Необыкновенная мама

Нас познакомил Есенин. Ее фамилия мне показалась французской. Потом оказалось, что фамилия украинская, а ее обладательница – женщина с типичной нелегкой судьбой и идеальной русской душой, переполненной высокой поэзией.
Ее университеты
Это было в Константиново в 1990 году. Поездку областного авторского клуба «Созвучие» на родину Есенина, приуроченную к его 95-летию, организовал центр народного творчества. Я в эту, уже сдружившуюся, компанию попал впервые и чувствовал себя чужим. Поэты оживлённо общались, не обращая на меня внимания. Вдруг ко мне подошла женщина и как-то по-доброму поинтересовалась, кто я и откуда, а потом попросила почитать стихи. С этого момента я стал в «Созвучии» своим, потому что Раиса Ефремовна Дерикот воспринималась всем этим сообществом, как мама, которая могла порадоваться за успешного, ободрить неудачника, успокоить разбуянившегося (разумеется, в стихах).
Я никогда не видел ее раздраженной. Она ни словом не проклинала судьбу, хотя другая на ее месте строчила бы не стихи, а просьбы о помощи.
О том, что она пережила, можно было узнать только из творческих откровений:
«Небогатая доля досталась в наследство:
Безотцовщины званье, да звезды с росой.
Я пришла из бездонья военного детства,
Где меняли последние вещи на соль.
Были желудь и жмых, лебеда и мякина,
И ботинки с шипами одни на семью.
Были бомбы, рвались итальянские мины,
Гильзы цацкой бросали в кроватку мою».
А потом было многодетное материнство, собственная вдовья доля. Но опять никаких сетований на трудности. Раиса Ефремовна с улыбкой рассказывала, когда к ней приезжали все пятеро детей с ее многочисленными внуками, то еду хозяйка готовила ведрами: ведро борща, ведро окрошки.
Успокойся, страна.
Читая высказывания о творчестве Раисы Дерикот, наткнулся на мнение о том, что ее стихи, написанные на злобу дня, к каким-то датам, уступают по своему поэтическому достоинству лирике автора. Не могу согласиться с этим мнением, ибо мне ближе именно ее отклики на события в стране. В них нет той озлобленности, которой оценивали эти же события народные массы. В стихах убийственная ирония, к которой читатели восприимчивей, чем к ярости:
«Не с картины народных умельцев,
Не на крейсере-броневике.
Путч. Борис Николаевич Ельцин
С мегафоном, зажатым в руке.
И в разгар митингового схода,
Обернувшись назад, разрешил:
- Ваня, крикни: «Свобода! Свобода!»,
Ваня, флагом почаще маши».
Событиям 1993 года Раиса Дерикот посвятила «Колыбельную стране», где рефреном звучат слова: «Успокойся, страна», а заканчивается колыбельная таким строчками:
«Город спит и село.
Что, уже рассвело?
Новый день, но не гаснет тревога.
С добрым утром, страна.
Нет, еще не война –
Просто танки стоят у порога».
Её стихи для детей не отдают назидательностью, часто встречающейся в произведениях подобного рода:
«Что ты делаешь, Евгения?
 – Ем хрустальное печенье.
Если мама угостит,
Сам услышишь, как хрустит».
За этими совершенными строчками не только опыт воспитания своих детей, но и многолетняя профессиональна работа воспитателем детского сада. Ей принадлежала идея создания в Россоши детского литературного клуба «Малая Медведица». Эту идею она блестяще осуществила, сумев зажечь десятки поэтических огоньков.
«Обыкновенной необыкновенной мамой» назвала Раису Ефремовну ее старшая дочь. Думаю, так о ней могут сказать многие дети самых разных возрастов.


Рецензии
Скромная, умная, достойная, талантливая...и несомненно трудолюбивая.
Жаль её почти не помню...Видела издали один раз на встрече в Каменке...

Спасибо, Слава.

Леонова Еленушка   05.04.2022 10:51     Заявить о нарушении