Ф40 Пушкин Скучный русский Фауст. Микс 17
рис. Энтони Фредерик Сэндис. Елена Троянская
В замечаниях Гете и Шиллера к Фаусту находим: посвященный Елене третий акт второй половины «Фауста» является смысловым центром произведения! За что? За то, что Гете занят лишь одной задачей = логикоасвященного брака Елены и Фауста, античной и новоевропейской культуры.
Прим. Дочь Зевса (и Леды ?), спартанская царевна Елена ;;;;; – главная красавица античного мира, из-за которой разгорелась Троянская война (см. Helena / Елена = Реальный словарь классических древностей (Фридрих Любкер, 1854).
Богиня раздора Эрида подбросила Гере, Афине и Афродите яблоко раздора с надписью «Прекраснейшей». Эта прекрасность вылилась в итоге в мужскую бойню за рогоносцев с рогопоставщиками за Прекрасную распрекрасную. Парис не думал наставлять рога — это Зевс назначил судьёй этого «простого смертного» — троянского царевича. Но потом Парис стал жертвой Афродиты и Эрота … В итоге Парис похитил Елену у Менелая и увез в Трою. Афинам только этого и надо было — им посучить мечами да погреметь щитами — медом не корми! Началась война. Самое поразительное, что по версии Еврипида Парис увез на быке лишь двойник! Настоящая Елена была спрятана богами в Египте в школе монотеизма Мозеса. Получившую диплом с отличием выпускницу Елену Аполлон взял на Олимп и сделал бессмертной.
О сюжетах на тему Елены см. Зелинский Ф.Ф. Елена Прекрасная // Зелинский Ф.Ф. Из жизни идей. Соперники христианства или Доброхотов А.Л. Елена и Фауст.
У Пушкина смысловым центром романа Е.О. является сон Татьяны.
В Фаусте Гете — это акт №3 Части №2 = с сюжетом о сизигии = браке Елены и Фауста. Этот брак = соединение гностиком Гете культур античности и Просвещения через Реннесанс.
Замысел Фауста прозрачен: поэтапно делать пробы в поиске подлинного идеала (с помощью Мефисто и с разрешения небес). К центральному событию – к эксперименту с Еленой – вели все предшествующие сюжетные нити драмы. Особо важны две катастрофы, связанные с «вечной женственностью»: трагедия Маргариты и драма Гомункула. В первом случае победа Фауста стала гибелью Гретхен (Маргариты). Во втором - триумф Галатеи стал гибелью искусственного человека. Союз с Еленой станет третьей катастрофой, брак вместо синтеза даст освобождение энергии распада. Сводник Мефисто, чтобы соединит два мира — античный и христианский - стал в этой сцене Форкиадой (Гра;йи) = женским демоническим существом крайнего безобразия. Страх, который идет от Форкиады, идет от пучины древней ночи, это не простой страх — панический «Древний ужас».
Толстой описал его в Исповеди как «арзамасский ужас» = он неожиданно и беспричинно переживает само бытие как источник ужаса, бессмысленное, обреченное на смерть, но очень мощно наличествующее бытие. Таков тип «панического» ужаса. Родственно он связан и с хаосом = Пустота хаоса вызывает ужас, но и бессмысленная полнота мира тоже вызывает ужас, отчаяние, отвращение.
В трагедии Гёте «Фауст» главный герой с помощью Мефистофеля отправляется в загробный мир и вызволяет Елену. В переводе Соколовского реакция Елены на устроенный Мефисто провокационный скандал с Форкиадой выглядит так: «Ваши продолжительные распри вызвали перед моими глазами неприятную картину, смутившую меня до того, что мне среди свежих полей моей родины кажется, что я охвачена пучиной Оркуса». Тут Гете дал ключ = «пучина Оркуса»! Елена идет на поводу у Мефисто, ибо знает, что ее красота приносит гибель.
См. у Васильеовй Т.В Поэтика античной философии: погружение чрез Легенду о Фаусте в интерпретации Гете в тему Елена Прекрасная. Символ Красоты. Идея Красоты. Богиня природы. Ее символ и сила. Проблема: всегда за ней идут ложь, измена, беда... Следствие поиска решения проблемы:
( а) появление понятий красоты истинной и ложной (НН - красота ложная, красота Лжи)
(б) Призрак (эйдос) красоты - эйдос = идол. АСПу хотелось домашней своей Мадонны – Елены Прекрасной. Но его лит.гения не хватило, чтоб разглядеть в НН призрак, идола, эйдос…и получил в нос.
Спутники Елены Прекрасной = ложь - вероломство - погибель...«Красота-то ведь погибель наша!» — восклицает сумасшедшая барыня у Островского. Эсхил: в имени Елены - предвестие грядущих бед. Ибо Елена - плод лжи бога (Зевса, обернувшегося пред Ледой бедным лебедем...).
АСП этого в ЕА, а потом в ВМ не разглядел - и пошел по минному полю. Полем, полем, полем...Заплутал не знает где, чудо чудное глядел...Вещая судьба... Призрачная красота - погибельна. Троянская война - из-за призрака Елены: истинная скрылась в Египте! Менелай после 10 лет кровавой войны вернул Елену-эйдос из Трои...но вернулась и Елена Истинная: я твоя жена, я - Прекрасная... Менелай же оставил ту, за которую бились греки... навеки. А не настоящую! Ивсянедолга. Наука. Вот что мужики вытворяют … Как дети...
Островский АН. Гроза, действие IV, явление VI: «Барыня:... Красота! А ты молись богу, чтобы отнял красоту-то! Красота-то ведь погибель наша! Себя погубишь, людей соблазнишь, вот тогда и радуйся красоте-то своей. Много, много народу в грех введешь! Вертопрахи на поединки выходят, шпагами колют друг друга .Весело! Старики, старые, благочестивые, об смерти забывают, соблазняются на красоту-то!
А кто отвечать будет? За все тебе отвечать придется...». Гений был не способен отличить истинную красоту от ложной... и погнался за призраками... А мож как Стесихор пужался гнева Елены?
У Гомера (Омера) боги выше моральной критики, но молодая ему философия провозгласила божество высшим моральным авторитетом. Платон: по утверждению Стесихора, сражались под Троей мужи лишь за призрак Елены, не ведая правды... Отведал ли правды АСП меж барьерами на Черной речки ? исправление - не эйдос - эйдолон (призрак)! от эйдолона - идол ...! нет: эйдолон - уменьшительное от эйдос. память защищена - еще попишем
Об «идолах» повествовал Гомер, который не знал, что в Трою боги послали лишь призрак Елены, а не истинную дочь Леды и Зевса. У Гомера «идолы» — это души умерших в Аиде. «Безумные тени», населяющие Аид, — это бесплотные «идолы», неосязаемые образы, сохраняющие все признаки своей прижизненной земной индивидуальности. Лишенные не только жил, мышц и костей, но и памяти о прошедшей жизни, души умерших не узнают пришедших в Ад ищущих живущих
Аристотель: душа — это форма тела... Стоит душе напиться жертвенной крови, и к ней возвращается память
Идол Елены, прекрасный, как сама Елена, все так же восхищал бы старцев и юношей совершенством своей красоты, и для прекращения раздора богам достаточно было бы сделать два идола — по одному для греков и для троянцев — или столько идолов, сколько пар глаз созерцало этот божественный образ на высокой стене пергамской крепости. И не было б войны... Всем по Елене! Пусть это лишь призрак ...
Легенду о двух Еленах придумал Еврипид ... Стоимость Красоты: Илион пал семь лет назад и царь Менелай добыл победный трофей — свою спартанскую жену, в море греческий флот разметала буря, в которой, вероятно, погиб Менелай, мать Елены — Леда — удавилась, не пережив позора своей дочери, братья Елены — Диоскуры — тоже, по слухам, закололись из-за сестры... Это могли придумать только эллины...И самым несчастным оказывается дочь Зевса - Елена Распрекрасная! Менелай выбрал призрак, доставшийся ему в битве с троянцами ...
Не прогневись: трудов своих обузе
Я верю больше, чем тебе, жена.
Этой заповеди Менелая не было у гения АСП... Но, как и тот, он - человек проекта ОКБ - решительно отдает предпочтение призраку перед истиной, пороку перед добродетелью, памяти перед непосредственным чувством. Платон: ценность красоты уступает перед мудростью и добродетелью.
Платона АСП не знал: красота принадлежит благу, а подобие красоты - злу. Красота - ее призрак - фантасма (пустой призрак).
Любопытен суд истории над Еленой. Например, Горгий («отец риторики» Горгий написал «Похвалу Елене») заявляет о невиновности Елены. Аргументация сводится к нескольким тезисам. Горгий считает, что Елена совершила всё то, что ей вменяют в вину [См Галанин Р. Б. Риторика Протагора и Горгия] либо:
1 - по воле судьбы, решению богов и в силу рока;
2 -будучи насильственно похищена;
3 - соблазнённая речами; 3- пленённая любовью. Во всех случаях она невиновна. При предопределённости похищения решением богов она никак не могла ему противостоять.
В случае соблазнения речами виновным является искуситель, а не обманутый. Речь Париса в данном случае представлена актом «вербального насилия». Любовь в изложении Горгия — воля Эроса, могущественного бога, которому также невозможно идти наперекор.
Изучая образ и миссию Елены прекрасной мы обязаны пройти сказочный насыщенный мифами мир от Логоса — Хаоса — Оркуса — Логии … да теогонии и Красоты
Миссия Красоты оказывается с изнанкой — Ложью, Обманом и Гибелью прильстившихся, Источник обманки - яблоко раздора Эриды
Красота — ширма обаяния Зла и соблазна
Фра, чуешь - тут нити метафабулы творчества АСП?
Пушкин погиб в схватке за такую же Красоту.
Обманулся.
Обдернулся...
Свидетельство о публикации №222040401515