Происхождение агульск. диалект. названия кинжала

               

Общее название кинжала в дагестанских  языках имеет звучание хвалчен (авар) - «сабля» и ханжар - «кинжал», харчаму (чамал), ханжар (агул) и др.. В лакском харжан короткий кинжал. Как название колюще-режущего поясного оружия  оно  имеет широкое распространение и в тюркских языках. К ним, судя по всему,  восходит  и русская версия  его. Но, в конечном итоге, опорным  для всех этих  названий  следует считать  арабское  слово  *канаджар-ун (khanajr-un).

Помимо этого общего названия в дагестанских языках существуют и диалектные варианты его. В агульском языке одним из таких  версий названия распространенного  холодного оружия  является «капур», которая представлена в керенском диалекте его. На рутульском и цахурском языках слово "капыр" — это «большой нож; кинжал», лезгинск. капур «кинжал».

Структура данного слова  не дает исследователю никакой информации относительно его формирования. Однако, с учетом неизбежной в таких случаях звуковой трансформации, не лишено смысла  возводить  его к средневековому этническому названию  одного из адыгских народов  «кабар» - кабардинцев в  современном звучании, которые составляли один из двух основных этнических компонентов Хазарии. В этом случае изменение гласного  а > у  объясняется наличием в структуре этого  слова губного -б. Следовательно, слово «капур» можно восстанавливать в форме «капар < *кабар».

В предложенной схеме происхождения анализируемого названия  нет ничего невероятного. Из истории хорошо известно о продолжительном  и жестком дагестанско-адыгском противостоянии в течении 15-17 веков за гегемонию на Северном Кавказе. А агулы, согласно имеющимся данным, представляли собой один из активнейших  участников  событий того периода.

Помимо этого ады;ги или черке;сы — группа народов, говорящих на адыгских языках абхазо-адыгской языковой группы, разделенных на адыгейцев, кабардинцев, черкесов и шапсугов в прошлом  имели огромное влияние на весь Кавказ. Потому элементы, связанные с культурой и бытом их,  легко могли  ассоциироваться с самими этими этносами.  В истории нередки такие случаи. Например, в том же агульском поэтическом языке  регулярным является образ  черкесских бурок (чаргас-литар)  или черкесских седел (чаргас-пурар) и т.д.. То есть предложенная версия происхождения  диалектного названия кинжала  в агульском языке не противоречит принципу историзма ведения научных изысканий и вполне может соответствовать действительному положению вещей.

При этом следует также учитывать, что название еще одного  холодного  оружия у черкесских народов и агулов имеет общее происхождение. Имеется в виду агульское жида - «пика, штык» при адыгском чатэ «меч», кабард. джатэ - «меч». Со значением «пика» отмечается слово жида и в даргинском языке. А в анцухском говоре аварского языка жат — это разновидность серпа, похожая на косу. Представляется, что эти факты не являются  результатом случайных совпадений.

Гаджи Алхасов


Рецензии