Притихшее небо

В том, что весна пришла в наш край, больше сомнений у меня не осталось – все они растаяли со снегом за какие-то пять – семь суток, и яркое каждодневное солнышко только подогревает мою уверенность. Да, и гуси летят, и утки, и их приветственные крики так органично вписываются в общую картину прихода весны, что даже снижают градус раздражения от кошачьих концертов. Позитивные моменты.

Ещё один плюс из последнего: самолётов почему-то стало не видно и не слышно, хотя порядка года, даже полутора лет в любую погоду, днём и ночью в воздухе стоял почти непрерывный гул, и было видно стальных птиц на разной высоте и в разном количестве. Поначалу это довольно настораживало жителей и даже пугало, хотя в конце прошлого столетия и вопросов бы никаких не возникло.

Дело в том, что было у нас лётное училище им. Главного маршала авиации А.А.Новикова – помнится, возили нас от школы туда на экскурсию, и мне было крайне интересно, зачем делать бюст маршала из сахара? Было там несколько штук сахарных изваяний – в музейном зале. А ещё было у нас лётное поле, на которое мы с младшим братом и друзьями гоняли на великах, чтобы наблюдать, как  кружащие в небе самолёты выпускают из себя цветные парашютные шарики. Стояли там и вышедшие из строя самолёты, и у кого только нет фотографий на их фоне, а уж лазать по ним было подлинным удовольствием!

Но давно уже нет училища – его переименовали в институт, а потом перевели в Краснодар; нет и лётного поля – самолёты оттуда убрали, и на поле основательно наползло полотно городского кладбища; несколько лет назад не стало моего младшего брата. А в городском парке им.Куйбышева – Кубышке большой самолёт, в котором когда-то располагалось кафе и зрительный зал, заменили на какой-то маленький самолётик. А небо гудело…

-Всякую гадость на нас сбрасывают, - ворчало умудрённое опытом старшее поколение,- чтоб мы побыстрее издохли! Реагенты там…химию всякую!

Народ помоложе пускался в более пространные рассуждения, а детишки радостно визжали, завидя стальных птиц:

-Самолёт, самолёт, забери меня в полёт!

Самые умные, как водится, помалкивали. Люди привыкли к такому звуковому фону и спокойно занимались своими делами. И вот небо над нами однажды притихло, замолчало, захлебнувшись грохотом канонады…

Приблизительно неделю назад, когда за окошком совершенно стемнело, раздались хлопки – настолько громкие и частые, что первая мысль, пришедшая мне в голову, была такой: "Странный салют – одни хлопки, без треска, словно автоматная очередь…Нашли время для праздников!"

Вошёл с улицы муж.

-Нашли время для салютов! - озвучила я свои мысли, - Что за люди?!

-Да какой салют? – тихо возразил мне муж с поразительно белым лицом, - Там с воздуха лупят. Учебные стрельбы, наверное…Куда?!

Ночное небо казалось совершенно чёрным благодаря придомовым фонарям – в каждом видимом мне дворе и возле домов было включено освещение. Люди против всех законов логики и природных инстинктов высыпали на улицу – я видела задранные кверху лица, потому что влетела на лестницу, а в небе летели два самолёта, оставляя за собой белые полосы, и равномерно разрывали ночную тишину грохочущим треском и яркими вспышками. В воздухе нестерпимо пахло жжёной проводкой.

Их было здорово видно – хвосты и крылья подсвечивались огнями, да и летели они совсем невысоко, а траекторию полёта без труда можно было проследить по белым следам. Самое интересное я пропустила – дымные полоски держались прямо над моей головой, а самолёты медленно уходили в сторону.

И вот тут мне реально стало страшно. Я быстренько спустилась с лестницы и рванула к дому, замечая, что в соседских дворах один за другим гасли фонари…

-Как вчера салют грохотал! – говорила своей подружке торговка с рынка на Пушкина, - Народ гуляет. Это мы тут, как лошади!

-Ну, кому – война, а кому и мать родна! – понимающе кивала её собеседница, поправляя перед собой пластиковые ведёрки с домашними куриными яичками, - А я ничего не слыхала – спать рано завалилась. За весь день убегалась, как савраска.

Дед с ведром свежих карасей откровенно прислушивался к их разговору и загадочно улыбался. Он задумчиво помалкивал, как и бескрайнее небо над нашими головами, в котором где-то летают самолёты, разрывающие воздух грохотом канонады.

Марина Новикова-Шведт
01.04.2020


Рецензии