Ещё один счастливый вечер из моего детства

 
Тёплый и ласковый летний вечер. Осенью мне исполнится девять лет. А сейчас, я сижу в нашей большой комнате  на  приступочке у задней стены печки. Печка у нас большая, она стоит посреди дома, в котором  мы теперь живём. Передняя часть печки находится на кухне, занимающей почти треть нашего дома. Оставшиеся две трети разделены на две комнаты и туда в каждую выходит задняя сторона печки. Это моё  любимое место в нашем доме. Здесь я сижу с моей самой красивой на свете куклой Валюськой, а ещё чаще с книжкой. Особенно приятно  сидеть на приступочке  зимой, прижавшись спиной к тёплой спине печки.

Читать я  люблю, как и вся наша семья. Сейчас мне  почти девять лет. Буквы я знала уже в четыре года, а читать начала с пяти лет. И это совсем неудивительно, ведь передо мной в семье есть ещё трое учеников - два брата - Виктор и Борис  и сестрёнка Маринка.  Они учат уроки за большим столом на кухне, а я чаще всего  кручусь тут же рядом и, как говорится всё "мотаю себе на ус". Родители обнаружили, что я уже умею читать, когда брат Борис стал читать вслух  текст из "Родной речи", а я, вдруг, опередив его, прочла несколько слов сама. Кстати, через сорок два года мой пример повторила моя старшая внучка Маринка.

В тот вечер мы играли в лапту, тогда это была моя самая любимая игра. В командах все были старше меня на три - пять лет, так как чаще всего это были друзья брата и сестры, но меня в игру брали всегда охотно. Я была лёгкая и быстрая и часто приносила команде победу. Да и главным командиром, вокруг которого собиралась ребятня чуть ли не со всего посёлка, стал мой брат Борис. Он тогда, да и позже, был необыкновенным организатором и придумщиком разных интересных игр или других занятий. Не отставала от него и сестрёнка Маринка, весёлая и смелая, которую очень уважали мальчишки. Обидчикам она могла так наподдавать, что не все решались с ней конфликтовать да и уважали они её. Сестра   много знала, потому что была очень внимательной и запоминала прочитанное или услышанное, можно сказать навсегда. Она и сейчас такая же, всё помнит с малого детства. Маринка старше меня на 2 года и 7 месяцев, тем не менее она   хорошо помнит, как меня забирали из роддома и какой я была в моём младенческом возрасте.

Сегодня сестра Марина  с братом Борей остались играть, а старший брат Витя где-то занимался своими делами. Сейчас он  уже учится в выпускном классе и мы с Маринкой как-то видели, что он вдоль реки гулял с девушкой Тамарой, а однажды мы увидели, как они стоят у забора и держатся за руки. Так что все были заняты своими важными делами, а я, вспомнив про новую книжку сказок, которую папа на днях привёз из Москвы, побежала домой. Книжка была необыкновенная - на белых плотных листах, с красивыми яркими иллюстрациями. Тогда картинки в книжках были другими, чем сейчас, более реалистичными и  чёткими, с нормальными пропорциями. Сейчас в качестве иллюстраций рисуют детишек, кошек и собачек с большими головами на маленьком тельце, но тоже достаточно привлекательных. Хотя, на мой взгяд, их с теми нашими книжками, не сравнить даже.

Итак, был чудесный тёплый летний вечер. Я дочитала свои сказки и мир звуков, ощущений и запахов вернулся ко мне. Из кухни до меня донёсся чудесный запах жареной картошки и такие родные голоса мамы и папы. Я не пошла к ним, пусть они побудут немного друг с другом. Они ведь редко бывают одни, папа много работает и часто уезжает в командировки, а мамочка очень много бывает занята по хозяйству. На ней весь дом, дети, огород и, у нас даже есть куры, которых мы держим исключительно для яиц. Папа однажды сделал попытку использовать курицу в качестве пищи, но ... не смог, а ведь он  прошёл войну с начала и до конца и много раз был ранен.

Папа включил радио и я услышала концовку какого-то радиоспектакля, а потом до меня донеслись чудесные звуки музыки. Сначала звучал фокстрот, потом танго и, наконец, песня. Я прислушалась - песня мне была знакома и она мне очень нравилась. Правда, в слова я не особо вслушивалась, мне больше нравилась мелодия и  мягкий душевный голос исполнителя. Эту песню часто слушала мама, и она была у нас на пластинке. У нас тогда был замечательный патефон и большущий фанерный чемодан полный разных пластинок. Я сама не заметила, как стала подпевать певцу. Он уже закончил петь, и по радио теперь передавали новости с полей и заводов, а я всё повторяла запомнившийся мне куплет.

- Наталка, иди к нам, - раздался из кухни голос папы, - Что ты там поёшь, мы с мамой тоже хотим послушать.

Наталка - это я, так меня зовёт папа. А ещё меня зовут Лапочкой, хотя Боря с Мариной очень быстро изменили Лапочку в Лапку, а то и в Лапу. Лапу придумал Боря, ему казалось, что так звучит более серьёзно и даже торжественно. Сначала было смешно, но скоро я и все остальные привыкли.  Я пошла на кухню, там на большой чугунной сковороде дожаривалась картошка, папа резал хлеб, а мама доставала из банки огурцы. Про эти огурцы надо сказать отдельно. Это были китайские консервированные огурцы, вкуснее которых я ничего в жизни не ела.  Я вообще-то мало, что ела в детстве, а жаль - ведь всё было необычайно вкусным и  натуральным. А главное, что наша Мама была удивительной хозяйкой. Я не знаю чего либо в домашнем хозяйстве, что мама выполняла бы посредственно, всё у неё было со знаком качества. Где бы мы ни жили, везде друзья, приятели и соседи признавали, что вкуснее маминых пирожков, пирогов, шанежек и оказиков (беляшей), они никогда не ели. Но я всему этому великолепию предпочитала полубелый ржаной хлеб с китайским консервированным или свежим огурцом, а ещё хлеб с солью или с зелёным луком. Кстати, первоначально, до того как они попадали в банки, китайские огурцы были  длинными до полутора метров в длину и часто с жёлтым цветочком на макушке. Наш район находился по соседству с  Хабаровским краем, так что китайцы время от времени торговали здесь своей продукцией.

- Так спой нам, Лапочка, что ты там пела. Нам с мамой понравилось, но мы плохо расслышали, - настаивал папа.

Семья у нас очень дружная, мы любили проводить вечера вместе. Мы много читали вслух, рассказывали новости, что-то обсуждали и часто устраивали концерты с пением песен  и дикламированием стихов. Особенно хорошо пел брат Борис, поэтому он выступал на всех школьных концертах.  Я не стала отказываться и охотно запела:

В оркестре про розу играла гитара, 
Шумел полупьяный ночной ресторан.
Ну, что же ты смотришь с улыбкой печальной
На мой недопитый тобою стакан.

- О! хорошая песня, - сказал папа, а мама его поддержала.

Мне показалось, что глаза у них подозрительно блестят и улыбки несколько нервные. А мама вообще, вдруг, отвернулась и как-то странно закашлялась. Я поняла, что песня им очень понравилась и они растрогались моим исполнением. Тогда я на бис спела ещё раз.

Тут и папа закашлялся. Ну, конечно, и он пытается скрыть волнение и восторг.

- Замечательная песня, а исполнение ещё лучше. Только я что-то не очень понял, как там всё происходило, какой-то ресторан - заинтересовался папа.

- Так всё просто, -  с охотой стала я объяснять, - Встретились Он и Она, они были друзьями. Она пригласила Его к себе в гости. А рядом с домом у неё находится столовая. Вечером в эту столовую приходят только взрослые, они заводят патефон и слушают пластинки и иногда танцуют, как в клубе. Тогда это становится ресторан, так Герка Перетёртов рассказывал, он там рядом живёт. Он говорил, что взрослые, а пускают туда только взрослых, там ещё едят и пьют морс и квас.  А от кваса в голове шумит и они становятся не пьяные, а полупьяные. Ведь пьяные - это как дядька Матвей, который на пристани водку пьёт и спит. Ресторан рядом и всё у Неё дома слышно, ведь летом только одна рама остаётся и форточка открыта. А может у Неё вообще окна распахиваются.

- Вот оно что... как всё просто, а я не догадался, - протянул папа.
- И я, - обрадовано поддержала его мама, - только я не очень поняла почему он печально смотрит на её стакан.

- Вот-вот, я тоже не очень понял, - поддержал маму папа, - и совсем уж непонятно почему  стакан Её, а Он из него пил, но не допил.

Тут и я призадумалась. Действительно, несколько странная ситуация, но тут же пришла догадка.

- А у Неё чашек нет, есть только стаканы. Хотя, может и есть одна чашка, но ему же будет обидно, если она себе в чашку, а ему в стакан нальёт. Поэтому  она им обоим чай в стаканы налила. А стаканы одинаковые, вот он и перепутал и стал пить из Её стакана, но не допил.

- Да, объяснение разумное, - одобрил папа, но глаза у него снова странно заблестели  и он опять закашлялся. Да и у мамы начался какой-то прерывистый кашель.

- А чего это вы кашляете так странно, - забеспокоилась я, но тут же опять  догадка пришла ко мне сама, - Ох, да вы, наверное, рассол от огурцов пили. Вы что забыли, как я тогда кашляла, там же перец острый.

- Забыли..., - мигом подтвердили родители и снова закашлялись.

- Просто чётко и ясно ты, доченька, всё объяснила. Умница. - похвалил папа.

- А мне всё же не совсем ясно, почему Он на Её стакан смотрел печально, - задумалась мама.

- Вообще-то и мне... . Ведь он свой стакан выпил, да ещё половину от её отхватил. Чего ж тут печалиться, - поддержал маму папа и оба посмотрели на меня, ожидая ответа.

Но и мне это было не ясно.

- Не переживай, сейчас братья и Маринка придут, поужинаем, а потом уже все вместе что-нибудь да придумаем.

Тут в сенях послышался топот и смех - пришли Витя и Боря с Маринкой. А скоро вся семья сидела за нашим большим столом и с аппетитом ужинала. Мы были все вместе и нам было очень хорошо.


Чёрная роза (песня)

 В оркестре играют гитара и скрипка,
Шумит полупьяный, ночной ресторан,
Так что же ты смотришь с печальной улыбкой
На свой недопитый с шампанским бокал?
Ту черную розу — эмблему печали,
В тот памятный вечер тебе я принес.
Мы оба сидели, мы оба молчали,
Нам плакать хотелось, но не было слез.
Любил ты когда-то цыганские пляски
И пару гнедых, полудиких коней,
То время прошло, пролетело, как в сказке,
И вот я без ласки, без ласки твоей.
А как бы хотелось начать все сначала,
Начать все сначала, все снова начать —
Слезою залиться, смотреть в твои очи
И жгучие губы твои целовать.
В оркестре играют гитара и скрипка,
Шумит полупьяный, ночной ресторан,
Так что же ты смотришь с печальной улыбкой
На свой недопитый с шампанским бокал?

 


Рецензии