Ей возраст не помеха

Удивительный  человек – Татьяна Ивановна Зажогина. Родилась и выросла она в селе Подгощи, но даже многие местные жители ее не знают, причина не в том, что она почти всегда дома или у кого-то из соседей. Скорее всего потому, что многие, многие годы она не жила в родном селе, покинув его почти 60 лет назад.
Это было в 1941 году. К этому времени Татьяна, окончив курсы телефонисток, уже работала на районном узле связи. Летом ей предоставили очередной отпуск и она отдыхала у своих родителей. Было ей тогда 20 лет – время планов, мечтаний, желаний. Но 22 июня  все перечеркнуло. Жизнь началась, как в кино, новости приходили одна страшней другой. Даже в Подгощах появилось много военных. В здании школы оборудовали госпиталь. Молодые девчата, в их числе и Таня, вызвались там все вымыть навести порядок. А когда стали поступать раненые, девушки стирали для госпиталя бинты, помогали ухаживать за ранеными. Санитаров не хватало, местные жители старались помочь всем, чем могли. Но госпиталь  находился в Подгощах недолго, фашисты наступали. Татьяну и еще одну девушку, Веру Богатыреву, начальник госпиталя попросил помочь отвести раненых в медсанбат, который находился глубже в тылу. Девушки сразу согласились. Иначе они и не могли поступить, ведь они были комсомолками. В спешке даже документов не взяли, думали быстро вернуться. Быстро не получилось. К тому времени, когда раненых сдали в госпиталь село Подгощи уже было занято немцами. Куда деваться? Санитарок в медсанбате № 225 не хватало, вот и стала Татьяна Ивановна Зажогина военной санитаркой. Ей выдали форму, которую пришлось ушивать: она была небольшого росточка и таких размеров одежды в армии не предусматривалось.
Так началась военная биография Татьяны Ивановны. Медсанбат всегда находился не вдалеке от линии фронта. Часть отступала  и медики со всем своим обширным имуществом переселялись на другое место. Носить приходилось не только белье, шкафы, кровати, но и раненых.
- Там где находился медсанбат, мы вывешивали большой белый флаг, - вспоминает Татьяна Ивановна. – Это означало, что здесь находились больные, немощные люди, требующие сострадания. В любые войны раненых не трогали, оберегали. Но фашисты, наоборот, выискивали наши лагеря и обстреливали, бомбили. Какой это был ужас, как умирали раненые, беспомощные солдаты. Как – то я вышла из своей палатки на свежий воздух передохнуть. И в это время прямо в палатку угодил снаряд. Кто там был – раненые, мои боевые подруги – погибли, меня сильно контузило. Были и такие случаи, когда врачи погибали во время операции.
Санитарка Таня всем нравилась в госпитале. Она была очень внимательна к раненым, не боялась любой работы. Сутками не  уходила с поста, поспит где – ни
будь в уголке час – другой  и снова хлопочет. Для каждого находила теплые, нужные слова утешения.
Помниться ей  февраль 1944 года. Ее медсанбат из Новгорода перебазировали в Старую Руссу. Ехали на машинах через Шимск, через замершую Шелонь. Как было больно смотреть на опустошенные, выжженные родные места! Хотелось хоть на минутку забежать домой, узнать живы ли родители. Татьяна попросила увольнительную на один день. Командир не разрешил. Тогда Татьяна выпрыгнула из машины и заявила: « Все равно должна узнать, жива ли мать, хоть расстреляйте меня!» Правда, расстреливать не стали, отпустили на двое суток. Встретилась Таня с родными. Не было предела радости, от того что выжили, уцелели.
А война между тем продолжалась. Фронт двигался на запад, а вместе с ними и Татьяна Зажогина.Это был нелегкий путь. Санитаров при наступлении всегда не хватало. Раненых было много, им нужна была помощь. Именно от того, как умело, своевременно эта помощь оказывалась, зависела дальнейшая жизнь солдата. Сколько людей Татьяна вытащила с поля боя, сколько выходила в госпитале – всех и не сосчитаешь, но каждый говорил ей: ты моя сестра, ты спасла меня, до дней последних не забуду тебя.
Май 45го. Буйная весна. Медсанбат №225 дошел до Берлина, а вместе с ним и военная санитарка – девушка Таня из села Подгощи. Именно в день Победы, в самый большой праздник, она сфотографировалась рядом с цветущей яблоней. Как хотелось ей скорее домой, к родным русским яблоням!
Враг капитулировал. Бои прекратились. Госпиталь расформировали. Татьяна Ивановна вернулась домой в Подгощи и стала работать в сельской библиотеке. Место тихое, спокойное. Можно бы и отдохнуть, но за долгие годы войны Татьяна так привыкла к работе в госпитале, что не смогла жить в деревне. Поехала в Новгород, поступила на курсы медсестер, хотя учеба была больше для диплома, ибо в госпитале она фактически выполняла обязанности медсестры и хорошо знала эту работу. Так и отработала Татьяна Ивановна медсестрой более сорока лет, стала заслуженным работником медицины. Ее портрет и сейчас еще на Доске Почета. А когда уже по возрасту Татьяна Ивановна ушла все же на заслуженный отдых, потянуло ее на родину. Тогда и перебралась она в Подгощи в родительский дом.
- И представляете, - улыбается она,- я ведь никогда по-настоящему не работала на земле, не сеяла, не копала картофель. В юности была телефонисткой, потом добрых сорок лет отдала медицине, а вернулась в родные края – и так захотелось копаться в земле, сажать овощи, ухаживать за ними. Как я жду весны, чтобы снова работать в огороде! У меня большой запас овощей, делюсь с детьми, внуками.
- А по силам ли Вам, Татьяна Ивановна, ухаживать за огородом! Ведь Вам 85 лет.
- Конечно, силы уже не те, - улыбается словоохотливая женщина. – Бывает, иду, иду  и упаду. Полежу, встану – снова за работу. Любому увлечению возраст не помеха. А увлечение можно найти всегда, не нужно только сидеть дома и жаловаться на свою жизнь. Она у меня была большая и трудная, очень трудная, но счастливая. И еще потому я счастлива, что окружают меня добрые хорошие люди.
Такая вот она – ветеран войны, уважаемая женщина – Татьяна Ивановна Зажогина из села Подгощи. Можно сказать, живая легенда нашей истории.


Рецензии