По волнам нашей памяти. Вспоминает Костя Гомер

Назад к предыдущему рассказу "Морской бой" - Сыров В.В. http://proza.ru/2022/03/31/1573

Оригинальный текст автора Константина Гомера.

         ГИРС

     1. Консультация перед экзаменом. Гирс делится впечатлениями от встречи с Иваницким Юрой:
     - Столкнулся с ним в ГУКе, а он не здоровается. И не понимает своим скудным умишком, что на экзамене можно спросить сколько длилась десятилетняя война, а можно спросить – в чем кроются гносеологические корни агностицизма?

     2. Учился у нас в группе на младших курсах Виктор Шатунов. Парень хороший, но к учебе относился, мягко говор, прохладно. Она отвечала ему взаимностью. На консультации Гирс заговорил о том, что измельчали, мол, студенты:
     - Ещё в годы моей учебы не могли решить вопрос – как пришивать карман для флагов. Если отверстием вверх, то неудобно доставать, а если отверстием к краю полы пиджака, то флаги выпадают. Уже двадцать лет прошло, а проблему решить не могут.
Шатунов тянет руку:
     - Так решена проблема!
     - Каким образом?
     - Пришивают под углом сорок пять градусов.
     - Давай зачетку – пять.
Правда, не помогла Вите пятерка, все-равно вылетел.

     3. Пришли на экзамен по математике. Билеты взяли, стали готовиться. Открывается дверь, заходит молодой препод с кафедры математики и робко говорит Гирсу, что его прислали с кафедры помогать принимать экзамены. Гирс выделил ему место за соседним столом. Молодой препод сидит, ерзает. Гирс:
     - Что случилось?
     - Да я ручку забыл взять.
Гирс кричит в коридор:
     - Иваницкий, сбегай на первый этаж, купи ручку за 35 копеек.
     Иваницкий метнулся и через 5 минут принес ручку. Прошло ещё минут десять и мы с Михаилом Фоменко пошли отвечать – я к Гирсу, Миша к молодому. Миша сдал первым, поставили ему четверку. Гирс ему и говорит:
     - Выйдешь, отдай Иваницкому одну копейку.
Миша в ответ небрежно говорит:
     - Обойдется.
Гирс невозмутимо берет листок, на котором Миша готовил ответы и решал задачу, обводит кружком какую-то "формуляку" и спрашивает:
     - А почему у тебя это выражение равно нулю?
Миша-то уже расслабился, экзамен уже сдан, смотрит на Гирса недоуменно. Гирс:
     - Сиди, думай.
После этого объявляет мне, что я только из уважения к древней Греции достоин четверки. И вопрос:
     - Копейку Иваницкому отдашь?
     - Конечно!

     Миша с экзамена вышел часа через два, правда, с той-же четверкой.

     4. На нашей специальности было две группы – Э-101 и Э-102. В первой группе собрали в основном отличников школы, типичных школяров, а в нашей Э-102 было всех понемногу – от  примерных мальчиков и девочек до выпускников РабФака. Мне кажется, что это идеальное сочетание – недавние школьники плюс люди, имеющие жизненный опыт. Так вот, во время лекций по высшей математики Гирс любил не заканчивать фразу, а дать её закончить студентам.
     - Первое выражение мы у…
Первая группа хором продолжает:
     - Множим!
Гирс продолжает:
     - А результат мы раз…
     - Делим!

     Как позже выяснилось, это была его коварная заготовка.
На одной из лекций он их подловил:
     - А эту фигуру мы заштри…
Почти вся первая группа хором продолжила!Гирс невозмутимо повернулся к аудитории и сказал:
     - Кто чем, кто чем, а я мелом.
Немая сцена из «Рвизора»…


       ХОЛЯН АНДРОНИК МУШЕГОВИЧ
      
    Если мне память не изменяет, преподавал он ЭЧС (электрическая часть станций). Один из немногих преподавателей, который добился, чтобы каждый студент конспектировал его лекции в полном объеме. Даже если по каким-то причинам студент пропускал лекции, приходилось их переписывать у других. Секрет был простой – на экзамен он приносил гранитный камень (с вклеенным в него комсомольским значком) и гвоздь на 100 мм. Садишься к нему сдавать экзамен и он первым делом при помощи камня и гвоздя компостировал конспект. Предъявить этот конспект другой студент уже не мог. (Примечание Сырова В.В.: что-то не припомню Холяна А. М. с камнем за пазухой и "заточкой" рукаве)
      А ещё он мне запомнился моим позором на экзамене. Ответив на вопросы билета, я стал пытаться ответить на дополнительные вопросы. Получалось 50 на 50. И тогда он задал последний вопрос:
      - У какой ЛЭП выше сопротивление изоляции между фазами – у воздушной или подземной?
Не задумываясь (а надо было бы) я выпалил:
      - У воздушной.
Тут же понял, что сморозил чушь, но было поздно – слово не воробей.
Холян поржал и сочувственно сказал:
      - Ты не переживай, я настоящим энергетиком стал только в тридцать лет.
И принялся писать что-то в зачетку. Выйдя из аудитории, я всем объявил, что получил три балла. Потом взял зачетку, чтобы посмотреть – как выглядит его “удочка”. Каково же было мое удивление, когда я прочитал в зачетке “отл.”. Стыдно было неимоверно. С тех пор к его экзамену я стал готовиться особенно тщательно.


      ИСТОРИЯ С "ФЛАГАМИ"

       В наше время достаточно распространено было использование на экзаменах так называемых флагов. По крайней мере, я ими пользовался. Технология простая. Первый экзамен честно учишь и сдаешь. Желательно первым. После этого идешь на экзамен параллельной группы, которая сдает другой предмет и у вышедших записываешь вопросы билетов. В результате на руках имеешь все билеты. В общаге в спокойной обстановке готовишь листы с ответами на каждый билет. Пришиваешь к подкладу пиджака карман под углом сорок пять градусов и ты к следующему экзамену готов.
       Но были у нас в группе ярые противники списывания – Федя Орлов и Лариса Яковлева. Федя даже, помнится, собрание группы проводил на эту тему. Я согласен, что списывать нехорошо, но во-первых стипендию хочется получать, а во-вторых пока пишешь флаги, невольно запоминаешь материал.
       Так вот, с флагами, с Федей и Ларисой мне запомнились две истории.

      1. Сдавали экзамен (кажется мат. модели проектирования) Ананичевой Светлане Семеновне. Зашел, взял билет, сижу, готовлюсь. Заходит Федя Орлов, берет билет, смотрит на него недоуменно-растерянным взглядом. Видимо вопросы попались незнакомые. После разглядывания билета Федя принимает гениальное решение: подходит ко мне и громко, на всю аудиторию (а она была маленькая) спрашивает:
      - У тебя флаги есть? Дай мне номер (например 8).
Я в шоке. Светлана Семеновна тоже, но молча смотрит на нас. Я, чтобы не спалиться, шепчу Феде:
      - Сядь, я тебе позже передам.
Но Федя мужик упрямый, стоит над душой. Пришлось сказать, что флагов у меня нет. Он отстал и чуть позже флаг я ему передал, но экзамен я сдавал по полной программе с кучей дополнительных вопросов и задач.

      2. Экзамен по переходным процессам. Жутко сложный предмет (по-крайней мере, таким он остался в моей памяти). Одна система уравнений Парка-Горева чего стоит (четырнадцать дифференциальных уравнений второго порядка, решаемых в одной системе)!
      Лариса Яковлева шла на красный диплом (по-моему она своего добилась – точно не помню). Взяла билет и решила воспользоваться моими флагами. Но сделала это осторожнее, чем Федя. Села передо мной и шепотом назвала номер билета. Флаг я ей передал и стал готовиться.
      Лариса благополучно сдала экзамен, получив заветную пятёрку и вернулась к своей парте забрать вещи. Дальше был шок – она громогласно поблагодарила меня за помощь! Преподаватель (кажется, его фамилия Смирнов) недоуменно уставился на нас, потихоньку догадываясь, о чем идет речь.
      После Ларисы сдаваться пошёл я. Рассказал теоретические вопросы, рассказал, как я решил задачу и в качестве дополнительного вопроса получил ещё одну задачу. Сел на свое место, решил и пошел опять отвечать и получил в "ответку" ещё одну задачу. Пошел на своё место. Смирнов настойчиво предложил мне сесть напротив него и на его глазах решить задачу. Пришлось объяснять, что я его сильно уважаю и даже немного побаиваюсь, поэтому решать задачу сидя перед ним я не могу. Я думаю, что Смирнов всё понял, пожалел меня и отпустил с миром, поставив пять (видимо – за волю к победе).

      ВОЕНКА

     От военной кафедры впечатления остались достаточно позитивные. Раз в неделю провести на военной кафедре не составляло никакого труда, даже интересно было. Сильно мозги не выносили, уставами не замучивали.
     Запомнился веселый случай на топографии. Товарищ майор рассказывал нам, как читать топографические карты. На топографической карте вокруг высот и низин (оврагов и т.д.) рисуются концентрические круги. По ним можно определить высоту или глубину неровностей на местности и их профиль. Майор рассказывал нам, как это делается. Подробностей уже не помню, но в процессе вычислений понадобилось разделить 10 на 2,5. Майор дойдя до этой стадии объявил:
     - Десять делим на два с половиной, получаем два с половиной.
Все (кто в это момент не спал) поняли, что человек оговорился. Один из студентов поднял руку и поправил:
     - Четыре получится, а не два с половиной.
Майор нисколько не смутился (с кем не бывает, ну оговорился, ну и что?) и продолжил лекцию. С каждой минутой его лицо становилось всё задумчивее и задумчивее.
     Студенты уже забыли оговорку и продолжали заниматься своими делами: кто спал, кто читал книжку, кто болтал, продолжая в пол-уха слушать майора. Минут через пять майор замер перед доской, лицо стало пунцовым и злым. Повернулся к нам и разразился гневной тирадой на чисто русском языке. В переводе на литературный выглядело это примерно так: в начале повествования он рассказал нам о том, что он вступал в интимную связь с мамами всех присутствующих студентов, и в особо извращённой форме со всеми присутствующими. Затем рассказал всё, что думает об умственных способностях нынешних студентах, почему-то мечтающих незаслуженно получить громкое звание инженер. Потом последовали три минуты несвязного мата. В заключении майор подошёл к доске и крупно написал: 10:2,5=2,5. Кто спал, тот ничего не понял – по какому поводу мат. Кто не спал, тот тихо давился от смеха, сползая под парту. Но никто не осмелился во-второй раз поправить майора.
 
Март 2022 г


Продолжение http://proza.ru/2022/04/05/1691 - Математика с Гирсом (Сыров.В.В)


Рецензии
Добрый день, Виталий! Студенты изобретательный народ, каких только шпаргалок не придумают. А я ни разу не пользовалась шпаргалками, как-то везло мне на экзаменах, не зубрила никогда, и отвечала всегда своими словами, главную суть, как поняла тему.
С уважением,

Любовь Голосуева   05.03.2024 13:05     Заявить о нарушении
Спасибо, Люба за отклик.
Студенты ВУЗов по своему статусу должны быть изобретательны - они же будущие инженеры.
Самое ценное, что дал ВУЗ - нас научили учится. Это главное приобретение! А написание шпаргалок - это тоже процесс повторения и подготовки к экзаменам - особенно для того, кто их пишет себе сам.

Виталий Сыров   05.03.2024 21:30   Заявить о нарушении