1. 38 Мусульманские представления о загробном мире

                Из книги «Танатология – наука о смерти» С. Рязанцева:

 «Довольно близки к христианским мусульманские представления о загробном мире, они также основаны на «теории возмездия». В мусульманской мифологии ангел смерти Израил (Азраил), один из четырёх главных ангелов, знает судьбы людей, но не знает сроки кончины каждого. Когда этот срок наступает, с дерева, растущего у трона Аллаха, слетает листок с именем обречённого, после чего Израил в течение сорока дней должен разлучить душу и тело человека. Человек может различными способами сопротивляться Израилу, но тот всегда побеждает.

Уже сразу после смерти, в могиле, умерших допрашивают два ангела – Мункар и Накир. Поэтому могила у мусульман делается по возможности просторной, обычно с нишей в боковой стене или углублением на дне, чтобы умерший мог «сесть» при появлении этих двух ангелов смерти. Иногда их считают идентичными ангелам-хранителям, сопровождающим каждого человека. Имена Мункара и Накира упоминаются только в преданиях, в Коране имена этих ангелов не называются.

В угодное для себя время Аллах уничтожит всё сущее на земле, воскресит мёртвых и будет вершить суд над людьми. Грешники будут низвергнуты в ад, праведники обретут блаженство в райских садах.

Одно из основных названий ада (то есть места, куда попадают после смерти неверные и грешники) в исламе – джаханнам (от древнееврейского Ге-Хинном, геенна) Синонимы джаханнама – «огонь», «пламя», «пропасть» и т.д. Жертвы джаханнама горят в огне. «Всякий раз, как сготовится их кожа, мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказание», - говорится в Коране. Они едят плоды дерева заккум, подобные головам шайтанов, пьют кипяток, который «рассекает их внутренности» и гнойную воду. Другой вид адских мук – жгучий холод.


Разные категории грешников помещают в разные слои ада. Входят в него через разные ворота. Джахаханнам охраняет ангельская стража, «грубые и сильные» число которых -19. Их возглавляет ангел по имени Малик.

В Коране обнаруживаются элементы двух представлений о природе ада. Согласно одному, это нечто вроде  страшного, рычащего, «готового лопнуть от гнева» животного, поглощающего грешников. Согласно другому представлению, это глубокая пропасть, куда ведут семь ворот. Постепенно этот образ был детализирован как воронкообразный кратер с концентрическими кругами, разделяющими разные категории грешников. Такой образ ада  восходит к древневосточным традиции. В мусульманской форме он оказал влияние и на средневековые европейские представления о структуре ада, в частности на те, которые отразились в «Божественной комедии» Данте.

В послекоранной традиции приобрёл популярность образ пути («сират») – тонкого, как волос, и острого, как меч, моста, протянутого над адом и служащего для испытания верующих. Праведники проходят по этому мосту «с быстротой молнии», а грешники сваливаются с него  в «зияющее адское болото». Идея моста для испытания верующих заимствована мусульманами, видимо, из системы представлений зороастрийцев. Там благое божество Вай, выступающее защитником праведных, проводит души умерших по мосту Чинват.

Место, где праведники обретут вечное блаженство, в Коране называется «Джанна» (сад). По Корану, Джанна – это тенистые сады с источниками, каналами и прудами. Там текут «реки из воды непортящейся, и реки из молока, вкус которого не меняется, и реки из вина, приятного для пьющих, и реки из мёду очищенного». Там «плоды, и пальмы, и гранаты». Обитатели мусульманского рая в богатых одеждах возлежат на «ложах расшитых». Они едят, что пожелают, пьют необыкновенные напитки. Им прислуживают «мальчики вечно юные»».

                Все плотские утехи и желания. Но плоть-то осталась на земле после смерти.

«Праведникам даны в супруги черноокие, большеглазые девственницы-гурии, «которых не коснулся до них человек, ни джин.  Гурий описывают как существа различных цветов, созданных из шафрана, мускуса, амбры, имеющих прозрачную кожу и тело, усыпанное драгоценностями. На  груди  гурий надписи  с именем Аллаха и именем своего супруга. Гурии встречаются главным образом в ранних частях Корана.  Позже рядом с праведниками появляются их чистые (точнее – очищенные) супруги», они же «девственницы, мужа любящие, сверстницы».  Сообщается, что жёны праведников вместе с ними попадут в рай. Чувственные образы гурий и супруг-девственниц, ублажающих праведников, одно из коренных отличий мусульманского рая от христианского, где все души являются безполыми.

Итак, основные наслаждения мусульманского рая – это прохлада, покой, роскошные одежды, приятные еда и питьё, вечно молодые супруги из райских дев и из собственных жён, которые станут девственными и вечно молодыми. Возраст всех обитателей рая, согласно послекоранному преданию – 33 года.

Нет сомнений в том, что мусульманский образ рая продолжает древневосточную традицию представлений о загробном царстве. В Коране фигурирует библейский (Эдем) и персидский (алфирдаус) термины для обозначения рая. Некоторое описание в Коране находит себе параллели в иудейских, христианских и древнемесопотамских текстах. В целом мусульманский образ рая можно считать аравийским развитием народных представлений о рае, бытовавших среди последователей разных ближневосточных религий, в частности христианства, иудаизма, зороастризма.

Как мы только что видели, образ загробного мира в Коране гораздо более детализирован, чем в Библии. Действительно, представления о посмертном существовании в Ветхом завете весьма неопределённы, а в Новый завет также избегает сколько-нибудь подробных описаний сцен посмертной жизни. Конкретные образы христианского рая и ада складываются из сведений, приведённых в различных откровениях и видениях святых. Лишь в начале XIV века западному миру была дана первая за тысячу  с лишнем лет существования христианства, самая объёмная, законченная, цельная картина жизни за смертью, имеющая цель, смысл и структуру, - «Божественная комедия» Данте Алитьери (1265 – 1321)». 

                Из книги «Тайна смерти» составитель М. Ошуркова (стр. 493).


Рецензии