Единое vs бытие
Вроде всё логично, но всё же можно предположить, что у такого отвлеченного от всего бытия будет таки другой предикат — одно. Бытие — одно. Ведь оно было рассыпано во множестве, было бытием чего-то. Мы его изъяли из множества, очистили от всех примесей и в итоге получили чистенькое бытие, которое будет не ничем, а одним.
Если же бытие одно, то это совсем другая история — история платоническая. В таком едином бытии обнаруживаются две составляющие — единое и бытие. Единое и бытие — не одно и то же, но они слиты в одно целое. Такое целое будет единым, но не неделимым, абсолютным единым, а единым относительным, соотнесенным с бытием.
А единое бытие будет бытием определенным, наличным. Его характеристики даны в «Софисте» и во второй гипотезе «Парменида», где рассматривается единое, которое есть. Такое единое бытие будет целым и имеющим предел. А что касается чистого бытия-ничто, то похоже, что такое просто невозможно. Почему отвлеченное от всего бытие не может быть одним, а должно быть ничем? Разве оно не одно? А если одно, то значит не ничто. Нет никакого чистого бытия, есть бытие-одно.
С точки зрения платонизма, в этой паре единого и бытия приоритет отдается единому. Ведь всё что есть, включая бытие, единично, причастно единому и без единого невозможно. Таким образом, единое предшествует бытию. И здесь можно в неоплатоническом ключе попытаться вывести бытие из единого. Раз единое первично и из него всё как-то выходит, то, видимо, первое, что должно из него появиться — бытие.
Можно подобрать отброшенное нами ничто и приладить его уже не к бытию, а к единому. И знаете что — очень даже неплохо получается. Вот как раз к единому оно вполне подходит. Ведь единое, взятое как таковое, будет ничем. Абсолютное, неделимое единое не может иметь никаких предикатов, любой предикат создаст двойственность. Скажем мы о нем — есть, нет — сразу возникает что-то еще кроме единого, которое тут же перестает быть единым.
Единое как таковое — никакое. Оно неопределенно и беспредельно. Это хорошо показано в первой гипотезе «Парменида». Таким образом, мы все же можем сказать, что оно — ничто. Отсутствие предикатов и будет предикатом — ничто. А что такое ничто? А это отсутствие единого. Ведь если представить, что у чего-то отсутствует единичность, то у него будет отсутствовать предел, определенность, а значит оно будет ничем. Ничто — это абсолютное отсутствие единого.
Следуя логике Гегеля, можно предположить, что единое переходит в ничто, а ничто в единое, в результате чего у нас получается бытие. В самом деле, единое, в своем предикате, отрицает себя, становясь антиединым, а затем возвращается к себе, становясь уже не тем же самым неделимым единым, а единым обретшим себя, вернувшимся к себе, соотнесенным с собой. В этом обретении единым себя и будет его бытие. Бытие — двойное отрицание единого, единое, вернувшееся к себе через отрицание.
В итоге, всё что есть — есть производное от единого. Ничто — полное отрицание единого. Бытие — двойное его отрицание. В бытии же обнаруживается двойственность и множественность. Ведь будучи единым, оно будет состоять из бытия и единого, которые, в свою очередь, также будут состоять из бытия и единого следующего уровня. Единство единого и многого дает нам целое. Целое — внутренне дифференцированное единое. Такое единое будет относительным, соотнесенным с самим собой и бытием. Многое же, в отличии от ничто — частичное, относительное иное единому. Ведь любое множество состоит из единичных элементов и невозможно без причастности единому, без некоторого тождества с ним.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что Гегель ошибся в самом начале своей «Науки логики», подменив единое бытием. А ведь он хорошо знал неоплатонизм и в принципе копировал его подход. Чем его не устроило единое? Видимо, всё дело в христианстве. Для христианства единое — слишком отвлеченное понятие. Авраамический Бог должен существовать, мыслить, говорить… Я есть Сущий (Исход 3: 14). Единое же как таковое выше всего этого. Хотя апофатическое христианское богословие вплотную подходило к нему, но именно бытие утвердилось в качестве высшего начала в западной философии. Единое было смещено на периферию, задвинуто подальше. И добропорядочный христианин Гегель естественно оттолкнулся в своем философствовании от бытия, несколько исказив реальность.
Свидетельство о публикации №222040501499
Надо сказать основное, с какой точки зрения это надо рассматривать. Надо задуматься, а какова основная дуальность, или двойственность (а потом уже множественность) которая изначально существует? Это: 1. Я, как самосознающее и переживающее свои состояния существо и 2. Всё остальное, что не есть Я. И что Я отделяя от самого себя самим собой не считаю. Отсюда исходит всё вообще.
Что считать самим собой? И что не считать самим собой? Что делать собой и что не делать собой? Вот сама суть буддийской философии. И с такой точки зрения, увы, она никогда на Западе правильно не рассматривалась. С этой точки зрения "чистое бытие-ничто", это просто полный отказ от внешних восприятий. Такой абсолютный уход в мысленное самоисследование и самосозерцание своего субъективного мира. Возможно ли оно сейчас? Сначала с полным отказом от ЖАЖДЫ внешних восприятий, а потом и прекращение воспоминаний о прошлых внешних сосредоточениях на внешних объектах. Потому, возможно. Было, раньше. Уходить в абсолютное самосозерцание, чтоб с такой точки зрения все внешнее бытие стало ПУСТОТОЙ. ничем
Федор Родионов 12.09.2022 10:03 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 12.09.2022 11:13 Заявить о нарушении
То есть, понимаете ли, что буддизм вообще постулирует изначально не то, что западная философия? Вернее, он доходит до первопричины, с которой всё начинается. Тогда как западная кантовская философия говорит о самосущем бытии, которое своими формами и воздействиями порождает сознание. Забывая о том, что и "бытие" и "сознание" - это уже готовые умственные представления. Готового механизма - УМА. Буддизм жн хочет понять, а как вообще появляется УМ (пятая причина из 12-ти)... то есть буддизм начинает с начала, тогда как западная философия с того, что этим началом не явлется.
Федор Родионов 12.09.2022 11:26 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 12.09.2022 11:48 Заявить о нарушении
Тут то же самое, что и в предыдущий раз, выше. Вот выше писал про аксиомы или не подвергаемые сомнению взгляды. Тут же скажу с другой точки зрения про это же самое: обычный всякий человек не отделяет свой ум от самого себя. И с этой точки зрения и рассматривает мир. Вы же пытаетесь анализировать и мир, и еще что есть ваш ум. Как некий объект исследования. Но при этом вы не определяете с какой точки зрения вы это делаете.
Но именно анализ самого себя, своего Бессознательного и предлагает сделать Будда. Но вы (собирательно "вы", потому что я много лет говорю с "вами", имеющими такую точку зрения) - так вот, вы отказываетесь признавать некое, более высшее Я, находящееся поверх ума, с точки зрения которого вы и хотите проанализировать свой ум. Вы обычно в ответ спрашиваете, "а что оно такое, это высшее Я?" или "а докажите, что оно есть" и т.д. ... Но Высшее Я, это Субъект. А только с точки зрения Субъекта и можно сделать ум объективным чтоб ответить на ваш вопрос: "что это такое". Понимаете? И нельзя найти Я или изучать Я. Потому что Я сам ищу и изучаю. Я не объект, Я Субъект ...
Федор Родионов 12.09.2022 16:02 Заявить о нарушении
Это классика. Есть внешние объекты. Они очевидно не-Я. Так? Далее, есть глаза, которые на них смотрят. Они Я или не-Я? Очевидно, что не-Я. Потому что глаза существуют для ума. И зависимы от него. Без осознаний того что видит глаз, без ума - глаз, это просто орган. То есть не-Я. Но для кого или чего существует сам ум? Если вы собираетесь его изучать? как объект типа глаза или слуха. И ум с такой точки зрения Я или не-Я? Вопрос...
Федор Родионов 12.09.2022 18:40 Заявить о нарушении
Кстати буддизм не жалует ни высшее Я, ни низшее. Есть даже учение такое — анатмавада, учение, отрицающее атмана. Атман — единая, постоянная, независимая сущность. Всех этих характеристик буддисты не находят. И делают вывод, что никакого такого атмана нет. И обычное я не находят, т. к. в частях его нет, во вне нет, значит его нет вообще. Но здесь они просто игнорируют целое, отсюда и такой вывод.
Я критически отношусь к подобному подходу. Обычное я обнаруживается в нашей целостности. Единичность, постоянство, независимость тоже обнаруживаются наравне с множеством, непостоянством и зависимостью. Так что и атман вполне имеет место быть. Я как раз спасаю от буддистов, так полюбившееся вам Я.
Узнавание же нашего высшего Я в опыте не исключает выстраивания адекватного понимания ума. Наверно, оптимален подход сочетающий субъективное и объективное познание.
Дмитрий Марютин 12.09.2022 19:23 Заявить о нарушении
Федор Родионов 12.09.2022 22:56 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 13.09.2022 01:04 Заявить о нарушении
Федор Родионов 13.09.2022 06:26 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 13.09.2022 08:34 Заявить о нарушении
На самом деле, это совершенно верно, что то, что было вот совсем недавно Субъектом, Бессознательным - может стать объективированным. Какая-то его осознанная часть стать познаваемой. Но, снова-таки для всего остального беспредельного Субъекта. Который беспределен в своих потенциальных состояниях. И новые бессознательные части ждут своего объективирования и познания. НО! Всегда для беспредельного Субъекта, который не может быть полностью познан. Потому что беспределен.
Федор Родионов 13.09.2022 11:01 Заявить о нарушении
Если это успешно удастся сделать и понять истинную природу скандх, тогда поверх скандх открывается новая, более совершенная природа.
Федор Родионов 13.09.2022 11:13 Заявить о нарушении
Федор Родионов 13.09.2022 11:19 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 13.09.2022 20:18 Заявить о нарушении
Федор Родионов 13.09.2022 22:01 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 14.09.2022 00:22 Заявить о нарушении
Что касается определенной сутты, где говорится что из "Субъекта выявляется другой субъект", то такой сутты, где это прямо сказано, я не видел. Но это исходит из вообще сути всех учений. Из самого общего источника всех учений. Из которого произошел, в том числе и буддизм. ... Авиджа, с которой начинается вся патичча самуппада - это невежество, в смысле коллективного Бессознательного, если сказать современным языком. Тогда как то, что находится на противоположной стороне, результат всех осознаний, всех озарений - это уже бесконечное пространство и бесконечное сознание (то, что постигает практикующий в дхъянах). То есть просто происходит осознание этого самого коллективного Бессознательного. И оно становится бесконечным сознанием и бесконечным пространством. Что и есть нирвана.
Федор Родионов 14.09.2022 07:45 Заявить о нарушении
Что касается мыслей и пространства, то можно спросить — что является носителем мыслей? Субъект это только мысль или что-то еще? Что является носителем его мыслей? Не будет ли ограничивать субъекта его носитель? А если у него нет носителя, то как он существует?
То что Субъект выявляет другой субъект — такого в буддизме нет. Если вы что-то додумываете за буддистов, то не называйте это буддизмом, а называйте своей интерпретацией буддизма. И неведение в буддизме не равно коллективному бессознательному. Неведение в буддизме — это неадекватное видение реальности, когда веревку принимают за змею. Т.е. когда приписывают реальности характеристики, которых у нее нет, - единичность, постоянство, независимость. При чем тут коллективное бессознательное?
Дмитрий Марютин 14.09.2022 09:42 Заявить о нарушении
Что касается "ничто", то это просто пространство, наполненное чем-то, о чем мы еще ничего не знаем. Но предел пространства непредставим. Ни с какой точки зрения. Если следовать, конечно, законам логики. За пределом что-то есть, как неизвестное. Есть предел лишь знания и понимания. Но и оно может быть расширено беспредельно.
Что является носителем мыслей? Хороший вопрос. Ответ: поток жизни. Он устремляется во всех наших бессознательных и неуправляемых процессах. В кровообращении, пищеварении, обмене веществ вообще. И мысль - это просто осознание этого потока. В попытке его направить в нужное русло. Чтоб скорректировать свое состояние в лучшую сторону. На этом и основана буддийская практика по установлению осознанности (см. Махасатипаттхана сутту). Потому, носитель есть. И за его надежность можно не переживать.
То, что "Субъект выявляет другой субъект", это просто способ выразить по-русски эту мысль. В "патичча самуппада" или в том, как это переводят (взаимозависимое возникновение) как раз все так и происходит. Но все эти 12-ть нидан субъекты временные, иллюзорные - их надо, как советует Будда, последовательно прекратить (смотрите Нидана Самьютту в Палийском Каноне). И когда эти временные и иллюзорные субъекты прекращены, тогда, как говорит Будда, остается "огонь, который горит в вечном свете, потому что он над, под и повсюду"...
Сейчас пишу публикацию большую с анализом статьи А.В. Парибка. Уже публиковал у себя в ФБ. Хочу еще там дополнить и выложить тут. В ней будет много про Атман, про спор браминов с буддистами. Если допишу и выложу - скажу. Сейчас ничего нельзя знать наверняка. Пока, что предлагаю прерваться.
Федор Родионов 14.09.2022 11:28 Заявить о нарушении
Поток жизни - звучит хорошо. А из чего он состоит? Из энергии и информации? И разве поток этого всего беспределен, тем более находящийся в нем субъект? Любой поток имеет границы, а значит предел.
В 12 звеньях взаимозависимого возникновения нет выявления из Субъекта другого субъекта, нигде в буддийских текстах такого не говориться, это исключительно ваша интерпретация. Отождествлять свою интерпретацию буддизма с буддизмом - значит говорить неправду. Когда говорят неправду, то совершают неблагое деяние.
Дмитрий Марютин 14.09.2022 11:53 Заявить о нарушении
Давайте прервемся. Прочтите, что пишу выше.
Отвечу конкретно позже. Но и сам еще перечту.
Не злитесь и не упирайтесь в неаргументированное отрицание.
Я в этом вам не попутчик. Не будем спешить и толкаться в разговорах о Вечности.
Федор Родионов 14.09.2022 12:38 Заявить о нарушении
Дмитрий Марютин 14.09.2022 13:31 Заявить о нарушении
Федор Родионов 14.09.2022 18:40 Заявить о нарушении