На чужом горе счастье не построишь -1

   Существует изречение мудреца, сказанное более ста лет назад:          
"Так называемая независимость, так называемых независимых, Грузии, Армении, Польши, Финляндии, и т.д. есть лишь обманчивая видимость, прикрывающая полную зависимость этих, с позволения сказать, государств от той или иной группы империалистов....", как бы сегодня сказали -Глобалистов!

И правда, мы же не можем говорить о независимости и суверенитете в том смысле, в котором мы сегодня это понимаем, такого древнейшего государства, как Сан-Марино? И, тем более, говорить о том, что это исключительно заслуга её трудолюбивых и мудрых граждан, которым, в государстве, напрочь, лишённом, каких-либо значимых природных богатств, своим героическим трудом, удалось обеспечить ВВП на душу населения равном, аж, 50-ти тысячам долларам США? Напомню, что в, реально богатом природными ресурсами, Азербайджане этот важнейший показатель благосостояния граждан составляет - 5600 долларов США, почти на порядок меньше!  А в Армении, ситуация ещё плачевнее- 4400 долларов США.

А ещё, я не вижу ни одной причины того, что это не есть будущее унитарных государств, пытающихся построить его с, т.н.,  демократией Западного образца! И Армения (и не только) в этом, вряд ли, сможет быть исключением!  - "Во Франции принята поправка к закону об образовании, предписывающая употреблять выражения "родитель 1" и "родитель 2" вместо "мать" и "отец". Законодатели рассудили, что слова "мать" и "отец" в школьных документах идут вразрез с недавно принятым во Франции законом, легализующим однополые браки. "У нас есть семьи, которые сталкиваются с трудностями при заполнении анкет, где нужно ставить галочки напротив устаревших понятий, обозначающих родителей. Для нас такое изменение в законодательстве станет знаком социального равенства", – пояснила одна из инициаторов поправки, депутат Национального собрания Франции, Валери Пети....
Подобное безобразие происходит в десятках, так называемых, независимых, суверенных и продвинутых государствах! Прошу меня простить, но я не могу относиться к этому толерантно, и не называть это очередной попыткой оскотинивания человечества, со времён Содома и Гоморры.
Наверное, я должен ещё просить снисхождения у вашей аудитории, ибо, вряд ли у меня получится лаконично ответить на ваши вопросы, в силу их глобальности. Как по мне, иногда лучше вообще ничего не говорить, чем говорить не обоснованно, - лишь бы «поумничать». Увы, мне сложно говорить о столь важных вещах, связанных с судьбами людей, коротко.  Так, что я пойму тех, у кого, в наш век, как принято говорить, клипового мышления, не хватит желания и терпения вникать в длинные опусы человека, от которого, в общем-то, мало что зависит. Человека, который просто осознаёт свою часть ответственности за судьбы последующих поколений.

Далее я бы хотел поделиться размышлением относительно вопроса, который имеет отношение к, некогда единому, а после развала СССР, разделённым народам. В частности, речь пойдёт об армяно-азербайджанском, а точнее, о конфликте между армянами и азербайджанцами в бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области, бывшей Азербайджанской ССР, бывшего СССР.

Предыстория.

Могли ли годы нахождения Карабаха под контролем армянской стороны принести простым армянам какое-нибудь счастье, кроме морального удовлетворения?

         Конечно, проще всего однозначно ответить, что нахождение Карабаха под контролем самих себя, счастья долговечного простым армянам не прибавило. Более того, и морального удовлетворения, вдолгую,- тоже. Вообще, слишком быстро мы предаём забвению, мудрости наших предков- на чужом горе счастье не построишь.

Вряд ли это может свидетельствовать о мудрости, так называемой, национальной элиты, я уже не говорю, о её способности стратегического мышления.
Выше я привёл данные по ВВП на душу населения. Так вот, вряд ли всё это, могло способствовать,  хоть какому-то, существенному его росту в Карабахе,  чему свидетельством является то, что за 30 лет, так называемой независимости, там так и не произошло существенного демографического роста. Да, конечно, люди утешали себя тем, что наконец-то наступила та самая свобода и независимость, которые непременно должны обеспечить справедливость и банальную защиту человеческого достоинства. Конечно,  патриотического   порыва  хватало. Однако годы шли и существенных изменений в жизни людей так и не происходило.  С годами всё больше становились явными реальные жизненные проблемы, - поляризация и расслоение общества, появление  нуворишей и олигархата, как говорится, местечкового уровня. Росло количество политических партий, лидеры-основатели,  каждой из которых, буквально, «мамой клялась» в ходе предвыборных компаний, что непременно осчастливят всех и вся.  А адепты этих партий с годами вынуждены были всё больше  взаимно терпеть-ненавидеть  друг друга.  И это при том, что в самой Армении, с которой у карабахских армян были связаны надежды на светлое будущее, ситуация складывалась не на много лучше.  Конечно, властной элитой находились разного рода объяснения, которые можно было бы и отнести к разряду объективных. Но фактом остаётся то, что Карабах за эти годы стал абсолютно дотационным,  некоторые утверждают, -аж на 70%, и это при том, что НКАО в составе АзССР при СССР никогда не был дотационным. Более того, по моим наблюдениям уровень ВВП Карабаха сегодня соответствует уровню ВВП НКАО 50-х годов прошлого века.  Я уже не говорю про размер такого, как по мне, существенного экономического показателя, как «внешний долг».  Про ВВП на душу населения в Армении отмечено выше. Полагаю, в Карабахе этот показатель не лучше.  Конечно, правящая элита Карабаха,  имеет своё объяснение всего этого безобразия - застоя в уровне  экономического и прочего развития,  увеличения разницы между бедными и богатыми, отсутствия новых рабочих мест, низкой зарплаты учителей, врачей, бюджетников, мизерных пенсий, того, что - наличие такого количества территорий никак не смогли существенно повлиять на уровень жизни простого народа , и т.д. И это оправдание  звучит, как угодно, - наличие блокады, вражеского окружения, перманентного военного положения,  львиных расходов на оснащение и содержание армии и т.д., и т.п.,  только не на отсутствие, хоть какого стратегического мышления у, так называемых, отцов основателей «Карабахского движения» и последующей правящей элиты.      

Конечно, многое из этого негатива  не является исключительно «приобретением»  армян, в целом, и карабахских армян, в частности.
Справедливости ради надо отметить, что, в той или иной степени, подобная картина наблюдается практически на всём постсоветском пространстве, с утверждением в них, так называемой, рыночной экономики, того, что называется капитализмом… . Однако, это несколько иная тема, вряд ли стоит отвлечься здесь. …

Понятие человеческого счастья очень мимолётно. Когда оно наступает, у человека возникает потребность поиска новых причин и поводов для счастья. А говорить об абсолютном состоянии счастья для нормального человека, согласитесь, не серьёзно. Когда мы говорим про счастье в контексте для всего народа, здесь картина несколько иная. Конечно, и здесь говорить о какой-либо абсолютности счастья на все времена, тоже не приходится. Да, наверное, у каждого народа в истории бывало не раз, когда счастье можно было бы назвать вселенским, всенародным. Как правило, это становится следствием  восстановления того, что люди называют  справедливостью.  Особый смысл для всего народа понятие «восстановление  справедливости», приобретает, когда это связано с его, т.н. , Свободой, что непременно (как правило, по мнению, т.н., элит) должно быть обеспечено своей государственностью, со своим днём независимости! Собственно, этот день и должен ежегодно напоминать о вселенском счастье для всего народа. Следуя этой логике, вселенское счастье для всех народов  возможен, при наличии на планете Земля, как минимум- 5000 государств, ибо, по разным подсчётам в Мире существует не меньшее количества социумов, которые могут себя идентифицировать, как единый народ. Согласитесь, подобная перспектива, как минимум, абсурдна. Как можно догадаться, при сохранении и поощрении подобной  тенденции, - детализации народонаселения планеты Земля, этому процессу не может быть конца. Выходит, всякая попытка разъединить людей – это дорога в никуда. Да, я придерживаюсь убеждения, что в нашем регионе, который сегодня называют Южным Кавказом,-  проживания  азербайджанцев, армян и ещё множества иных народов, независимо от историчности, никогда не существовали моноэтнические государственные образования, которые можно было идентифицировать в качестве таковых, являющиеся заслугой исключительно одного этноса, одного народа.  Впрочем, подобную картину можно наблюдать повсюду. Конечно, важную роль в этих государственных образованиях имели правители и правящая элита. При всём уважении к народам в целом, их судьбы во многом вершили именно эти правители. Многое в истории регионов, народов, просто социума, зависело и продолжает зависеть от этих правителей, всех тех человеческих качеств, которыми они были наделены. Увы, в истории не раз случалось, что правители, которые становились вершителями судеб народов, порой, будучи единоутробными братьями, в силу разных причин, становились непримиримыми врагами. Что приводило к непримиримой вражде между частями одного и того же народа, которые оказывались на стороне одного или другого. Достаточно вспомнить историю непримиримого противостояния братьев Селима и Баязида, единоутробных сыновей Султана Сулеймана Великолепного в Османской империи.

Исходя из далеко неоднозначных фактов истории государственных образований, которые до 19 века, по-сути, имели форму империй, можно сделать вывод, что процветание, если можно так выразиться, той или иной империи, зависело от, т.н. мудрости и прочих качеств их правителей, правящей элиты.  Конечно, главная функция государства и необходимость его существования заключаются в обеспечении таких условий общежития граждан, которые в призрачном идеале можно назвать безопасными и справедливыми. Чего достичь, как говорится, вдолгую, не удавалось никому.  Увы, человечество ничего лучше не придумало. Однако, в силу наличия того, что я называю устоявшийся «глобальный миропорядок», в общечеловеческом понимании этого,  наивно полагать, что  судьбы народов зависят исключительно от них самих, мудрости, или отсутствия оного, их правителей. Мир, с определённых пор  является глобальным, настолько глобальным, что реально говорить о самостоятельности значимых действий того или иного государства, количество которых по разным причинам постоянно растёт (сегодня их количество приближается к 250) вряд ли будет справедливо. Могу просто в качестве примера привести  государство Сан-Марино!     Это в смысле, наивно полагать, что всё, что связано с проблемами между армянами и азербайджанцами, и не только, в результате развала СССР, это исключительно результат «вшивости» или "благостности" мозгов того или иного народа-этноса. Можно долго рассуждать на сей счёт. Разве, что следует отметить, что горе тем, кого, тех, кого я называю адептами Абсолютного Зла, выбирают в качестве жертвенного агнца. Что, ни в коем случае, не снимает ответственность с национальной элиты того или иного народа. Впрочем, полагаю, это тоже несколько иная тема, и так, я отвлёкся.   

Хотел бы добавить, что, сегодня по истечение 30 лет после развала СССР - государства, в котором сотни народов реально стали братскими, в котором ни один нормальный человек не мог быть равнодушным к трагедиям и горестям своих сограждан, -в котором люди осознавали, что не хлебом единым жив человек, на очевидцах случившейся трагедии, лежит особая миссия и ответственность в плане того, чтобы  поделиться мыслями относительно всего случившегося.  Вряд ли это будет лишним для потомков, которым жить после нас и продолжать творить историю. 

История никогда не заканчивается с одним и, даже, несколькими поколениями, она, если не вечна, но совершенно точно -  никуда не спешит!...

Продолжение следует..


Рецензии
Спасибо!

Прекрасная публикация.

Но самое забавное во всей этой истории - в её основе лежит не экономика, а язык. Народы поймались на том, что русский язык был общегосударственным, а их языки - региональными. И главным лозунгом всех нацистов было: долой русских, не дадим загубить наш язык.

Экономика пошла по боку. Орали, что с экономикой как-нибудь все решим, а родной язык в обиду не дадим.

А самое парадоксальное то, что именно этот аспект в судьбе народов СССР поставил во главе угла в конце жизни И.В. Сталин, развернув дискуссию о языкознании. Сам он в своих двух статьях наметил пути преодоления этого противоречия, но после его кончины тему мгновенно закрыли. Более того, Сталина подлейшим образом высмеивают за попытку найти пути к разрешению языковой проблемы всевозможные шуты, как по профессии, так и от политики и т.д.

Поэтому аргументировать экономическими проблемами межнациональные конфликты ошибочно. Армяне и азербайджанцы дерутся (вернее, их вожаки прикрываются этим) из-за языковой проблемы. На обывателей и экономику им плевать. Главное - принцип, чей язык на данной территории главнее.

Времена такие.

Виктор Еремин   04.04.2022 09:45     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.