О фильме Тарковского Зеркало

   Несмотря на то, что уважаю и Арсения, и Андрея Тарковских, пересмотрев недавно фильм "Зеркало", не могу отделаться от мысли, что в этом фильме четко обозначена линия горизонта русской интеллигенции, линия, где интеллигентность красиво и поэтично сливается с шизофренией и наоборот. "Какие высокие отношения", - сказала бы героиня другого известного советского фильма "Покровские ворота".

   Смотреть фильм "Зеркало", конечно, интересно, временами много непонятного, порой почти переходящего в мистику, что не портит картину, а является, возможно, его красной нитью. Фильм состоит как бы из обрывков снов, то ярких красочных, казалось, вышедших из-под кисти художников девятнадцатого века (слава богу, не в стиле Врубеля, а известных классических пейзажистов-реалистов типа Шишкина или там Маковского), то серых и черно-белых, безрадостных или трагичных.
Кажется, что, как по Чехову, выстрелит какое-нибудь ружье, но, слава господам Тарковским, оно не выстреливает и даже не появляется, так, по мелочи - заброшенный дом, старый колодец, но здесь мы опять подходим к какому-то забору, который соединяет святые истины, от которых слезы на глазах, и неумолимые шаги времени, которые почти не слышны, так, между прочим, как будто нам показывают начало страшного кино, но вдруг автор передумал и перебрасывает зрителя в далекое счастливое детство с зелеными лугами, пахнущими парным молоком, туда, где ласковый голос молодой матери способен все беды отвести руками.

    Хотя фабула как бы проста: от молодой красивой женщины, роль которой проживает (не исполняет) любимейшая мною за глубину и высокую интеллигентность Маргарита Терехова, уходит лучший в мире мужчина, и играет-то его опять же Олег Янковский, правда, голос его не звучит, но от Янковского достаточно лица, чем и "воспользовался" режиссер Тарковский.

     Вот что значит, высокая сила искусства - хотела легко и чуть ли не пренебрежительно высказаться о фильме, но он затягивает в свою воронку так, что хочется говорить и говорить, думать и думать.

     Казалось бы, невелик труд: всего-то показать обрывки детства, юности, старости, добавить русские пейзажи, поперчить расколом семьи, где все друг друга любят и посыпать серым пеплом исторического отрезка времени. Но результат таков, что ты телевизор выключить можешь, а перестать видеть фильм - нет.


                5.04.2022.


               


               


               


Рецензии
У меня к этому фильму особое отношение. Он вышел где-то в конце 70-х годов, в Москве его не показывали, а только в области, и говорили про фильм так - фильм не простой, некоторым он очень нравится, они смотрят его многократно, а другие с пол-фильма уходят. И вот мы с девочками после работы поехали в Загорск на этот фильм. При просмотре я поняла, что отношусь ко 2-й части аудитории, в Москве я бы встала и ушла, но в Загорске я одна бы заблудилась в поисках ж/д станции, которая была далеко от кинотеатра. Фильм этот - полная бредятина, ничего более мерзкого я до сих пор не смотрела, но эту противность я домучила до конца. И когда меня спрашивали - Ты до конца посмотрела или ушла? Я отвечала правду, пусть думают, что хотят.

Лариса Бачевская   16.06.2022 15:37     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.