Таланту А. П. Чехова. Неунывающий город

    Есть на Руси город, который может заткнуть за пояс любого бонвивана*, не имеющего ни гроша,
но живущего с шиком всюду, где пожелает его душа.
История его соблазнительна, а потому люди, страдающие манией жить на шерамыжку,
пусть лучше не знакомятся с ней, пробегая вприпрыжку!
   Этот город:
a) по уши должен, долгов - уйма;
b) заложил всю свою землю в земельном банке в обеспечение займа;
c) давно уже заложил в банках и ссудных кассах жён, детей, будки, тумбы наяву,
а не только в уме,
и даже мётлы, которыми метут полы в думе;
d) продаёт с публичного торга имущества бедняков-домовладельцев,
которые неисправно платят «городскую подать» местным дельцам;
e) скоро сам будет продаваться с аукциона и уже вывесил на заставах вывески, будто у морга,
с роковыми словами: «продаётся с публичного торга!»;
f) ходатайствует в столице, в Петербурге, о сложении с него казённого долга, что вроде как и не был,
жалобно плача, что у него нет ни копейки в кармане и нет ни синицы в руке, ни журавля в небе,
чтобы не только покрывать старые долги, как прошлое  наследованье,
но даже и платить думским сторожам жалованье...
    Не правда ли: ах, какая трогательная история!
Можно думать, что обыватели с горя топятся, стреляются и посыпают пеплом главы.
Но ничуть не бывало... Не та история -
Топиться здесь не принято – не та акватория!
   Обыватели дивного города и в ус не дуют.
Они балы задают, кутят,
опиваются ликерами и в эмпиреях** парят.
Деньги у них не переводятся.
    Подите вы в думу и спросите:
Нет ли у вас, господа, тысячонки? Деньги-то водятся?
    Ну, что там тысячонка, скажут вам. Берите больше!
И дадут, как у них водится. Кому угодно дадут!
Запросит кенгуру из зверинца Винклера - и ей не откажут.
   Недавно городской голова попросил 1500 рублей на покрытие расходов,
понесённых им в прошлом году при переезде «со всем своим домом» из деревни в город.
Ему дали... Такой вот близ городского головы народ!
И ещё дадут, если «весь свой дом» вздумает проехаться теперь из города в деревню,
если пожелает летом здоровье поправить, то есть переехать из города в деревню наоборот.
    Смейтесь, - славцы! Речь идёт о вашем смешном - славле.
А-славле, Б-славле,…., О- славле,…. Ю-славле,  Я-славле!
_______
* Бонвиван (от фр. bon vivant; bon - добрый, хороший +  vivant  - живой, бойкий) - мужское амплуа, разновидность фата; молодой и легкомысленный обольститель, повеса с чертами самовлюблённости и кокетства (соответствующее амплуа у актрис называется инженю-кокетт). Сильно упрощённый архетип Дон Жуана; схожие типы в литературоведении - бульвардье и фланёры, бездумно разгуливающие в поисках приключений. В обыденной русской речи бонвиван - это беспечный и богатый мужчина, живущий в своё удовольствие.
Появление амплуа в XIX веке было связано с жанрами салонной драмы и водевиля, изредка типаж встречается в мелодраме.
В китайском театре ближайшим аналогом является «шань цзышен», «человек с веером в руке», легко обольщающий женщин. В немецком театре термин нем. Bonvivant применяется в другом смысле - для обозначения наивного и влюблённого молодого человека.
** Эмпирей -  В «Божественной комедии» Алигьери Данте  - бесконечная область, населённая душами блаженных, созерцающих Бога.
   

_____
А.П. Чехов.  Неунывающий город.
    Есть на Руси город, который может заткнуть за пояс любого бонвивана, не имеющего ни гроша, но живущего с шиком. История его соблазнительна, а потому люди, страдающие манией жить на шерамыжку, пусть лучше не знакомятся с ней! Этот город: a) по уши должен; b) заложил всю свою землю в земельном банке в обеспечение займа; c) давно уже заложил в банках и ссудных кассах жен, детей, будки, тумбы и даже метлы, которыми метут полы в думе; d) продает с публичного торга имущества бедняков-домовладельцев, которые неисправно платят «городскую подать»; e) скоро сам будет продаваться с аукциона и уже вывесил на заставах вывески с роковыми словами: «продается с публичного торга!»; f) ходатайствует в Петербурге о сложении с него казенного долга, жалобно плача, что у него нет ни копейки в кармане и нет ни синицы в руке, ни журавля в небе, чтобы не только покрывать старые долги, но даже и платить думским сторожам жалованье... Не правда ли: ах, какая трогательная история! Можно думать, что обыватели с горя топятся, стреляются и посыпают пеплом главы. Но ничуть не бывало... Обыватели дивного города и в ус не дуют. Они задают балы, кутят, опиваются ликерами и парят в эмпиреях. Деньги у них не переводятся. Подите вы в думу и спросите:
— Нет ли у вас, господа, тысячонки?
— Ну, что там тысячонка, скажут вам. Берите больше!
И дадут. Кому угодно дадут. Запросит кенгуру из зверинца Винклера, и ей не откажут. Недавно городской голова попросил 1500 руб. на покрытие расходов, понесенных им в прошлом году при переезде «со всем своим домом» из деревни в город. Ему дали... И еще дадут, если «весь свой дом» вздумает проехаться теперь из города в деревню... Смейтесь, — славцы! Речь идет о вашем смешном — славле.


Рецензии