ЛС22 Пушкин и Роксандра Скурдза-Эдлинг

 Затмились прелести другие = Гречанка, я тебя люблю
 Пушкин и Роксандра Скурдза-Эдлинг

Затми прелести
Затмились прелести
 
Дьявольская разница в постановке автором задачи …

Это Пушкин об очередной своей влюбленности. Чьи ж это прелести он вынужден заменить в студии своих страстей? На сей раз ностальгически его душа затменена прелестями гречанки Роксандры Скарлатовны Эдлинг, урожденной Стурдзы

120:20 = 6 - формула среднего количества влюбленностей (страсти) Пушкина в год
 12:6  = 2 -  формула частоты смены объектов страсти в кухне (роддоме) поэтических вдохновения и мании = каждые 2 месяца Пушкин был увлечен новыми (для него) женскими прелестями 

Но были и исключения: иногда таких объектов было одновременно несколько = часто 2-3… параллельно  и попендикулярно …

Таким примером может быть безответное (а это было правилом пушкинского жития с крайне редкими исключениями, для которых правила только и существуют…)  увлечение поэта графиней Роксандрой Эдлинг

Прим. Вика Педиа: Графиня Роксана Скарлатовна Эдлинг (ур. Сту;рдза; 1786—1844) — любимая  фрейлина  императрицы  Елизаветы Алексеевны, близкая подруга и возлюбленная графа Каподистрии, светская львица одесского  общества  пушкинской  эпохи. Внучка господаря Константина Мурузи, жена дипломата А. К. Эдлинга, сестра А. С. Стурдзы, двоюродная сестра господаря Михаила Стурдзы. Автор примечательных мемуаров.

Итак, Пушкин и Роксандра Стурдза, графиня Р. С. Эдлинг.

1810-ые. Сарское село. Пушкин учась в Лицее, впервые увидел рядом с обожаемой императрицей ЕА ее любимую фрейлину юную гречанку Роксандру Стурдза (РС)

1820-е. СПб. Пушкин видит РС в салонах столичного СПб в свите ЕА…

1821-й. Кишинев. В графическом дневнике поэта весной появляется вдруг портрет той, кто остался в СПб

и стихи о ней:
Эллеферия, пред тобой
3атми <лись> прелести другие,
Горю тобой, я <?> [вечно] [твой].
Я твой на век, Эллеферия!
<Тебя> пугает света шум,
Придворный блеск неприятен;
Люблю твой пылкий, правый (?) ум,
И сердцу голос твой понятен.
На юге, в мирной темноте
Живи со мной, Эллеферия,
Твоей красоте
Вредна холодная Россия

Прим. Затми — приказ … слова Вечно и Твой = в скобках = сомневается, что это вечно …  завтра увидит какую-нибудь молдованку или цыганку и …  поминай как звали … Правый с вопросом = сомнение в правости ума

1822-й. Кишинев. Пушкин встречает в салонах города РС, которая вышла замуж за графа Альберта Каэтана Эдлинга и поселилась в дарственном имении Манзыра возле Кишинэу.

1823-й. Кишинев. Пушкин частый гость в доме графини … Ее любимый сюжет — Провидение и Эллеферия (Свобода). Всё накалено этими словами. Пушкин пишет своего «Демона» ив нем впервые явилось Провидение: 

Неистощимой клеветою
Он Провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Вигель Ф.Ф. отметил: « ...Наружность её плениться было трудно, но  лишь только заговорит, и вы очарованы…  Пушкин рисует РСЭ  в 1823-ем не часто:
Но всегда  среди тех, кто отмечен у него демоническими чертами

Однако на противоположной стороне текста уже явилась Каролина Адамовна Собаньская…

И на листе мы находим всех демонов Пушкина в Кишиневе и Одессе = Раевский - Скурдза — Собаньская!

А  летом 1824 -го он изображает двух женщин демонов рядом (!):

Родились строки :
Ненастный день потух; ненастной ночи мгла
По небу стелется одеждою свинцовой;
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла…
Все мрачную тоску на душу мне наводит.
Далеко, там, луна в сиянии восходит;
Там воздух напоен вечерней теплотой;
Там море движется роскошной пеленой
Под голубыми небесами…
Вот время: по горе теперь идет она
К брегам, потопленным шумящими волнами;
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит печальна и одна…
Одна… никто пред ней не плачет, не тоскует;
Никто ее колен в забвенье не целует;
Одна… ничьим устам она не предает
Ни плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Но если. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .                1824 г.

 ***
Нюансы

Вяземская сообщила мужу из Одессы, что Пушкин «… был в отчаянии от того, что покидает Одессу, в особенности из-за некоего чувства, которое возрослось в нем в последние дни … хотя это очень целомудренно , да и серьезно лишь с его стороны.»    Княгиня просит мужа молчать об этом, ибо …  Ибо фрейлине Скурдза оказывал внимание  император Ал1.   И Пушкина быстро убирают из Одессы.

В 1825-ом графиня, лишь узнав о приезде императора Ал1 на юг, быстро помчалась в Таганрог: ее звали ангелом утешения … Императора в моменту ее прибытия в Таганроге уже не было …  говорят и в живых тоже…  а говорят просто не было …
***
В следующих раз графиня появилась в графическом дневнике поата в суицидальном для него 1835-ом

А тут же изображен легендарный перстень талисман …

И возникла у Л. Краваль версия: этот перстень подарила поэту не Воронцова, а графиня Эдлинг!

Миф же, что перстень = подарок Воронцовой имеет автора = Жуковского и явился он в … 1838-ом в Англии. Перстень был на руке Жука — это подарок НН за хлопоты при похоронах убитого любовником мужа = а точнее, за  подвиг = тайный вынос ее писем из опечатанного кабинета!  А Жуковский был мастак по части мистификации, героизации, обожения и мифологизации. Он был со-автором мифа о спасительной пуговке на мундире (лосинах? кальсонах? панталонах? корсет-кирасе?) д_Антеса, крепко пришитой ручонками рукодельной Натали… и отразившей пулю рогатого постылого мужа...

Храни меня, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья:
Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан
Вокруг меня валы ревучи,
Когда грозою грянут тучи, —
Храни меня, мой талисман.
В уединеньи чуждых стран,
На лоне скучного покоя,
В тревоге пламенного боя
Храни меня, мой талисман.
Священный сладостный обман,
Души волшебное светило…
Оно сокрылось, изменило…
Храни меня, мой талисман.
Пускай же ввек сердечных ран
Не растравит воспоминанье.
Прощай, надежда; спи, желанье;
Храни меня, мой талисман.

Отправляясь на дуэль 27 января, Пушкин перстень сей не надел.

Ему не надо было чтоб его в этот день кто-то охранял и сохранил.

Ангел утешения, та, которая была «всем  для всех» всех утешая и примиряя… ему бы только помешала в достижении его цели = искать смерти


Рецензии