Лунная соната. История одного шедевра

По улице, размахивая руками, стремительно идет молодой человек. Он не замечает прохожих, приподнимающих котелки и почтительно раскланивающихся  с ним. Молодой человек мрачен. «Как она могла!» - шепчут его губы.

Сегодня состоялся решающий разговор с Джульеттой,  его ученицей, музой, возлюбленной.

Как всегда урок начался с совместного музицирования. Семнадцатилетняя кокетка Джульетта способная пианистка. Она тонко чувствует музыку, его музыку.
Но сегодня она рассеяна и молчалива. Несколько раз теряла текст и Людвиг взорвался. Он швырнул ноты на пол  и стал кричать. Последнее время, он часто переходит на крик. Ему кажется, что собеседники его плохо слышат. Страданий добавляет и шум в ушах, который заставляет музыканта напряженно прислушиваться.
…Джульетта молча собирает с пола ноты, она пытается улыбнуться, но плохо скрываемая тревога делает улыбку нарочитой, и это еще больше раздражает Бетховена.

Наконец, собравшись с духом, Джульетта поднимает глаза на своего учителя:
- Мой дорогой друг, вы знаете, как я к вам отношусь, как я ценю ваш талант. Вы стали мне очень дороги,  - она переводит дыхание, - вчера вы открылись мне…
Бетховен сделал движение к девушке:
- Вы мне ничего не ответили!
- Дорогой Людвиг, накануне…  - она вдруг прервала свою взволнованную речь,  - Вот, лучше прочтите,  - Джульетта протянула вытащенный из-за широкого пояса небольшой конверт и быстрыми шагами удалилась.

Бетховен бросился за ней, но внезапно остановившись, решительно пробежал глазами содержимое письма:
«Я ухожу от гения, который уже победил, к гению, который еще борется за признание. Я хочу быть его ангелом-хранителем».
Вся кровь прилила к лицу Людвига: как, неужели его Джульетта, его милый ангел …предал. Но как же те знаки, которые он воспринимал как ответ на его чувства, как же они?  Он носит рубашки, вышитые ее маленькими холеными ручками, он бережно хранит ее письма, которые она посылала в ответ на его неловкие просьбы о прощении за очередной взрыв, крик и швыряние нот. Неужели все это игра, кокетство? Неужели его, пусть не родовитого, но успешного музыканта, она предпочла этому невежде, бесталанному писаке  Роберту фон Галленбергу, которого Бетховен с некоторых пор стал замечать в доме  Гвиччарди?
Бетховен скомкал письмо. Ему казалось, оно еще хранит аромат ее духов.  Прочь из этого дома!

Бетховен стремительной походкой прошел мимо вышедшей ему навстречу графини. Двери хлопали, издавая резкий звук выстрела. Все казалось ненужным, неестественным, враждебным – и заискивающий взгляд старшей графини, и испуганное лицо ее  младшей дочери. Ненужными и опостылевшими стали казаться предметы, которые раньше вызывали удивление  - картины в золоченых рамах, пузатые вазы по углам, наборные столики с выгнутыми ножками; все это хотелось толкнуть, раскидать, сломать.
На улице ему стало чуть легче. Так, бормоча и размахивая руками, не замечая шарахающихся от него прохожих,  он дошел  до  своей улицы. На  Пробусгассе шесть композитор  снимал квартиру в три небольшие комнаты.

Вот он, его спаситель, его рояль. Скинув с крышки недописанные листы, Бетховен открыл инструмент. Внезапное успокоение нашло на него. Руки взяли октаву на до диез: до доез минор – тональность печали и слез. Неторопливо поплыли звуки. Арпеджио укачивало мысль – приходило царственное спокойствие. Мелодия еще не родилась, она пыталась пробиться сквозь покачивание арпеджио и оцепенение баса, и вот она, похожая на траурный мотив, мелодия, уходящая в вечность… Это будет послание для нее.  До диез минор, она поймет, заплачет, но будет поздно. Во второй части он напишет ее музыкальный портрет, а в третьей - отдаст волю своим чувствам. Бетховен хватает чистый нотный лист и торопливым почерком заносит лишь ему понятные знаки.

… Пройдет немного времени и в Вене напечатают сонату Бетховена под номером 14, до диез минор, с первой частью в виде фантазии. В посвящении – Джульетта Гвиччарди.
Что же стало с талантливой, но поверхностной девушкой, не сумевшей оценить гения?
Она вышла замуж за Роберта фон Галленберга и вместе с мужем уехала в Италию. Разочаровавшись в талантах мужа, она завела роман с князем Пюклер-Мускау, который не стесняясь стал обирать свою пассию.
Подурневшая и потускневшая, Джульетта вернулась в Вену, она делала попытки увидеться с Бетховеном, но гордый композитор не смог простить нанесенной обиды.

… Прошло  пять лет со дня кончины гениального композитора. Его музыка звучала повсюду. Однажды друг Бетховена поэт Людвиг Рельштаб вместе с товарищами  шел по вечерней улице Вены. Из открытого окна доносились печальные звуки первой части сонаты номер 14 «Quasi una fantasia».
- Это Лунный свет над Фирвальдштетским озером,  - воскликнул потрясенный  как бы заново услышанной музыкой восторженный поэт!
- Чья это музыка?  - спросил юноша, начинающий поэт, приехавший из провинции.
- Это Бетховен, его соната,  - помолчав, добавил, - Лунная соната.
Тихий вечерний свет освещал улицы притихшей Вены. Нежный аромат цветов дурманил головы прогуливающихся горожан. Чарующие звуки послания к «бессмертной возлюбленной» разливались над городом, звучала «Лунная соната» - великое творение нежной любви и всепоглощающей страсти.


Рецензии