - Елена Распрекрасная! Менелай выбрал призрак, доставшийся ему в битве с троянцами ...

Не прогневись: трудов своих обузе
Я верю больше, чем тебе, жена.

Этой заповеди Менелая не было у гения АСП... Но, как и тот, он - человек проекта ОКБ - решительно отдает предпочтение призраку перед истиной, пороку перед добродетелью, памяти перед непосредственным чувством. Платон: ценность красоты уступает перед мудростью и добродетелью.

Платона АСП не знал: красота принадлежит благу, а подобие красоты - злу. Красота - ее призрак - фантасма (пустой призрак).

Любопытен суд истории над Еленой. Например, Горгий («отец риторики» Горгий написал «Похвалу Елене») заявляет о невиновности Елены. Аргументация сводится  к нескольким тезисам. Горгий считает, что Елена совершила всё то, что ей вменяют в вину [См Галанин Р. Б. Риторика Протагора и Горгия] либо:
 1 - по воле судьбы, решению богов и в силу рока;
 2 -будучи насильственно похищена;
 3 - соблазнённая речами;  3- пленённая любовью. Во всех случаях она невиновна. При предопределённости похищения решением богов она никак не могла ему противостоять.
В  случае соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении Горгия — воля Эроса, могущественного бога, которому также невозможно идти наперекор.
 
Изучая образ и миссию Елены прекрасной мы обязаны пройти сказочный насыщенный мифами мир от Логоса — Хаоса — Оркуса — Логии … да теогонии и Красоты

Миссия Красоты оказывается с изнанкой — Ложью, Обманом и Гибелью прильстившихся, Источник обманки - яблоко раздора Эриды

Красота — ширма обаяния Зла и соблазна

Фра, чуешь  - тут нити метафабулы творчества АСП?

Пушкин погиб в схватке за такую же Красоту. 

Обманулся.

Обдернулся...


Рецензии