ЛС20 Пушкин и евщина

В нашей литературе у ее ведов есть достоевщина, тургеневщина и толстовщина переросшая в  толстовство. Но нет пушкиновщины, гоголевщины или лермонтовщины. Эти первые остались чисты… кошерны.

1. Достоевщина. Культкод русской души №1

«И какой же русский не любит пострадать, твою мать?»

Достоевщина — это внутренняя потребность и даже жажда страданий, самокопаний, ковыряний в дебрях тьмы души (не зная почему местами или временами русской) и душебрыканий на грани пропасти в поисках и в розысках лика души …

Достоевщина = это душещипательность

Достоевщина = это само-психоанализ без Фрейда и его кушетки … Без Юма, Лакана, стакана и М. Фуко

Есть все-таки в человеческой природе вот эта достоевщина - страсть вывернуть наизнанку нутро, показать и мерзость, и мелочность людскую. https://dostoevschina.livejournal.com/6879.html

Русский культурный код: достоевщина, романтизм и авось

Достоевщина — это злорадный поиск в себе и активация Родиона Раскольникова с радостный исходом иска :
Ага, нашел, Вот он, голубчик! Ну, всё — теперь можно успокоиться… нашелся...
Возводится “храм” личности, и возводится над бездной.
Человек с бездной, хаосом, пустотой в виде основания. 
И все через аффект ... чрез психопатство

Словарный запас сети Инета:

ДОСТОЕ'ВЩИНА = 1. Психологический анализ в манере Достоевского (с оттенком осуждения). 2. Душевная неуравновешенность, острые и противоречивые душевные переживания, свойственные героям романов Достоевского.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

 разг. противоречивость чувств, душевная неуравновешенность, страдание и обречённость как совокупность черт героев Ф. М. Достоевского ; Достоевщина как явление моральное и идейное мне в высокой степени противна, не потому, что чужда, но потому, что в какой-то мере свойственна. Л. Я. Гинзбург, Записные книжки. Воспоминания. Эссе, 1920–1943 гг. г. (цитата из НКРЯ) ; — Я не желаю слышать, как кто бы то ни было полощет свою душу. Достоевщина! Свет состоит из семи красок. К. Г. Паустовский, «Книга о жизни», „Далёкие годы“, 1946 г. (цитата из НКРЯ) ; — Ну, это у тебя, брат, упадочнические настроения. Достоевщина. Это мы сейчас развеем. Владимир Дудинцев, «Не хлебом единым», 1956 г. (цитата из НКРЯ)

книжн. разг. характеристика общественно-политической психологической атмосферы; сама такая атмосфера; моральное и идейное явление ; Начинается эра «достоевщины» в русской мысли и русской литературе. ;…; «Достоевщина» таит в себе для русских людей не только великие духовные сокровища, но и большие духовные опасности. Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ; «Достоевщина» — это реакционная, чисто монологическая выжимка из полифонии Достоевского. М. М. Бахтин, «Проблемы поэтики Достоевского», 1963 г. (цитата из НКРЯ) ; Но «достоевщины» как психологической атмосферы был всегда чужд (больше всего ценил главы о Зосиме). Зоя Масленикова, «Жизнь отца Александра Меня», 1992 г. (цитата из НКРЯ)

2.
Тургеневщина

Т-на - это (как уверяет Дед Мазай из ЖиЖи  https://dedmazai.livejournal.com/762513.html) когда ты со старухой живешь, не предлагая вступить в брак, с сестрой Льва Толстого Машей, но в свободное время, эстетствуя между перепихами, пишешь романы про чистые отношения между мужчиной и женщиной и возвышенную любовь да лепишь модель «тургеневской девушки».

Тургеневщина — это миссия разводилы и альфонса в русской литературе … это бородатый благообразный дедушка, с имитатором честности и непорочности в глазах … это когда ты стар и уже немощен и … , став дедулей как Тургенев, катаешь цикл стихотворений "Синилия" (Старческое) про всякие там ромашки-лютики да еще и так мармеладно, что старые кошелки сходят с останков  ума от восторга и щедро осыпают деньгами, чтобы и дальше писалось в том же духе...
 
Классический пример тургеневщины — повесть Ася (написано в 1858 г после нашумевшего романа “Рудин” и в разгар работы над “Дворянским гнездом”). В этой повести Тургенев следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые не находят должного ответа в мужской среде. Там полагает психиатр С. Зимовец (см. Тургеневская девушка: генеалогия аффекта (опыт инвективного психоанализа) http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_02/1999_2_05.htm
Ну, ему в дурке сие виднее …

Ася, как Таня Ларина, находится под абсолютным влиянием любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности. Чувство и Тани , и Аси и иже с ними немотивировано и внезапно. Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция. Клиническая природа аффекта тургеневской девушки является “открытым” дискурсом автора: в “Дневнике лишнего человека” была предъявлена формула любви, которую Тургенев пытался воплотить почти во всех своих произведениях: “…разве любовь — естественное чувство?.. Любовь — болезнь; а для болезни закон не писан” .  Это продолжение пушкинской формулы «Любовью шутит Сатана»!

Экстатическое чувство, охватившее тургеневскую девушку, протекает в двух фундаментальных измерениях:
1.    любовный аффект переживается как болезнь, а точнее, хворь, клинические признаки которой попеременно совпадают с симптоматикой то белой горячки, то чахотки, то невротического расстройства (Чернышевский называет это состояние “нервной горячкой”);
2.    невропатия реализуется как способ жизни, и потому она удерживается и переживается а-медицински, в качестве экзистенциальной хвори-к-смерти, распределяя и проецируя свою семиотику интенсивностей на социальное пространство.

В тонкой паутине эстетствующего писателя я всегда чувствовал  инсценированные страсти. Именно за позерство и неискренность ( инсценировку) Толстой вызвал Тургенева на дуэль …  с рукой вооруженной охотничьим ружьем…

Тургенев = это ложный пафос = бафос

3.
Толстовщина

Это страх перед плотью.
Это страх перед телом.
В лучшем случае это т.нзв.»телесный скепсис» - наследие иудаизма у Левия Левы
Это болезнь жизни …
Время — это веревка, которой душа связана с телом. Когда веревка перетрется, душа освободится. Адам Мицкевич «Sinnspruche und Betrachtungen» (Zdania i uwagi, 1836)
Душа и Дух сидят на Материи — плоти человеческой. Они в ее плену
Это толстовская концепция «внутреннего голоса». Руссо в «Эмиле» проводит параллель между совестью — «голосом души» и страстями — «голосом тела»: Совесть есть голос души, страсти — голос тела. И разве удивительно, что эти два языка противоречат друг другу? и который же из них следует слушать? (Rousseau)
Это концепция совести = внутреннего голоса - Богом данной совести, внешнего голоса как человеческого творения.
См. комментарии к Августину и особенно к Фоме Аквинскому VIII. Thomas von Aquin.
Это страх что нет никакого Бога и никакой души … и есть только тело и его страсти … Это от обратной стороны представления о Боге, обитающем в нашем теле и в нашей душе. Этот страх и стал главным побуждением толстовских исканий.

Страхи Толстого привели к тостовству или «религии здравого смысла» = В учение толстовства в качестве главных принципов входили «всеобщая любовь», непротивление злу насилием, духовное и нравственное самосовершенствование. Осуществление этих принципов предполагает возможность нравственного преобразования общества (то есть толстовство включает в себя идею достижимости утопической перспективы).

Бонус

“Срать — значит забывать.
Но надо не просто срать, но и смывать за собой — забывать о забвении”.
Павел Пепперштейн, “История потерянного зеркальца”


Рецензии